Конспект урока по окружающему миру " Почему идёт дождь " (Школа России 1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 1                      

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Цель деятельности учителя: расширение знаний о дожде и ветре, знаний об этих явлениях для жизни растений, животных и человека; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать: причины возникновения ветра и дождя

- уметь: объяснять причины возникновения ветра и дождя, различать виды дождя.

Личностные:

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир»1 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); тетрадь к учебнику 1 класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

 

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Здравствуйте, урок окружающего мира у вас проведу я.

Присаживайтесь те, кто пришел  сегодня в школьной форме.

Готовят рабочее место

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актулизация знаний и мотивация

Словесный

беседа

1 мин

На предыдущих уроках вы узнали много нового о луне.

Прежде, чем начать новую тему, нам необходимо повторить изученный материал. 

Я предлагаю вам провести блиц-опрос на знание предыдущей темы.


-  Молодцы, вы хорошо усвоили тему прошлого урока. Сегодня мы с вами продолжим изучать животных.

-На прошлых уроках мы уже путешествовали. Где?.

-Обратите внимание на опорные слова на доске:

Карточки: СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, ЛУНА, ЗВЕЗДЫ, ДОЖДЬ

-Прочитайте слова хором. Разделите их на 2 группы

- С какими понятиями мы уже знакомы?

- в

В космосе

2 ребенка у доски.

Явления природы и небесные тела

- с небесными телами

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3.Постановка учебной задачи

Словесный

беседа

3 мин

– У нас осталась 2-я группа слов: ДОЖДЬ и ВЕТЕР.

-Что вы о них знаете?

-Догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке мы постараемся разобраться: почему же идет дождь и дует ветер

-А для чего нам эти знания?

- Предположите тему нашего урока.

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

- Молодцы!

Отвечают на вопросы

- О дожде и ветре

Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Цель: узнать о ветре, дожде и почему происходят эти явления природы.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

4. «Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Наглядный

Иллюстрация

Словесный

рассказ

Работа с учебником

Практический: эксперимент в группах

Словесный:

беседа

5 мин

–Мокнет ёжик, мокнет птичка,

Мокнет в поле электричка,

Мокнут ветки и соседки:

Не успели до беседки.

Мокнут зонтики и шляпы,

Мокнут чьи-то мамы, папы

Мокнут лавочки, ограды.

Лишь лягушки очень рады:

В лужах скачут, песни пляшут,

И зеленым флагом машут…

- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или веселое?

- Когда летом идет дождь какое настроение у вас?

- А почему веселое?

- Почему грустное?

- А какую пользу приносит нам дождь?

- Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь

- А как дождик попадает на небо в тучу

-Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.

-Если  мы с вами поставим стакан с водой на подоконник, т. к. там тепло, то вода испариться

-Что значит слова «испарилась»?

Испарение-это превращение ….

-Что в природе нагревает воду?

А что происходит дальше мы с вами сформулируем, если проведем следующий эксперимент.

Работаем в группах. Вспоминаем правила, мы их уже повторяли.

- Возьмите вату, плотно сожмите её. Ребята представьте, что у нас в руках меленькое облако, опустите вату в блюдце. А теперь пинцетом приподнимите за верхний ее край.

- Ребята что происходит с ватой?

- Она насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превращается в тучу,

- Наше туча понимается вверх, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

- Туча, туча, что несешь? Отвечает туча…

Вывешивается картинка ТУЧИ и КАПЛИ ДОЖДЯ

-А теперь я попрошу расставить стрелочки

-У нас с вами получилась схема круговорота воды в природе.

Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху

Лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и вышё – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно.

Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.

Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.

Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут удержаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.

Это ребята круговорот воды в природе.

-Вот так появляется дождь.

- Как думаете, какие дожди бывают?

Страница 36 в учебнике поможет ответить на этот вопрос

Дождь бывает очень сильным он называется ливень.

Ливень- это проливной дождь

Так же бывает Ситничек – мелкий и очень долго идущий дождь

Бывает Косой дождь или косохлёст.

-А из-за чего появляется косохлест?

- Про ветер мы поговорим после паузы.

Слушают стихотворение

Высказывают свое мнение

- поливает растения

- нет

(воды) в (пар)

Солнце

Вспоминают правила работы в группах

Выполняют действия по заданию учителя

дети отвечают хором- дождь

1 ребенок у доски

Воспринимают на слух

Воспринимают на слух

Воспринимают на слух

очень сильный; мелкий; долгий

из-за ветра

П: cвободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Динамическая пауза

Практический

1 мин

Теперь немного разомнемся. Выполняйте упражнения в соответствии с заданием.

Выполняют действия по заданию.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

5. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Работа с учебником

Наглядный:

опыт

12 мин

-Что же такое ветер?

-Тогда я попрошу вас помахать перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

-А откуда он взялся?

-Как еще мы может почувствовать ветер?

Но движение воздуха мы может не только почувствовать, но и увидеть.

Но этот опыт я проведу сама. Открою одновременно окно и дверь. Шарик взлетит.

Ветер- это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

- А теперь опираясь на ваши наблюдения, выполним задание на карточках, у вас на партах лежат карточки, в которых нужно подчеркнуть слова, которыми можно описать ветер. Работать будем в парах.

Слова: теплый, широкий, сильный, холодный, зеленый, сырой, порывистый, слабый, сладкий

А сейчас проверим как вы справились

Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.

А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений

Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.

– Как вы думаете – ветер «мешает» или «помогает» людям?

 

- Ветерок

- заставили рукой двигаться воздух

- подуть друг на друга

Воспринимают на слух

1 ребёнок читает слова которые подчеркнул

Воспринимают на слух

ветер, как и дождь, может быть и другом и врагом.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

Упражнение

10 мин

- Теперь проверим, как вы запомнили информацию, узнанную на уроке.

 Посмотрите на задание. Что нужно сделать?

- обменяйтесь листочками и проверьте свои ответы по эталону.

- если есть ошибки, поставьте карандашом рядом минус, если все верно, то +

Закрепляют материал

 - Ответить на вопросы и выбрать верный ответ из данных

Выполняют задания

Сверяют ответы с эталоном

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: осуществлять итоговый контроль;

7. Включение в систему знаний

Словесный

беседа

4 мин

-  Откройте рабочую тетрадь на странице 23 выполните №1 Что нужно сделать?

- Как понять, какие слова зашифрованы?

- выполняйте.

- проверяем по эталону.

https://7gy.ru/images/gdz/okr-mir-rt-1-2-shrossii/23-1.png

- выполнить два кроссворда

- помогают картинки

Закрепляют материал

Выполняют задание по кроссворду

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения

8. Рефлексия деятельности (по продукту)

 Словесный

беседа

3 мин

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

Какую цель мы ставили?

- Теперь заполните лист самооценки, где вы оцениваете свою работу на уроке.

Утверждения

Поставь знак «+» или «-»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я знаю, как животные встречают весну

4) Мне необходимо поработать над…

Спасибо за урок. До свидания.

Оценивают свою работу на уроке

Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Цель: узнать о ветре, дожде и почему происходят эти явления природы.

Отвечают на вопросы

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по Окружающему миру "Почему Луна бывает разной?" (1 класс)

Открытый урок по окружающему миру "Почему Луна бывает разной"...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о водных богатствах.Планируемые результаты:Предметные:Знать:разнообразие водоёмов;части реки;Уметь:различать по происхождению искусственные и естественны...

Конспект урока по окружающему миру "Музей путешествий" (УМК Школа России, 3 класс)

Конспект урока по окружающему мируТема: «Музей путешествий» Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о достопримечательностях и культуре городов мира; формирован...