Урок комплексного применения знаний и умений посвященный празднику «День народного единства» для 3-4 класса. Тема: ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ!.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Сердюкова Наталья Алекандровна

Цель: знакомство с историей праздника День народного единства, формирование гражданственности и патриотизма, популяризация праздника, сплочение коллектива.

Задачи: проанализировать происхождение праздника и необходимость его восстановления.

Предполагаемый результат: смогут

·     Обосновать причины возникновения Дня народного единства.

·     Составлять кластер по теме.

·     Раскрывать содержание понятий «дружба», «единение», «терпимость», «гражданская солидарность», «благотворительность»

УУД, формируемые на уроке:

личностные: формирование культуры речевого общения, мотивации к учению;

коммуникативные: умение  слушать другого ученика, обмениваться мнениями, сотрудничать;

познавательные:  умение осуществлять отбор необходимой информации

регулятивные: осуществление самоконтроля, умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Форма урока: Урок-исследование

Технология обучения:  Проблемно-развивающее обучение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ko_dnyu_nar_ed.docx564.44 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc859 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока

Урок комплексного применения знаний и умений посвященный празднику

«День народного единства»  для 3-4 класса.

Тема: ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ!.

ФИО учителя: Сердюкова Наталья Александровна

Должность: учитель начальных классов

ОУ: МБОУ лицей г. Зернограда

Субъект Российской Федерации: Ростовской области,

2016-2017 уч. год

Тема: ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ!.

http://реутов.рф/common/upload/2013_1.jpg

Цель: знакомство с историей праздника День народного единства, формирование гражданственности и патриотизма, популяризация праздника, сплочение коллектива.

Задачи: проанализировать происхождение праздника и необходимость его восстановления.

Предполагаемый результат: смогут

  • Обосновать причины возникновения Дня народного единства.
  • Составлять кластер по теме.
  • Раскрывать содержание понятий «дружба», «единение», «терпимость», «гражданская солидарность», «благотворительность»

УУД, формируемые на уроке:

личностные: формирование культуры речевого общения, мотивации к учению;

коммуникативные: умение  слушать другого ученика, обмениваться мнениями, сотрудничать;

познавательные:  умение осуществлять отбор необходимой информации

регулятивные: осуществление самоконтроля, умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Форма урока: Урок-исследование

Технология обучения:  Проблемно-развивающее обучение

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Дети заходят в класс под песню «Большой хоровод». Автор текста (слов) Жигалкина Е.,  композитор (музыка) Хайт А.  Становятся вокруг учителя.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами  будем разговаривать? Правильно, сегодня мы отправимся в прошлое на 400 лет назад, в начало 17 века. В то время, когда произошла смена царских династий. Это было страшное время, которое назвали смутой. Рассматривать эти исторические события будем с точки зрения людей разных профессий. Я предлагаю вам сесть по группам (историки, музыканты, скульпторы, священнослужители, литераторы). Заранее группы готовились к уроку под руководством учителя, каждая  по своему направлению. Учитель представляет участников урока.

3) Первичное закрепление в знакомой ситуации в изменённой ситуации

Литераторы инсценируют или читают по ролям.  

 Предлагаем Вашему вниманию отрывок из поэмы о Кузьме Минине.

В темной келье при свечах трудится монах-летописец. Около него появляется мальчик-ученик.

Летописец отрывается от работы и кладет перо.

Мальчик (обращается к летописцу).

О чем, отец, ты летопись ведешь?

Кому обращены твои правдивые сказанья?

Летописец.

Пусть ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу

И сильных чаще поминают

За их отвагу, твердость, доброту.

(Задумчиво.)

Безмолвно как, спокойно все кругом...

Однако предчувствую небесный гром и горе.

(Вздыхает.)

Мальчик.

Изволишь тяжко так вздыхать, О чем печалишься ты, отче?

Летописец.

Средь мирных дел

Грядут лихие времена —

 Нас ждет година испытаний.

Мальчик. О, кто с тобою согласится? России слава так гремит повсюду. Своим богатством и размером она теснит Европы страны. Тут за стеной высокой гудит разноязыкий гомон. То торг ведут купцы со всех концов вселенной, а сколько здесь ремесленников, ваятелей, каменотесов — спешат свое уменье отдать столице...

Летописец. Не ведают они, что на Западе уж зреет смута. И буря пронесется по стране великой. И будут отторгаться от России земли. И Кремль падет перед врагом, как лист осенний. В разрухе, в хаосе земля... (Скорбно.) Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение и стон, и плач народа...

Мальчик. Кто ж так прогневал Небеса? Ужель Россия в прахе?

Летописец

Погодь, однако.

На старости я словно сызнова живу. Все как минувшее проходит предо мною: Да, будут дни крамол, Но после смут из пепла, из обломков Россия встанет. Вижу день, Когда спасителей ее прославят, А распинавших проклянут...

Учитель: О чем предупреждал старец?

Историки: После смерти царя Ивана Грозного (Рюриковича) в 1584 году в государстве начался кризис. Единое государство русское распалось, и появились многочисленные самозванцы. Страну поразили повсеместные грабежи, разбой, воровство, пьянство.

В кремль пришли польские войска, которые хотели посадить на русский престол католического королевича Владислава

Многие пытались поднять русский народ на защиту православия, но не получалось.

В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: (достают свиток)

"Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны  избрал новым царем Михаила Романова , первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Литераторы:

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

икона казанской божьей матери И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Священнослужители:

Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках. Именно она, как свято верили на Руси, и помогла защитить Государство Московское от польского нашествия.

В 1625 году Дмитрий Пожарский в честь Казанской иконы Божьей Матери и победы над поляками на собственные средства возводит на Красной Площади деревянную церковь. Каменный Казанский Собор появился только в 1635 году, он был построен на месте сгоревшей во время пожара Москвы деревянной церкви. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, что 4 ноября – это государственный праздник, день Казанской иконы Божьей матери. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

C:\Users\Сердюковы\Desktop\7.09\урок ко ДЕ\440df5dd1c43.jpg

Скульпторы:

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

В 1818 году в Москве на Красной площади состоялось торжественное открытие первого в городе скульптурного памятника, сооруженного на средства, собранные по общественной подписке. "Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия лета 1818 года", – гласила надпись на пьедестале монумента. Созданный в 1804-1818 годах русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом памятник запечатлел руководителей национального сопротивления 1611-1613 годов – Кузьму Минича Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского. Пьедестал монумента украсили барельефы "Нижегородские граждане" и "Изгнание поляков". Произведению суждено было стать шедевром русского монументального искусства.

http://tagilmama-common.s3-eu-west-1.amazonaws.com/medialibrary/5fe/5fe8a726aad6b04f3509f683709f05bd/c4d2ecb38661a4367e4b5bdf979afda9.gif

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель:  Давайте попробуем составить кластер по теме.

См. Приложение 1

Создание модели «Одеяло мира из бумаги».

Предлагаю вам поучаствовать акции «ОДЕЯЛО МИРА». Так мы выразим свой протест против агрессии к людям с другим цветом кожи и разрезом глаз. Собранное из кусочков интернациональное одеяло мы поднимем над собой, "укрываясь" им от национальной вражды и дискриминации по цвету кожи, протестуя против агрессии, унижения, войн. Демонстрируя тем самым идею народного единства.

C:\Users\Сердюковы\Downloads\IMG_7243 (1).JPG

Детям раздаются шаблоны, которые они разукрашивают, а потом собирают вместе. Пока дети украшают одеяло, звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Игра: «Закончи фразу»

Праздник День народного единства теперь празднуют……(4 ноября)

Новый праздник призван напомнить о том….что россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

Единство нужно для того,чтобы….. (строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности)

Праздник День народного единства еще называют…( День воинской славы России. День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Я предлагаю вам сочинить дома письмо сверстникам об акции «Одеяло мира из бумаги» в нашем классе с призывом присоединиться. Лучшее мы отправим в местную газету или на сайт лицея.



Предварительный просмотр:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок комплексного применения знаний по русскому языку в 3 классе по теме "Орфограммы в корне слова"

Урок был подготовлен и проведен совместно с учителем русского языка 8 класса и учащимися 8 класса....

Урок комплексного применения знаний по теме "Еда. Как накормить голодного дракона". в 4 классе по УМК Биболетовой М.З.

Пояснительная записка. Тема урока: «Еда. Как накормить голодного дракона».   Этот урок проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием.Урок тесно связан с предыду...

Урок комплексного применения знаний и умений в области технология, 4 класс. Урок - проектная работа "Город, удобный для всех"

Данный урок - это творческая мастерская. учащиеся выполняли макет различных зон города. Начинается работа с того, что класс разбивается на бригады. Каждая бригада создаёт макет выбранной зоны :спортив...

Технологическая карта Тема «Правописание непроизносимых согласных » Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Изучение слов с непроизносимыми согласными. Освоение способов  проверки. Непроизносимые согласные, родственные слова....

Урок комплексного применения знаний и умений. Сложение и вычитание многозначных чисел

Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел.УМК: Школа России.Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления и обобщения знаний).Цель урока: Отработка вычислительных...

Урок комплексного применения знаний и умений " Решение простых задач".

Цель урока: способствовать формированию умения решать простые задачи, создавая условий для применения и совершенствования знаний обучающихся по теме «Решение простых задач».Задачи урока:...