Урок окружающего мира. 3 класс. Органы чувств
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тема: Органы чувств

Цель: Исследование и изучение особенностей органов чувств, их работы и восприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Рогачкова Наталья Николаевна

Класс: 3

Урок  окружающего мира по теме «Органы чувств»

Тема: Органы чувств

Цель: Исследование и изучение особенностей органов чувств, их работы и восприятия.

Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  • Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

УУД:

Личностные УУД:

  • проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  • формировать умение работать в паре, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
  • строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других
  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Мотивация познавательной деятельности

     

Настроить детей на продуктивную  работу, создать эмоциональный благоприятный настрой.

                                                                         

Чтобы окружающий мир ...,

Нужно уметь ...,

Признаки предметов любых ...,

Их общие и различные свойства ..., ....(Слайд)

Вставьте пропущенные слова и вы узнаете,

какие умения нам необходимы будут  на уроке?

А вот, что получилось у меня:

Чтобы окружающий мир изучать,

Нужно уметь наблюдать,

Признаки предметов любых выделять,

Их общие и различные свойства отмечать, называть.(Слайд)

Я надеюсь, что все эти умения у вас есть и мы смело можем отправляться в путешествие за новыми знаниями.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Личностные.

Личностная мотивация к обучению.

Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Коммуникативные.

Уметь общаться с учителем, сверстниками, слушать и вступать в диалог.

2.Актуализация знаний      

Повторение изученного материала, необходимого для  восприятия новой темы.

А для этого предлагаю собрать багаж знаний, которые вы получили на прошлом уроке.

Вспомните тему прошлого урока.

Какие вопросы можете задать друг другу по теме?

Организм человека.

1.Из чего состоит организм человека? 2.Приведи примеры органов человека.

3. Что такое системы органов?

4. Какая система органов управляет деятельностью организма?

Познавательные. 

Воспринимать  информацию учителя и одноклассников

Коммуникативные.

Уметь общаться с учителем, сверстниками, слушать и вступать в диалог.

Личностные.

Оценивание усваиваемого материала

3. Формулирование темы и цели урока

Формирование навыков  целеполагания, повышение интереса  к учебному материалу.

Сегодня  продолжим  пополнять багаж наших знаний. А на вопрос , что мы будем изучать на уроке, помогут ответить наши гости. Но не те, которых мы видим, а другие. Откройте конверты.   ( В конвертах силуэты  человечков).

  На что вы обратили внимание?

Если объединить эти слова  в одну группу, как можно назвать их одним словом?

Так как зрение, слух, вкус, обоняние- это чувства, значит точнее будет сказать, органы чувств.

Сформулируйте тему урока.

На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

Учитель фиксирует вопросы на доске.

У человечков глаза, уши, нос, рот- отсутствуют .

Это органы.

Органы чувств.

1.Какие органы чувств есть у человека?

2. Зачем нужны органы чувств?

3. Как работают органы чувств?

4.Какую информацию передают органы чувств?

5. Как нужно беречь органы чувств?

Регулятивные.

Анализ известного и неизвестного; определение и формулирование темы и  учебных задач ,планирование деятельности

Коммуникативные.

 Умение выражать свои мысли. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

4. Открытие детьми новых знаний

Предоставление нового материала.

Где мы можем найти ответы на вопросы?

Давайте понаблюдаем. Для этого закройте глаза . (Звучит музыка). Что вы услышали?

Какой орган чувств помог  услышать звуки?

Внешняя часть уха по форме похожа на морскую раковину, поэтому ее и назвали ушная раковина. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передает их по слуховому проходу к тонкой, но очень прочной барабанной перепонке . Это всё – наружное ухо.

  Под действием звука барабанная перепонка колеблется и передает звуковые колебания в среднее ухо. В среднем ухе находятся три слуховые косточки, соединенные между собой. Они передают колебания во внутреннее ухо. В нашем внутреннем ухе находится улитка

Она передает по нерву толчки в мозг.(Слайд)

Повторим хором.

Ученики проговаривают, а учитель показывает на слайде.

 Я считаю, что уши даны человеку  только для слуха? Отнеситесь к моему утверждению.

На этот вопрос более точно  нам поможет ответить Степан.

Я права была насчет того , что уши нужны только для слуха?

 Ухо- орган слуха и равновесия.( Слайд)

А сейчас  посмотрите  сценку и ответьте на вопрос: почему герои не могли понять друг друга?

Так почему же не получился конструктивный диалог?

А чтобы не потерять слух, что нужно делать?

Я предлагаю прочитать памятку об этом на стр.127

Вывод:  Мы узнали, что уши - орган слуха и равновесия,  который очень важен и его нужно беречь.

А сейчас послушайте загадку:

              Щиплет Дедушка Мороз

              ребятишек всех за ......

Для чего человеку этот орган чувств?  

А вы знаете, как называется способность, чувствовать запахи? ( Работа со словарем)

Значит нос- это орган обоняния. Я хочу открыть вам секрет, что нос связан с другим органом чувств - языком. Какую функцию выполняет этот орган чувств?

Следовательно язык- орган вкуса и речи.

Как вы думаете, почему орган обоняния  и орган вкуса тесно взаимосвязаны?

Точный ответ мы узнаем посмотрев на экран                   ( видеопрезентация)

Как вы считаете, нужно беречь эти органы? Прочитаем об этом в учебнике на стр. стр. 127 - 128( по вариантам)

Вывод: нос- орган обоняния, язык- орган вкуса и речи. Они очень важны и их нужно беречь.  

- Посмотрите внимательно, какого органа чувств не хватает у человечков?

                            Физминутка

Такую гимнастику можно делать, когда ваши глазки устали.

Какую функцию выполняет этот орган чувств?

А сейчас повернитесь к друг другу и посмотрите в глаза.

Какой  формы глаз человека?

За то, что глаз круглый и плотный, его назвали глазным яблоком.

Что еще видите?

Какого цвета радужка у вашего соседа по парте?

Итак, глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки и зрительного нерва. ( Муляж глаза)

Глаза настолько уникальный орган человека, что даже науке известно еще далеко не все. Некоторые ребята нашли очень интересную информацию об этом органе чувств и хотят ей поделиться.

Почему так говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?

80 % всей информации об окружающем мире и о самом себе мы получаем визуально т. е. с помощью глаз. Большая нагрузка на глаза?

Какой вопрос возникает?

Конечно, надо соблюдать определенные правила, которые я предлагаю вам сейчас выбрать из предложенных и наклеить. Таким образом у вас получится памятка, которой вы сможете пользоваться. В помощь 127 стр. учебника.

Поделитесь тем, что у вас получилось.

Вывод: глаза- это орган зрения, который очень важен и его нужно беречь.

В учебнике, узнать у учителя,  друг у друга, понаблюдать.

Услышали мелодичную музыку, звуки дождя и птиц.

Уши.

Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка–  это  наружная часть уха. Три слуховых косточки – среднее ухо. Улитка – внутреннее ухо .  

Ответы детей.

Ухо не только дает способность слышать, но и отвечает за равновесие нашего тела. Человек с плохим слухом испытывает головокружения. У него происходят изменения в положении тела и походке.

Нет, уши отвечают и за слух, и за равновесие.

- Здравствуй, тетка Катерина!

- У меня яиц корзина!

- Как поживают домашние?

- Яйца свежие, вчерашние!

 -Ничего себе, вышла беседа!

- Авось , распродам до обеда!

Потому что Катерина была глуховата.

Нужно беречь уши.

Сначала читают самостоятельно, потом один ученик читает вслух.

Дети рисуют человечкам уши.

Нос.

Чувствовать запахи.

Дети знакомятся с  лексическим значением слова " обоняние".

С помощью языка человек различает вкус пищи, разговаривает.

Ответы детей.

Вывод: если мы не чувствуем запах еды, она кажется нам безвкусной.

Ученики рассказывают друг другу о прочитанном.

Дети рисуют человечкам  нос и язык.

Нет глаз.

Гимнастика для глаз ( дети делают, стоя за партами).

Глаза – орган зрения.

Круглый.

В глазном яблоке есть белая оболочка, а окрашенная- это радужка.

1. Каждый глаз содержит 107 миллионов клеток, и все они чувствительны к свету.

2.У человека примерно 150 ресниц на верхнем и нижнем веке , каждая ресница живет 5 месяцев.

3.  Человек в минуту моргает примерно 20 раз, а сидя за компьютером 7 раз .

4. Ваши глаза всегда останутся такого же размера как при рождении, а уши и нос не перестают расти всю жизнь.

5. Когда человек чихает, глаза закрываются автоматически и как бы вы не хотели, вы не сможете чихнуть с открытыми глазами.

6. Глаза, как и все органы чувств, связаны с головным мозгом: предметы в глазах отображаются перевернутыми .Правильным изображение делает головной мозг.

7. Про глаза говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Да.

А надо беречь глаза и как??

Дети работают в парах.

Дети рисуют человечкам глаза.

Регулятивные.

Участие в эксперименте, высказывание предположений.

Познавательные. 

Воспринимать  информацию учителя и одноклассников

Коммуникативные.

Уметь общаться с учителем, сверстниками, слушать и вступать в диалог.

Коммуникативные.

Умение слушать и понимать одноклассников.

Познавательные.

 Извлекать информацию из учебника.

Познавательные.

 Извлекать информацию из словаря. 

Регулятивные.

 Высказывание предположений .

Коммуникативные.

Высказывать свою точку зрения, умение договариваться.

Регулятивные.

Высказывание предположений на основе наблюдения.

Познавательные.

Извлечение информации из разных источников.

Коммуникативные. 

Согласованно выполнять совместную деятельность.

5.Закрепление изученного материала.

Закрепление пройденного материала.

Урок  заканчивается, вернемся к тем вопросам, которые мы зафиксировали в начале урока. На все ли вопросы ответили?

Да.

Коммуникативные.

 Слушать и понимать речь других

6. Контроль

Подвести итог урока, выяснить, что дети усвоили хорошо и на что обратить внимание.

Дополните высказывание ( Слайд)

1. Глаза - это орган....

2. Уши- это орган....

3. Нос -это орган.....

4. Язык это орган.....

5. Органы чувств нужно.....

Проконтролируйте себя ( Слайд)

1. Глаза - это орган зрения.

2. Уши- это орган слуха.

3. Нос -это орган обоняния.

4. Язык это орган осязания.

5. Органы чувств нужно беречь.

Дети работают индивидуально, затем проверяют себя и оценивают по шкале.

Регулятивные.

Контроль и оценка достижений.

7. Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

На улице зима, холодно, давайте наденем на наших помощников шубки. ( зеленая шубка- я все понял, у меня все получилось, желтая- были сомнения, но я справился, красная- я ничего не понял).

Покажем гостям и уберем в конверт, они будут помогать нам на следующем уроке.

Личностные.

Определять уровень своих знаний,  проявлять способность к

самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Регулятивные.

Осуществлять итоговый контроль,

оценивать результаты деятельности,

формировать адекватную самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Урок в 3 классе «Органы чувств»

Тип урока: объяснение нового материалаТема : «Органы чувств»Цель: дать полное представление учащимся об органах чувствЗадачи:-формировать представление об органах чувств и их роли в жизни ...

Урок окружающего мира "5 органов чувств"

Урок окружающего мира "Арт-технология"...

конспект урока в 3 классе "Органы чувств человека"

на уроке дети ознакомятся с органими чувств человека...