Программа по ДО "Твой шаг в природу"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Никифорова Светлана Владимировна

Программа по ДО "Твой шаг в природу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tvoy_shag_v_prirodu_2020-2021.docx79.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Уязыбашево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа с.Уязыбашево муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/Никифорова Л.В../

Протокол № _____

от  «__»___________2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ /Яковлева Л.А../

«____»____________2020 г.        

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ с.Уязыбашево

_____________ /Ефремов В.С

/

Приказ  от________2020 г. №____

Программа

внеурочных занятий

«Твой шаг в природу»

естественнонаучной направленности»

Возраст обучающихся: 6-12  лет

Срок реализации: 4 года

Составитель:

 Никифорова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Уязыбашево

Уязыбашево, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка        3

Учебный план        6

Содержание программы        7

Методическое обеспечение        15

Литература        16

Приложение 1. Диагностический материал

Приложение 2. Календарный учебный график

Приложение 3. Индивидуальный учебный план(при наличии)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Твой шаг в природу» (далее – программа) предусматривает проведение учебных занятий в системе учреждений дополнительного образования поестественнонаучной направленности.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от  04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Уставом Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан;
  •  Положением о дополнительныхобщеобразовательных общеразвивающих программахМуниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом пионеров и школьников» муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.

Актуальность программы продиктована социальным запросом – как показывает практика, современные дети обладают довольно обширными данными об окружающем их природном мире, но эти сведения, как правило, фрагментные, поверхностные и неточные,данная же программапоможет ребенку конкретизировать, расширить и дополнить знания о природном мире.

Отличительная особенностьданной программыв том, что онаразработанапо принципу концентризма, который предполагает рассмотрение одного и того же вопроса по нескольку раз. При повторном изучениивопроса, его содержание расширяется, дополняетсяновыми сведениями, связями и зависимостями. Данная программа состоит из четырех концентров: «Азбука природы», «Знакомые незнакомцы», «Многообразие природного мира», «Материки и океаны», каждый концентр – год обучения.

Контингент обучающихся – дети в возрасте 6-12 лет, набор в учебные группы свободный, состав постоянный – 10–25 обучающихся.

Сроки реализации программы - четыре года, программа рассчитана на 144 часа.

Режим занятий составляется в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14:

– первый год обучения (возраст 6-8 лет) один раз в неделю по одному академическому часу (30-45 минут) – 36 часов в год;

– второй год обучения (возраст 8-10 лет) один раз в неделю по одному академическому часу (45 минут) – 36 часов в год;

– третий год обучения (возраст 10-11 лет) один раз в неделю по одному академическому часу (45 минут) – 36 часов в год;

– четвертый год обучения (возраст 11-12 лет) один раз в неделю по одному академическому часу (45 минут) – 36 часов в год.

Цель программы – сформировать у обучающихся основы естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры.

Задачи:

- образовательнаяоснована на формировании естественнонаучных знаний – помочь детям узнать, что и как происходит в мире природы;

- развивающая основана на формировании умений и навыков – научить ребенка взаимодействию с природой;

- воспитательнаяоснована на формировании отношения к природе – научить любить окружающий мир.

Ожидаемые результаты. Изучив данную программу, обучающиеся повысят свои знания в области биологии, географии и истории, научатся:

- самостоятельно искать, анализировать и обрабатывать необходимую информацию;

–видеть и понимать окружающий мир;

– продуктивно работать в  групповой коммуникации;

– владеть умениями в сфере социальной и трудовой активности.

К концу первого года обучения дети будут знать:

– основные группы растительных и животных организмов;

– разнообразие природных явлений;

 взаимосвязь живой и неживой природы;

– значение живой и неживой природы в жизни человека;

– нормы и правила поведения в окружающей природной среде;

– условия, влияющие на сохранение здоровья человека;

уметь:

– распознавать основные группы растительных и животных организмов по рисункам, фотографиям;

– проводить наблюдения за природными объектами и проанализировать полученные результаты;

– выполнять основные правила гигиены.

В конце второго года обучения дети будут знать:

– основные группы растительных и животных организмов, их приспособленность к условиям существования;

– места обитания представителей флоры и фауны;

– значение растений и животных в жизни человека;

– правила поведения человека в природе;

– экологические проблемы своего региона, причины их возникновения и возможные пути их устранения;

уметь:

– распознавать основные группы растительных и животных организмов по контурам, рисункам, фотографиям, гербариям, голосам, следам;

– наблюдать за природным объектом и оформлять результаты в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

– осуществлять экологически рациональные поступки в окружающей среде;

– заботиться о своем здоровье.

К концу третьего года обучения дети будут знать:

– классификацию животного мира;

– взаимосвязь в системе «Человек-Природа»;

– нормы и правила поведения в окружающей природной среде;

уметь:

– пользоваться экологическими терминами;

–  находить и обрабатывать информацию из различных источников.

К концу четвертого года обучения дети будут знать:

– географические и климатические особенности материков и океанов;

– факты из истории исследования материков и океанов;

– растительный и животный мир материков и океанов;

– традиции и культуру народов мира;

уметь:

– сравнивать географические, климатические, исторические особенности материков и океанов;        

– давать описание представителям животного и растительного мира материков и океанов;

– составлять исследовательские проекты.        

Формы подведения итогов реализации программы. Для отслеживания результативности образовательного процесса программой предусматривается проведение текущего контроляуспеваемости и промежуточной аттестации обучающихся – проверка знаний и умений в форме тестовых заданий (приложение №1).

Дополнительные сведения о программе. Программа вариативна. Педагог имеет возможность менять соотношение пропорций разделов, как для всего коллектива, так и для отдельного участника образовательного процесса в зависимости от возраста детей, развития, навыков, знаний, интереса к конкретной теме занятия, степени ее усвоения.

Программой предусмотрено инклюзивное образование – работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов в общем составе учебной группы объединения.

Программой предусмотрена работа по индивидуальному учебному плану (приложение №3) –обучение талантливых детей/детей-инвалидов) индивидуально/ в малых группах численностью _____ человек).(при наличии )

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 Учебный план первого года обучения «Азбука природы»

Наименование раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

1

-

2.

Азбука природы

32

16

16

3.

Текущий контроль успеваемости. Тестирование

1

-

1

4.

Промежуточная аттестация. Тестирование

1

-

1

5.

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

36

17

19

 Учебный план второго года обучения «Знакомые незнакомцы»

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

1

-

Млекопитающие

15

7

8

Птицы

11

5

6

Насекомые  

6

3

3

Текущий контроль успеваемости. Тестирование

1

-

1

Промежуточная аттестация. Тестирование

1

-

1

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

36

16

20

Учебный план третьего года обучения «Многообразие природного мира»

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

1

Тип Черви

1

0,5

0,5

Тип Губки

1

0,5

0,5

Тип Иглокожие

1

0,5

0,5

Тип Кишечнополостные

1

0,5

0,5

Тип Моллюски

1

0,5

0,5

Тип Членистоногие

4

2

2

Тип Хордовые

23

115

11,5

Текущий контроль успеваемости. Тестирование

1

-

1

Промежуточная аттестация. Тестирование

1

-

1

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

36

17

19

Учебный план четвертого года обучения «Материки и океаны»

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

1

-

Облик планеты Земля – материки и океаны

1

1

-

Материки

26

13

13

Мировой океан

5

2,5

2,5

Текущий контроль успеваемости. Тестирование

1

-

1

Промежуточная аттестация. Тестирование

1

-

1

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

36

17,5

18,5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание первого года обучения «Азбука природы»

  1.  Вводное занятие «Будем знакомы» (1ч.) Комплектование группы. Инструктаж по технике безопасности.
  2. БукваА(1ч.) - Аквариум. Понятие об аквариуме как мини–экосистеме. Растения и животные аквариума. Условия, необходимые для их жизни. Рисование по теме «Заселим аквариум».
  3.  Буква Б(1ч.)  – Бабочки. Бабочка –  представитель отряда насекомых. Общая характеристика бабочки. Рисование по теме «Бабочка».
  4. БукваВ1(1ч.)– Вода. Понятие о воде. Значение воды в природе и жизни человека. Реки, озера, моря, океаны – природные источники воды. Загрязнение и очистка воды. Рисование по теме «Экологический плакат».

  5.  БукваВ2(1ч.)– Времена года. Сезонные изменения природы.Рисование по теме «Годовой цикл».

  6. Буква  Г(1ч.) -  Гигиена. Правила личной гигиены. Рисование по теме «Средства личной гигиены».
  7.  Буква Д(1ч.)  – Дерево – как растение. Строение дерева: корень, стебель, ветви, листья. Деревья нашего края. Дерево – дом для многих животных и птиц.Рисование по теме «Деревья в разные времена года».
  8.  Буква Д(1ч.) Домашние питомцы. Разнообразие одомашненных животных. Содержание и уход домашних питомцев. Рисование по теме «Мой друг».
  9.  Буква Е, Ё(1ч.) – Ежи. Ёж – насекомоядное животное. Рисование по теме «Сердитый недотрога».
  10.  Буква Ж(1ч.) Живая и неживая природа. Понятие о неживой природе. Понятие о живой природе. Взаимосвязь живой и неживой природы – главное условие существование жизни на Земле. Рисование по теме «Живая природа  – неживая природа».
  11.  БукваЗ(1ч.)  – Зоопарк – участок природы. Виртуальная «экскурсия» в зоопарк». Рисование по теме «Обитатели зоопарка».
  12.  БукваИ(1ч.)  – Игра. Игровая программа «Моя безопасность на дороге». Рисование по теме «Правила дорожного движения».
  13.  БукваК(1ч.)  – Кошки. Разнообразие пород. Отличительные особенности и повадки животного. Зарисовка животного.
  14.  БукваЛ1(1ч.) Лес как экосистема  – сообщество растений и животных, живущих вместе.Животные леса – растительноядные, плотоядные, всеядные. Рисование по теме «Лес – сообщество растений и животных».Этажи леса – деревья, кустарники, травы. Лес – дом для животных и птиц. Значение леса в природе и жизни человека. Лесные пожары – экологические бедствия. Правила поведения в лесу. Рисование по теме «Этажи леса».
  15. Текущий контроль успеваемости (1ч.) Тестовое задание «Азбука природы».
  16.  БукваН(1ч.) – Насекомые – самая многочисленная, многообразная группа животных. Условия обитания. Роль насекомых в природе и жизни человека. Охрана насекомых.Зарисовка насекомых.Анализ тестовых работ.
  17.  БукваО(1ч.) Осадки – часть неживой природы. Характеристика атмосферных осадков. Рисование по теме «Осадки».
  18. БукваП1(1ч.) Пауки – восьминогие охотники. Общая характеристика паука-крестовика. Зарисовка паука.
  19.  БукваП2(1ч.) Птицы  пернатые друзья. Общая характеристика птиц. Зарисовка птиц.
  20.  БукваР(1ч.) Растения и их разнообразие. Разнообразие растений. Зеленые растения – легкие планеты. Зарисовка растений.
  21. Буква С(1ч.) Собака – друг человека.Разнообразие пород собак. Отличительные особенности и повадки животного. Зарисовка животного.
  22. Буква С(1ч.) Солнечная система. Солнце и планеты. Значение солнечного света для жизни живых существ Земли. Суточное движение Земли. Движение Земли вокруг солнца.Рисование по теме «Солнечная система».
  23.  Буква Т(1ч.) Труд – процесс деятельности человека. Виды труда: умственный и физический.Развлекательно-познавательная игра «Умники и умницы».
  24. БукваУ1(1ч.) Улитки. Общая характеристика моллюсков на примере виноградной улитки. Зарисовка моллюска.
  25.  БукваУ2(1ч.) Урок хорошего настроения. Развлекательно-познавательная игра «Знатоки природы».
  26. Буква Ф1(1ч.)  – Флора – растительный мир. Флора родного края. Рисование по теме «Растительный мир».
  27.  Буква Ф2(1ч.)  –Фауна – животный мир. Фауна родного края. Рисование по теме «Животный мир».
  28. БукваХ(1ч.) Хлеб – всему голова. Основная продовольственная культура – пшеница. История каравая: от колоска до булки на столе.
  29.  БукваЦ(1ч.) Цепи питания в природе.Пищевые цепи на примере флоры и фауны Башкортостана. Примеры разрушения пищевых цепей.Рисование по теме «Пищевые цепи питания».
  30.  Буква Ч (1ч.) -  Человек – живое существо, часть природы, животного мира. Экологически чистые условия – здоровый человек. Вред, наносимый человеком природе.
  31.  БукваШ(1ч.) Школа – второй дом.Рисование по теме «Моя школа».
  32.  БукваЭ(1ч.) Экология. Значение охраны природы.Рисование по теме «До» и «После».
  33.  БуквыЮ, Я(1ч.)  – Я юный натуралист. Юные натуралисты – добровольные защитники природы. Рисование по теме «Береги природу!».
  34. Промежуточная аттестация(1ч.). Тестовое задание «Азбука природы».
  35. Итоговое занятие(1ч.).Анализ тестовых работ.Развлекательно-познавательная игра «Мы друзья твои, природа!».

Содержание второго года обучения«Знакомые незнакомцы»

  1. Вводное занятие «Снова вместе» (1ч).Инструктаж по технике безопасности.
  2. Заяц – «Длинное ухо» (1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  3. Лисица. «Лиса Патрикеевна»(1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  4.  Серый хищник – волк(1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  5. Хозяин леса – медведь(1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  6. Любознательный зверек –  белка(1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  7. Запасливый бурундук(1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  8. «Мышка-норушка»(1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  9. Сердитый недотрога – еж(1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  10. Подземный житель – крот(1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  11. Бобр – строитель(1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  12. Всеядное животное – барсук(1ч). Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  13. Кабан – дикий родственник домашней свиньи(1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  14. Лесной красавец – лось(1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  15. Тигр – самая большая кошка на Земле(1ч).  Отличительные особенности и повадки животного. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка животного.
  16. Текущий контроль успеваемости(1ч). Тестовое задание «Дикие животные».
  17. Обобщающее занятие(1ч).Анализ тестовых работ.Викторина «Лесные звери – наши друзья».
  18. Воробей – самая распространенная птица на Земле(1ч).  Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
  19. «Сестрицы-синицы» – самые полезные птички(1ч).Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
  20. «Лесной доктор» – дятел(1ч). Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
  21. Любимая птица – снегирь(1ч). Отличительные особенности и повадки. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
  22. Загадочная птица – кукушка(1ч). Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
  23. Сорока – «лесная сплетница»(1ч).Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
  24. «Пернатая кошка» – сова(1ч).Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
  25. Соловей – «великий маэстро»(1ч).Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
  26. Наш добрый сосед – скворец(1ч).Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
  27. Грач – вестник весны(1ч).Отличительные особенности и повадки птицы. Роль и место в природе. Приспособление к смене времен года. Зарисовка птицы.
  28. Обобщающее занятие(1ч). Викторина «Пернатые друзья». Тестовое  задание «Птицы».
  29. Бумажные осы(1ч). Отличительные особенности и повадки насекомого. Роль и место в природе. Зарисовка насекомого.
  30. Пчелиная семья(1ч). Отличительные особенности и повадки насекомого. Роль и место в природе. Зарисовка насекомого.
  31. Комары – двукрылые насекомые(1ч). Отличительные особенности и повадки насекомого. Роль и место в природе. Зарисовка насекомого.
  32. Комнатная муха(1ч). Отличительные особенности и повадки насекомого. Роль и место в природе. Зарисовка насекомого.
  33. Божья коровка – семейство жуков(1ч).Отличительные особенности и повадки насекомого. Роль и место в природе. Зарисовка насекомого.
  34. Колорадский жук – насекомое вредитель(1ч). Отличительные особенности и повадки насекомого. Роль и место в природе. Зарисовка насекомого.Викторина «Насекомые – самая разнообразная группа животных».
  35. Промежуточная аттестация(1ч). Тестовое задание.
  36.  Итоговое занятие (1ч.). Анализ тестовых работ.Игра «В мире животных».

Содержание  третьего года обучения«Многообразие природного мира»

  1. Вводное занятие «Снова вместе» (1ч.) Инструктаж по технике безопасности.
  2. Тип Черви (1ч.). Общая характеристика и разнообразие.Зарисовка представителей типа.
  3. Тип Губки (1ч.). Общая характеристика и разнообразие.Зарисовка представителей типа.
  4.  Тип Иглокожные (1ч.). Общая характеристика и разнообразие.Зарисовка представителей типа.
  5. Тип Кишечнополостные (1ч.). Общая характеристика и разнообразие.Зарисовка представителей типа.
  6. Тип Моллюски(1ч.). Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей типа.
  7. Тип Членистоногие(1ч.). Класс Ракообразные.Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
  8. Тип Членистоногие (1ч.).Класс Паукообразные. Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
  9. Тип Членистоногие (1ч.). Класс Насекомые.Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
  10. Тип Членистоногие (1ч.). Класс Многоножки. Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
  11. Тип Хордовые(1ч.). Разнообразие Хордовых.
  12. Тип Хордовые  (1ч.). Класс Рыбы. Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
  13. Тип Хордовые (1ч.). Класс Земноводные.Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
  14. Тип Хордовые (1ч.). Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
  15. Тип Хордовые  (1ч.). Класс Птиц. Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей класса.
  16.  Текущий контроль успеваемости. Тестовое задание.
  17. Тип Хордовые (1 ч.). Класс Млекопитающие. Общая характеристика Млекопитающих. Разнообразие Млекопитающих. Зарисовка представителей класса.Анализ тестовых работ.
  18. Тип Хордовые (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд Китообразные.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  19. Тип Хордовые  (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Ластоногие.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  20. Тип Хордовые  (1 ч.). Подкласс Первозвери. Общая характеристика и разнообразие. Зарисовка представителей подкласса.
  21. Тип Хордовые(1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Сумчатые.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  22. Тип Хордовые  (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Рукокрылые. Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  23. Тип Хордовые  (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Насекомоядные.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  24. Тип Хордовые  (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Грызуны.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  25. Тип Хордовые(1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Зайцеобразные.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  26.  Тип Хордовые  (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Хоботные.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  27.  Тип Хордовые  (1 ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Хищные. Семейство Волчьи. Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  28.  Тип Хордовые  (1 ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Хищные. Семейство Кошачьи.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  29.  Тип Хордовые  (1 ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Хищные. Семейство Куньи. Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  30.  Тип Хордовые  (1 ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Хищные.Семейство Медвежьи.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  31.  Тип Хордовые  (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Парнокопытные.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  32. Тип Хордовые  (1ч.). Разнообразие млекопитающих. Отряд  Непарнокопытные.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  33.  Тип Хордовые  (1ч.). Разнообразие млекопитающих.  Отряд  Приматы.Общая характеристика. Зарисовка представителей отряда.
  34. Тип Хордовые  (1 ч.).Викторина «Хордовые».
  35.  Промежуточная аттестация.Тестовое задание.
  36. Итоговоезанятие (1ч.). Анализ тестовых работ.Игра «Многообразие природного мира».

Содержание  четвертого года обучения«Материки и океаны»

  1. Вводное занятие «Снова вместе» (1ч.) Инструктаж по технике безопасности.
  2. Облик планеты Земля – материки и океаны(1ч.). Общая характеристикаосновных компонентов географической оболочки Земли.Зарисовка карты мира.
  3. Материки: Австралия(1ч.).Географическое положение и климатические особенности. История открытия.Зарисовка географического положения материка.
  4. Материки: Австралия (1ч.).Растительный мир. Зарисовка растительного мира материка.
  5. Материки: Австралия (1ч.).Животный мир.Зарисовка животного мира материка.
  6. Материки: Австралия (1ч.).Традиции и культура народов. Достопримечательности.Зарисовка достопримечательностей материка.
  7. Материки: Антарктида (1ч.).Географическое положение и климатические особенности. История открытия.Зарисовка географического положения материка.
  8. Материки: Антарктида (1ч.).Органический мир.Зарисовка органического мира материка.
  9. Материки: Африка (1ч.).Географическое положение и климатические особенности. История открытия.Зарисовка географического положения материка.
  10. Материки: Африка (1ч.).Растительный мир.Зарисовка растительного мира материка.
  11. Материки: Африка (1ч.).Животный мир.Зарисовка животного мира материка.
  12. Материки: Африка (1ч.). Традиции и культура народов. Достопримечательности.Зарисовка достопримечательностей материка.
  13. Материки: Южная Америка (1ч.).Географическое положение и климатические особенности. История открытия.Зарисовка географического положения материка.
  14. Материки: Южная Америка (1ч.).Растительный мир.Зарисовка растительного мира материка.
  15. Материки: Южная Америка (1ч.).Животный мир.Зарисовка животного мира материка.
  16. Материки: Южная Америка (1ч.).Традиции и культура народов. Достопримечательности.Зарисовка достопримечательностей материка.
  17. Текущий контроль успеваемости. Тестовое задание.
  18. Материки: Северная Америка (1ч.).Географическое положение и климатические особенности.История открытия.Зарисовка географического положения материка. Анализ тестовых работ.
  19. Материки: Северная Америка (1ч.).Растительный мир. Зарисовка растительного мира материка.
  20. Материки: Северная Америка (1ч.).Животный мир.Зарисовка животного мира материка.
  21. Материки: Северная Америка (1ч.). Традиции и культура народов. Достопримечательности.Зарисовка достопримечательностей материка.
  22. Материки: Евразия. Европа(1ч.).Географическое положение и климатические особенности. История открытия.Зарисовка географического положения материка.
  23. Материки: Евразия. Европа (1ч.).Растительный мир.Зарисовка растительного мира материка.
  24. Материки: Евразия. Европа (1ч.).Животный мир.Зарисовка животного мира материка.
  25. Материки: Евразия. Европа (1ч.). Традиции и культура народов. Достопримечательности.Зарисовка достопримечательностей материка.
  26. Материки: Евразия. Азия(1ч.).Географическое положение и климатические особенности. История открытия.Зарисовка географического положения материка.
  27. Материки: Евразия. Азия(1ч.).Растительный мир.Зарисовка растительного мира материка.
  28. Материки: Евразия. Азия (1ч.). Животный мир.Зарисовка животного мира материка.
  29. Материки: Евразия. Азия (1ч.). Традиции и культура народов. Достопримечательности.Зарисовка достопримечательностей материка.
  30. Мировой океан: Тихий океан (1 ч.). Географическое положение и климатические особенности. История открытия. Органический мир.Зарисовка органического мира океана.
  31. Мировой океан: Атлантический океан  (1 ч.). Географическое положение и климатические особенности. История открытия. Органический мир.Зарисовка органического мира океана.
  32. Мировой океан: Индийский океан (1 ч.). Географическое положение и климатические особенности. История открытия. Органический мир.Зарисовка органического мира океана.
  33. Мировой океан: Северный ледовитый океан (Арктический) (1 ч.). Географическое положение и климатические особенности. История открытия. Органический мир.Зарисовка органического мира океана.
  34. Мировой океан: Южный океан (Антарктический) (1 ч.). Географическое положение и климатические особенности. История открытия. Органический мир.Зарисовка органического мира океана.
  35. Промежуточная аттестация. Тестовые задания.
  36. Итоговое занятие (1ч.). Анализ тестовых работ. Викторина «Материки и океаны».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Педагогический инструментарий. Программа построена по принципу межпредметной интеграции следующих дисциплин – биологии, географии, истории. Принцип интегрированного обучения по данной программе позволяет перейти от локального рассмотрения объектов окружающего мира к взаимосвязанному и комплексному, что в процессе обучения сформирует у обучающихся целостное восприятие картинки природного мира.

Форма обучения очная. Форма проведения занятийгрупповая, учебные занятия состоят из двух основных частей: первая часть – теоретическая, основана на формировании у детей естественнонаучных знаний, вторая часть – практическая, проводится с элементами занимательности, рассчитана на повышение аналитической и творческой активности – викторины, рисование по теме.

Типы учебных занятий: комбинированный, теоретический, практический, диагностический.

В процессе реализации программы используются следующие методы и формы обучения:

  • словесные (устное изложение, беседа, объяснение);
  • наглядные (показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций);
  • практические (рисование по теме, тестирование).

Программа предусматривает использование различных образовательных технологий: технологии познавательно-исследовательской деятельности, личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии проблемного и дифференцированного обучения, в том числе дистанционные образовательные технологии.

Материально-техническое оснащение программы. Помещение: учебный кабинет. Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, тетради, альбомы.Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран.

Учебно-методическое и дидактическое обеспечение программы. В качестве учебно-методических пособий используются учебники, учебные пособия, журналы по биологии, экологии, географии; справочная литература: энциклопедии, словари, определители, атласы; картографический материал: географическая карта мира; иллюстративный материал: таблицы, фотоматериалы, картинки, открытки, рисунки, гербарии. Ряд тем подается в виде компьютерных презентаций, демонстрации научно-популярных фильмов о природном мире.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М.: Просвещение, 2009. – 96 с.: ил.
  2. Атлас географических открытий. – М.: Слово. 1997. – 64 с.: ил.
  3. Атлас животных. – М.: Планета детства. 2000. – 88 с.: ил.
  4. Атлас животного мира. – М.: Слово. 1999. – 64 с.: ил.
  5. Атлас растительного мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2000. – 88 с.: ил.
  6. Безруков А., Пивоваров Г. Занимательная география. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.: ил.
  7. Белецкая Л. Б. Флористика. – М.: ООО «Изд. АСТ», 2010. – 77 с.: ил.
  8. БесоваМ.А. Праздник в загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 160 с.
  9. Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Правда, 1986. – 480 с.: ил.
  10. Большой атлас животных. – М.: РОСМЭН. 1998. – 64 с.: ил.
  11. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2003.
  12. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры школьников. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 192 с.
  13. Ванн дерНеер. Все о ста самых популярных комнатных растениях. – СПб. ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2011. – 208 с.: ил.
  14. Географические открытия. Иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС. 1998. – 95 с.: ил.
  15. Грехов Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2010. – 288 с.
  16. Ррюнвальд В. Комнатные растения. – СПб. «СЗКЭО «Кристалл», 2009. – 224 с.: ил.
  17. ГульянцЭ.К. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.: ил.
  18. Загадки природы и человека. Внеклассная работа/ Бондаренкова Т.Н., Ткаченко И.В. – Ярославль: Академия развития, 2009 – 256 с.
  19. Захарюк П. Картины из цветов и листьев. – М.: Изд. группа Контэнт, 2010. – 45 с.: ил.
  20. Золотова Е.И. Знакомим школьников с миром животных. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.: ил.
  21. Иллюстрированная энциклопедия школьника. Мир живой природы. М.: РОСМЭН, 1999. – 95 с.: ил.
  22. Карев Е.В. Занимательная орнитология. – Уфа: Китап, 2009. – 128 с.
  23. Книга интересных занятий на весь год. – М.: РОМЭН», 2009. – 94 с.
  24. Кривошеева М.А., КислицкаяМ.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: Изд. центр «МарТ», 2010. – 256 с.
  25. Лаврова С.А. Занимательная ботаника. – М.: Белый город, 2011. – 143 с.
  26. ЛучичМ.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 2009. – 143 с.
  27.  Марковская М. М. Уголок природы. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.
  28. МахлинМ.Д., Солоницына М. Р. Аквариум в школе. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.: ил.
  29. Миркин Б.М. Растения Башкортостана: учебное пособие. – Уфа: Китап, 2002.  – 208 с.: ил.
  30. Мир насекомых /Р. Коуп. – М.: Изд. группа Аттикус, 2009. – 81 с.: ил.
  31.  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания. – М.: Просвещение, 2009. – 208 с.
  32. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение, 1996. – 223 с.
  33. Попов Е.Б. Сад и огород в доме. – Л.: Детская литература, 1988. – 100 с.
  34. СнегиревГ.Я. Кедр: Сборник рассказов. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003. – 8 с.: ил.
  35. Шакиров Д.Т. Пчеловодство: учебник. – Уфа: Китап, 2010. – 144 с.
  36. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.
  37. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. – М.: ТЦ Сфера, 2011.–96с.
  38. Энциклопедия для детей. Экология / Ред. коллегия: М.А. Аксенова и др. – М.: Аванта+, 2005. – 448 с.: ил.
  39. Энциклопедия животных. Перевод с англ. М. Авдониной. – М.: Изд. Эксмо, 2007. – 128 с.
  40. Янтурин С. И., ЮнусбаевУ.Б. Зеленая аптека Башкортостана. – Уфа: Китап, 2002. – 184 с.: ил.

Интернет-ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/search/ Юный натуралист.

2. http://unnaturalist.ru/ Журнал «Юный натуралист».

3. http://parkov3.narod.ru/givotnie.htm Коллекция звуковых эффектов (животные).

4. http://www.nparks.ru/ Национальные парки и заповедники мира.

5. http://www.apus.ru/ Энциклопедия о животных всего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира ( Проблемный урок в 4 классе по программе Л. В. Занкова) Тема: "Природа Антарктиды".

Тема данного урока взята из курса Окружающего мира для 4 класса по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен в режиме проблемного обучения и представляет собой исследование самой холо...

Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника" 2 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника"  (учебник "Технология. 2 класс" автор Роговцева Н.И.) для 2 класса включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, осн...

Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) для базового уровня 4 класса

разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федера...

Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) 1 класс

Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) для обучающихся 1 класса разработана на основе программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова, М.: Просвещение....

Программа внеурочной деятельности "Я и природа"

Программа внеурочной деятельности в 3 классе доступна для применения...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).

Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа"

Цель курса: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. На основе современных естественно - научных представлени...