Растения в домашней аптечке
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Уматкулова Гузель Альфритовна

Конспект по окружающему миру "Растения в домашней аптеке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе «Растения в домашней аптечке»      


 УМК «Перспектива»                                                                                                 

  Тип урока: урок открытия новых знаний

Предметные результаты:

1. Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2. Познакомить с   видами распространённых лекарственных растений, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4. Продолжить знакомство со способами  укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

УУД

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в учебниках, словарях, иллюстрациях  и др. о целебных свойствах лекарственных растений и их частей.                                       Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Выполнять учебное задание в соответствии с  целью, учебное действие в соответствии с планом.

Выполнять самопроверку учебного задания.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению.                                                                                                Строить понятное для партнёра речевое высказывание.

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям.

Оборудование:  учебник и рабочая тетрадь  А.А.Плешакова и М.Ю Новицкой «Окружающий мир», книга «Великан на поляне» А.А.Плешакова, А.А.Румянцева, компьютер, проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику,  презентация к уроку, образцы лекарственных растений(гербарий),  рисунки лекарственных растений, заготовки лекарственных растений,  детали куклы, карточки для парной,   групповой работы, толковый словарь, напиток из шиповника, стаканы, мешочки с душицей и таблицей сбора лекарственных растений для гостей.

                                                     

Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Цель: формирование самооценки готовности  к уроку

  Будем отвечать активно,

  Хорошо себя вести,

 Чтобы гости дорогие

Захотели вновь  прийти.

Самоорганизация, оценивают свою готовность и  настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно»

Цель: создание положительного эмоционального фона

Сегодня такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость  общения друг с другом.

Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом.

Включение детей в  активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Актуализация знаний

(подводящий диалог)

Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

 Ребята, о чём мы говорили на предыдущих уроках?

Какие зимние праздники  знаете?

Что может омрачить праздник?

 Чем чаще всего болеют люди зимой?

 Что делает ваша мама, когда вы болеете?

 Где мама берёт лекарства?

Что такое аптека?

Где можно узнать значение этого слова?

Давайте обратимся к толковому словарю.

Какие бывают аптечки?

Выслушиваются ответы детей.

Читают на слайде.

Аптека- это учреждение, в котором продаются или изготавливаются лекарства, лечебные лекарства для оказания первой помощи.

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

Введение в тему урока

Постановка учебной проблемы

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.

 Как вы думаете, о чём мы будем разговаривать на уроке?  Сформулируйте тему нашего урока.

Что же будет нашей целью?   Чему мы научимся?

Я предлагаю вам поработать на уроке по МАРШРУТНОМУ ЛИСТУ. (Слайд)

 Давайте прочитаем.

 Ответы детей

1.Как появились  лекарственные растения.

2.Какие бывают лекарственные растения.

3. Использование лекарственных растений.

4. Как правильно и бережно собирать лекарственные растения.

 

Обозначается проблема урока.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Цель:

-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;

- организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными  и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

  1. Итак, во-первых, мы должны узнать- как появились лекарственные растения.

-Что вы узнали?

- Для чего люди  собирали лекарственные растения?

- Где впервые появились лекарственные растения?

-Как люди узнавали о лекарственных растениях?

На партах лежат цветочки, если вы знали ответ на 3-4 вопроса, то раскрасьте его зелёным цветом, если нет, то жёлтым.

  1. Следующий шаг смотрим на маршрутный лист.

Какие бывают лекарственные растения?

Откуда мы это сможем узнать?

У нас есть возможность прочитать названия растений  в учебнике на стр. 28-29

- Какие из них вам известны?

Сейчас я буду называть растения, если это лекарственное растение, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете.

 Кто ни разу не ошибался, раскрашивает лепесток зелёным цветом, если ошибались, то жёлтым.

Итак, прочитайте, во-вторых, что мы должны были узнать?  Запомнили?

  1. О чём мы узнаем теперь?

Я предлагаю поработать вам в парах и ответить на вопрос – для чего используют то растение, о котором ваш текст.  Вы читаете текст, а потом продолжаете предложение, которое у вас написано.

Итак,

-чем лечат больное горло?

-  что лечит тысячелистник?

-чем полезен пустырник?

-какие части растений используют для лечения?

Взаимооценивание.

  1. А что мы узнаем сейчас?

Как правильно и бережно собирать лекарственные растения.

- Кто- то из вас может поделиться собственным опытом?

-Как вы думаете, что нужно знать, чтобы собирать лекарственные растения?

- Где можно узнать, о правильном сборе растений?

- Когда собирают лекарственные растения?

Просмотр видеоролика «Как правильно собирать лекарственные растения»

Оценивание- раскрашивание.

Дети слушают сообщение Камилы.

Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди  передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах, таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лек. растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ

Отвечают на вопросы

Раскрашивают лепесток цветка.

Интернет, справочники, энциклопедии.

В учебнике или в толковом словаре (работа в словаре).

 Встают, играют.

Раскрашивают.

Каждая пара сначала читает, потом один продолжает предложение.  Например, подорожник используют при…

Отвечают на вопросы.

Раскрашивают цветок соседа.

Если дети отвечают, что нужно знать о ядовитых растениях, то показываю  их.

Если дети отвечают, что нужно знать  растения нельзя рвать, так как их в природе уже мало, то показывается КРАСНАЯ книга.

Смотрят видеоролик.

Дети делают вывод.

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН        

КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ        

ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ

3.ПРИ СБОРЕ        

ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.

4.ПРИ СБОРЕ        

РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

        

НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО,  

6.НЕ НУЖНО БРАТЬ        

СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Умение выражать свои мысли, вступать в диалог,

слушать и слышать других.

Осознание ценности совместной деятельности.

Дети учатся расслабляться и дают отдых глазам с пользой для организма.

Самостоятельное применение  новых знаний (работа в группах).

Проектная работа 

Цель: развивать умение работать в группе по заданным критериям.

  Предлагаю вам поработать в группах.

Но прежде давайте повторим правила работы в группе.

Деление на группы.

Каждая группа получает задание:

1 группа- определить названия лекарственных растений по внешнему виду.

2 группа- узнают по рисунку названия растений.

3 группа- из предоставленной литературы отобрать только те в которых говорится о растениях.

4 группа- делают куклу- пахучку по инструкции.

5 группа – работает на интерактивной доске.

 Представитель  каждой группы выступает перед всеми ребятами. Ответы аргументируются  и доказываются.

Раскрасьте лепесток- оцените работу в группе.

Правила работы в группе:

перед работой нужно договориться, кто  и что будет делать;

не говорить всем сразу;

учиться разговаривать вполголоса;

не спорить зря, а доказывать, объяснять.

Умение работать в группе.

Выполняют по инструкции.

Извлекать и перерабатывать информацию, договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

Итог работы. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке;

организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить?

- Что нового узнали?        

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что всё в ваших руках. Молодцы! Вы замечательно поработали.

 Красива и богата  природа!  Берегите её!  Берегите своё здоровье!  Используйте дары природы для своей красоты и укрепления здоровья!

 А сейчас, ребята и гости, всем угощенье- напиток из шиповника!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Выслушиваются ответы детей.

 

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру во 2 классе на тему "Растения в домашней аптечке"

Разработка урока с использованием сингапурских обучающих структур...

презентация урока окружающего мира по теме "Растения в домашней аптечке"

урок с использованием сингапурских обучающих структур для 2 класса по УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира во 2 классе «Растения в домашней аптечке»

Цель : Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком....

открытый урок на тему «Растения в домашней аптечке»

Цели урока: 1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых забол...

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Растения в домашней аптечке"(2 класс)...

Конспект внеурочного мероприятия "Растения в домашней аптечке"

Тема: «Растения в домашней аптечке»Цель: Формирование знаний о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком....