Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)
Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для формирования познавательных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Грибы" | 152.13 КБ |
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Грибы" | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия.
Предмет : окружающий мир
Класс: 3
Учитель: Хрулева Т.Ю.
УМК : «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы»
Место урока в изучаемой теме : второй урок по теме «Царства природы»
Тип урока: открытие новых знаний
Образовательные технологии: личностно-ориентированные, проблемно-диалогическое обучение, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, здоровьесберегающие
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы и приемы: проблемные, словесные, наглядные, практические.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по расширению знаний о грибах.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личные |
| Познавательные Общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение. Логические – анализировать, сопоставлять, обобщать. Знаково-символические – работать со схемами и иллюстрациями. Регулятивные : Целеполагание – осознавать учебно-познавательную задачу. Планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Самоконтроль – удерживать цель деятельности до получения результата; анализировать и корректировать собственную работу; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»). Коммуникативные : Оформлять устный рассказ-описание, рассказ-рассуждение, используя выразительные средства языка. Инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
|
Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» часть 1 стр. 50-53, рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал.
Этапы урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка темы урока. Постановка учебной проблемы.
4. «Открытие» новых знаний.
5. Физкультминутка
6. Включение новых знаний в систему знаний.
7. Итоги работы, рефлексия.
8. Подготовка к домашнему заданию.
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Время | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | 1 мин | Личностные: смыслообразование Познавательные: поиск и выделение информации | - Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. -Прочитайте «про себя», что записано на слайде. (Слайд 1) Глаза смотрят и видят, Уши слушают и слышат. Сначала думаю, а потом говорю. Помню, что в классе я не один. Умею слушать мнение других. | Включение учащихся в деятельность. Читают текст на слайде, повторяют правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. |
2. Актуализация знаний. | 3 мин | Личностные: самоопределение Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, постановка проблемы, выдвижение гипотез | -Рассмотрите рисунок-схему на с. 49. Вспомните, что вы знаете о грибах? Проблемный вопрос: -У всех ли грибов одинаковое плодовое тело? | Дети вспоминают изученное во 2 классе о строении грибов. Дети высказывают предположения, рассматривают рисунок в учебнике на с. 49 и (слайд 2). Делают вывод о разнообразии плодовых тел. |
3. Постановка темы урока. Постановка учебной проблемы. | 4 мин | Познавательные:постановка проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство Коммуникативные:оформление своих мыслей в устной форме Регулятивные:планирование | Подводящий к теме диалог: - Как вы думаете, можно ли грибы отнести к растениям? - Почему вы так считаете? -Прочитайте в учебнике рубрику «Обсудим вместе» с. 50. - Что вас удивило? - В чем сегодня на уроке мы должны разобраться? | Дети высказывают свои гипотезы, приводят доказательства. У кого-то из детей прочитанный факт вызывает удивление. Дети формулируют тему и задачи урока , составляют план .(«Чем грибы отличаются от растений» -Почему грибы относят к отдельному царству? -Чем грибы отличаются от растений? -Какие бывают грибы?) (Слайд 3) |
4. «Открытие» новых знаний. | 15 мин | Коммуникативные: учебное сотрудничество в паре, умение слушать и вступать в диалог, умение договариваться, строить речевые высказывания. Познавательные: поиск и выделение информации, извлечение информации, постановка проблемы Коммуникативные: умение строить речевые высказывания. Коммуникативные: учебное сотрудничество Познавательные: поиск и выделение информации, извлечение информации |
(детям нужно раскрасить в паре гриб и растение) Карточка 1.(См.Приложение) -Договорись с товарищем и раскрась картинку. ( Учитель вызывает к доске детей, которые раскрашивали грибы) - Какие цвета использовали? (Затем к доске выходят дети, которые раскрашивали растения) -Какой цвет не использовали, когда раскрашивали грибы? -Почему?
- Прочитайте текст. -Что нового узнали о грибах? -С кем их сравнивают? -Почему?
Проблемный вопрос: - В какое время года собирают грибы? -Все ли так думают? -Послушаем сообщения о грибах. -Что узнали? Только ли летом и осенью собирают грибы? 4) Работа в парах. (Учитель предлагает детям поработать в парах, чтобы найти ответы на вопросы) (Слайд 6) | Дети договариваются, кто какую картинку будет раскрашивать и выполняют задание. Дети называют цвета. Дети сравнивают и делают вывод, что у грибов не использовали зеленый цвет, а у растений использовали. Дети делают вывод : грибы не имеют зеленого цвета. (Слайд 4) Дети читают текст и делают вывод о втором отличии грибов от растений. (Слайд 5) Дети высказывают свои мнения. Подготовленные дети выступают с докладами о грибах (заранее им давался план подготовки доклада) «Лисички», «Белый груздь», «Сморчок» Дети читают вопросы в учебнике с. 51 и работают с текстом с. 51-52, отыскивая ответы, выделяя их простым карандашом. |
5. Физкультминутка | 3 мин | Учитель организует игровое задание, которое способствует организации отдыха. Игра «Съедобный - несъедобный» | Дети выполняют упражнения . | |
6. Включение новых знаний в систему знаний. | 14 мин | Познавательные:постановка проблемы, выдвижение гипотез, подведение под понятия, выведение следствий Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение слушать и вступать в диалог, умение договариваться, строить речевые высказывания. |
- Ребята, вы узнали какие грибы называются шляпочными, а все ли грибы имеют шляпки? Как вы считаете? - Рассмотрите схему «Виды грибов» (Слайд 7), что вас в ней удивило?
Учитель предлагает детям выполнить задания в рабочей тетради, вспомнить части грибов, заполнить таблицу «Съедобные и несъедобные для человека грибы»
| Дети высказывают свои предположения Дети рассматривают схему, сравнивают грибы, высказываются и делают вывод, что строение у грибов бывает разное. Группам раздаются конверты с текстами. Дети распределяют материал в группе, рассказывают его в группе, а затем всему классу. |
7.Итоги работы, рефлексия. | 4 мин | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | 1) Работа с кроссвордом. ( Слайд 8) 1. Самый ядовитый гриб в мире. 2. Подземная часть гриба в виде тонких нитей. 3. Этот гриб назван так за сходство с животным. 4. Гриб, который любит расти под берёзами. 5. А эти грибы бывают и красными, и желтыми, и фиолетовыми, и даже зелёными. - Если вы отгадали все слова, у вас должно получиться ключевое слово. Какое? (Это – грибы, тема нашего урока.) - Что же вы узнали сегодня о грибах? 2)Рефлексия ( Слайд 9) (прием «Анкета») 2. Своей работой на уроке я… 3. Урок для меня показался…. 4. За урок я…. 5. Мое настроение на уроке …. 6. Материал урока мне был….. | Дети получают кроссворды и заполняют. Дети повторяют тему урока, вспоминают, какие задачи ставили. По анкете оценивают свою работу на уроке. (У детей карточка 2.) |
8.Подготовка к домашнему заданию. | 1 мин | Учитель дает комментарий к домашнему заданию. | Запись д/з в дневник. Уч. с. 52-53, подготовить сообщение о необычном в царстве грибов. |
Приложение к уроку
Карточки 1. Для работы в парах.
Карточки 2. Анкета для рефлексии.
1.______________________ 2.______________________ 3.______________________ 4.______________________ 5.______________________ 6.______________________ | 1.______________________ 2.______________________ 3.______________________ 4.______________________ 5.______________________ 6.______________________ | 1.______________________ 2.______________________ 3.______________________ 4.______________________ 5.______________________ 6.______________________ |
Игра «Съедобный - несъедобный»
Белый гриб, мухомор, лисички, бледная поганка, опята, сатанинский гриб, подосиновик, ложные опята, рыжик, сыроежка.
( учитель называет гриб, дети выполняют упражнения: съедобный- наклоны(изобразить сбор грибов), несъедобный – руки вверх)
План сообщения о грибах.
| План сообщения о грибах.
| План сообщения о грибах.
|
Тексты для групповой работы.
Дрожжи
2. Дрожжи, которые все мы используем в выпечке в вольном переводе означает «гриб, который ест сахар». Простыми словами это выглядит так: дрожжи «кушают» сахар, и перерабатывают его в углекислый газ, благодаря которому тесто увеличивается в размерах, раздуваясь изнутри.
3. Молочные дрожжи поддерживают нормальную кишечную микрофлору, участвуют в обменном процессе и работе важных органов. Полезные свойства: • укрепляют иммунитет; • нормализируют сахар в крови; • способствуют развитию полезных бактерий в организме; • дрожжи – содержат витамины В. |
Плесневый гриб 1. Плесень — это гриб, который имеет микроскопическое строение. Ее можно увидеть невооруженным глазом — известно, как выглядят испорченные продукты. Но если рассмотреть плесень под микроскопом, то окажется, что это ниточки с кучей шариков вокруг — спорами, которыми она размножается. 2. Плесневые грибы распространены повсеместно: они встречаются в воздухе, воде и почве. Если в доме есть протечка, плесень обязательно вырастет. Продукты питания, которые подверглись действию плесени, лучше не есть: это очень опасно. Плесень на некоторых сортах сыра называется «благородной», такая плесень съедобна, она придает сыру определенный вкус и к тому же является источником белка. 3. Из многих плесневых грибов получают лечебные вещества – антибиотики. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые болезнетворные бактерии. Его специально разводят, чтобы получать лекарства для лечения многих болезней. |
Трубчатые грибы 1. К трубчатым грибам относятся почитаемые всеми грибниками шляпочные грибы, у которых имеется чётко выраженная шляпка с трубчатым слоем с её внутренней стороны, похожим на губку. 2. Почти все трубчатые виды грибов питательны и очень полезны. Среди них самые лучшие съедобные виды — боровики (или белые), подосиновики и подберёзовики, маслёнки, моховики и другие. 3. Характерная особенность таких грибов – сосуществование с некоторыми видами деревьев. Они растут в парках и лесах, где минимум солнечного света и большое количество прохлады и сырости. Список трубчатых ядовитых грибов составляют желчный и сатанинский гриб. |
Пластинчатые грибы 1. Пластинчатые грибы – грибы, у которых расположены пластинки, на внутренней стороне шляпки. Отличить пластинчатых представителей достаточно легко: если перевернуть шляпку, можно обнаружить ряд тонких пластин, которые подобно лучам расходятся от ножки гриба к краям шапки. 2. Пластинчатые, в отличие от трубчатых, не получили статуса «благородных» грибов. Это всё потому, что среди них есть много несъедобных и смертельно ядовитых видов, таких как: бледные поганки и мухоморы, ложный опенок. 3. Название самых распространённых пластинчатых грибов известно практически каждому: сыроежки и грузди, волнушки, лисички. В зависимости от вида, пластинки могут иметь коричневый, белый, желтый, а также зеленоватый или серый цвет. |
Древесные грибы 1. Наверняка многие из нас не один раз видели такую картину: на пнях, стволах и ветках деревьев вырастают интересные наросты причудливой формы или же вполне привычные всем грибные тела с ножками и шляпками. Это отдельная группа древесных грибов, которые растут на древесных породах и оттуда же получают питание. Большинство древесных грибов обладают широкой крупной шляпкой и короткой ножкой или же ее нет вообще, а мякоть имеет жесткую структуру. 2. По своей природе они являются паразитами. Споры проникают в древесину через малейшую трещинку на стволе, поселяются там и начинают активно размножаться. Грибница питается, отбирая у дерева питательные вещества. Некоторые виды предпочитают селиться на мертвых деревьях, другие же предпочитают исключительно живую древесину. 3. К древесным грибам относятся вешенки, опёнок зимний, трутовик лакированный. Чага лиственничная березовая. Плодовое тело копытообразной формы с шершавой, в трещинах. Кожица грязно-белого цвета, с возрастом темнеет. Долгожитель, паразитирует на дереве до 20 лет, вес одного гриба достигает 3 кг. Мякоть чаги желтоватая. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Почему грибы относят к отдельному царству? 2. Чем грибы отличаются от растений? 3. Какие бывают грибы? Тема: Грибы
Вывод: Г рибы не имеют зелёного цвета.
Вывод: Г рибы не могут, как растения, создавать для себя питательные вещества. Они, как ж ивотные поглощают готовые питательные в ещества.
Грибы Шляпочные Т рубчатые П ластинчатые Дрожжи Плесневые Древесные
1 2 3 4 5 1. Самый ядовитый гриб в мире. 2. Подземная часть гриба в виде тонких нитей. 3. Этот гриб назван так за сходство с животным. 4. Гриб, который любит расти под берёзами. 5. А эти грибы бывают и красными, и желтыми, и фиолетовыми, и даже зелёными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира во 2-м классе с использованием образовательных технологий по теме "Какие бывают животные?" ( по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»)
Обобщить знания детей о животных, воспитывать любовь и бережное отношение к животным...
План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"
План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...
Урок окружающего мира во 2 классе тема: "Грибы"
Конспект урока по теме "Грибы" во 2 классе. Об особом царстве живой природы-грибах. Виды работ: в парах, группой....
Тест по окружающему мире 2 класс по теме "Грибы"
Тест позволит повторить материал по теме "Грибы"...
Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"
На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...
конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс
Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....
Презентация к уроку окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс,
Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....