Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Хрулева Татьяна Юрьевна

Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для формирования познавательных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия.

Предмет : окружающий мир

Класс: 3

Учитель: Хрулева Т.Ю.

УМК : «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы»

Место урока в изучаемой теме : второй урок по теме «Царства природы»

Тип урока: открытие новых знаний

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, проблемно-диалогическое обучение, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, здоровьесберегающие

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приемы: проблемные, словесные, наглядные, практические.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по расширению знаний о грибах.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личные

  • знакомство с различными видами грибов;
  • объяснять в чем различие трубчатых и пластинчатых грибов;
  • объяснять в чем отличие грибов от  растений.

Познавательные

  Общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение.

 Логические – анализировать, сопоставлять, обобщать.

Знаково-символические – работать со схемами и иллюстрациями.

Регулятивные :  

Целеполагание – осознавать учебно-познавательную задачу.

Планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Самоконтроль – удерживать цель деятельности до получения  результата; анализировать и корректировать собственную работу; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»).

Коммуникативные : 

Оформлять устный рассказ-описание, рассказ-рассуждение, используя выразительные средства языка.

Инициативное сотрудничество –  проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» часть 1 стр. 50-53, рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка темы урока. Постановка учебной проблемы.

4. «Открытие» новых знаний.

5. Физкультминутка

6. Включение новых знаний в систему знаний.

7. Итоги работы, рефлексия.

8. Подготовка к домашнему заданию.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Время

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

1 мин

Личностные: смыслообразование

Познавательные: поиск и выделение информации

 - Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

-Прочитайте «про себя», что записано на слайде.

(Слайд 1)

Глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один.

Умею слушать мнение других.

Включение учащихся в деятельность. Читают текст на слайде,  повторяют правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

2. Актуализация знаний.

3 мин

Личностные: самоопределение

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, постановка проблемы, выдвижение гипотез

-Рассмотрите рисунок-схему на с. 49. Вспомните, что вы знаете о грибах?

Проблемный вопрос:

-У всех ли грибов одинаковое плодовое тело?

Дети вспоминают изученное во 2 классе о строении грибов.

Дети высказывают предположения, рассматривают рисунок в учебнике на с. 49 и (слайд 2). Делают вывод о разнообразии плодовых тел.

3. Постановка темы урока. Постановка учебной проблемы.

4 мин

Познавательные:постановка проблемы,  выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство

Коммуникативные:оформление своих мыслей в устной форме

Регулятивные:планирование

Подводящий к теме диалог:

- Как вы думаете, можно ли грибы отнести к растениям?

- Почему вы так считаете?

-Прочитайте в учебнике рубрику «Обсудим вместе» с. 50.

- Что вас удивило?

- В чем сегодня на уроке мы должны разобраться?

Дети высказывают свои гипотезы, приводят доказательства.

У кого-то из детей прочитанный факт вызывает удивление.

Дети формулируют тему и задачи урока , составляют план .(«Чем грибы отличаются от растений»

-Почему грибы относят к отдельному царству?

-Чем грибы отличаются от растений?

-Какие бывают грибы?)

(Слайд 3)

4. «Открытие» новых знаний.

15 мин

Коммуникативные: учебное сотрудничество в паре, умение слушать и вступать в диалог, умение договариваться, строить речевые высказывания.

Познавательные: поиск и выделение информации, извлечение информации, постановка проблемы

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания.

Коммуникативные: учебное сотрудничество

Познавательные: поиск и выделение информации, извлечение информации

  1. Работа в парах

(детям нужно раскрасить в паре гриб и растение) Карточка 1.(См.Приложение)

-Договорись с товарищем и раскрась картинку.

( Учитель вызывает к доске детей, которые раскрашивали грибы)

- Какие цвета использовали?

(Затем к доске выходят дети, которые раскрашивали растения)

-Какой цвет не использовали, когда раскрашивали грибы?

-Почему?

  1. Работа с текстом учебника с. 50.

- Прочитайте текст.

-Что нового узнали о грибах?

-С кем их сравнивают?

-Почему?

  1. Подготовленные дети выступают со своими сообщениями.

Проблемный вопрос:

- В какое время года собирают грибы?

-Все ли так думают?

-Послушаем сообщения о грибах.

-Что узнали? Только ли летом и осенью собирают грибы?

4) Работа в парах.

(Учитель предлагает детям поработать в парах, чтобы найти ответы на вопросы) (Слайд 6)

Дети договариваются, кто какую картинку будет раскрашивать и выполняют задание.

Дети называют цвета.

Дети сравнивают и делают вывод, что у грибов не использовали зеленый цвет, а у растений использовали.

Дети делают вывод : грибы не имеют зеленого цвета.

 (Слайд 4)

Дети читают текст и делают вывод о втором отличии грибов от растений. (Слайд 5)

Дети высказывают свои мнения.

Подготовленные дети выступают с докладами о грибах (заранее им давался план подготовки доклада)

«Лисички», «Белый груздь», «Сморчок»

Дети читают вопросы в учебнике с. 51 и работают с текстом с. 51-52, отыскивая ответы, выделяя их простым карандашом.

5. Физкультминутка

3 мин

Учитель организует игровое задание, которое способствует организации отдыха.

Игра «Съедобный - несъедобный»

Дети выполняют упражнения .

6. Включение новых знаний в систему знаний.

14 мин

Познавательные:постановка проблемы,  выдвижение гипотез, подведение под понятия, выведение следствий

Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение слушать и вступать в диалог, умение договариваться, строить речевые высказывания.

  1. Работа со схемой «Виды грибов»(проблемная ситуация)

- Ребята, вы узнали какие грибы называются шляпочными, а все ли грибы имеют шляпки? Как вы считаете?

- Рассмотрите схему «Виды грибов» (Слайд 7), что  вас в ней удивило?

  1. Работа в группах.

  1. Работа в тетради с.23.

Учитель предлагает детям выполнить задания в рабочей тетради, вспомнить части грибов, заполнить таблицу «Съедобные и несъедобные для человека грибы»

     

Дети высказывают свои предположения

Дети рассматривают схему, сравнивают грибы, высказываются и делают вывод, что строение у грибов бывает разное.

Группам раздаются конверты с текстами. Дети распределяют материал в группе, рассказывают его в группе, а затем всему классу.

7.Итоги работы, рефлексия.

4 мин

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

1) Работа с кроссвордом. ( Слайд 8)

   1. Самый ядовитый гриб в мире.

   2. Подземная часть гриба в виде тонких нитей.

   3. Этот гриб назван так за сходство с животным.

   4. Гриб, который любит расти под берёзами.

   5. А эти грибы бывают и красными, и желтыми, и фиолетовыми, и даже зелёными.

- Если вы отгадали все слова, у вас должно получиться ключевое слово. Какое? (Это – грибы, тема нашего урока.)

- Что же вы узнали сегодня о грибах?

2)Рефлексия ( Слайд 9) (прием «Анкета»)
1. На уроке я работал…

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался….

4. За урок я….

5. Мое настроение на уроке ….

6. Материал урока мне был…..

Дети получают кроссворды и заполняют.

Дети повторяют тему урока, вспоминают,  какие задачи ставили.

По анкете  оценивают свою работу на уроке.

(У детей карточка 2.)

8.Подготовка к домашнему заданию.

1 мин

Учитель дает комментарий к домашнему заданию.

Запись д/з в дневник.

Уч. с. 52-53, подготовить сообщение о необычном в царстве грибов.

Приложение  к уроку

Карточки 1. Для работы в парах.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e48/001a25f7-04d5cd1e/4/hello_html_c97dff0.jpg

https://moi-raskraski.ru/images/raskraski/nature/krapiva/raskraski-krapiva-7.jpg

http://www.raskraska.com/catalog0001/1697.png

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_oduvanchik20.jpg

https://veronikaa.ru/wp-content/uploads/2019/10/901.jpg

https://auho.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-landish5.jpg

Карточки 2. Анкета для рефлексии.

1.______________________

2.______________________

3.______________________

4.______________________

5.______________________

6.______________________

1.______________________

2.______________________

3.______________________

4.______________________

5.______________________

6.______________________

1.______________________

2.______________________

3.______________________

4.______________________

5.______________________

6.______________________

Игра «Съедобный - несъедобный»

Белый гриб, мухомор, лисички, бледная поганка, опята, сатанинский гриб, подосиновик, ложные опята, рыжик, сыроежка.

( учитель называет гриб, дети выполняют упражнения: съедобный- наклоны(изобразить сбор грибов), несъедобный – руки вверх)

План сообщения о грибах.

  1. Название.(Лисичка)
  2. Как выглядит?
  3. Где любит расти?
  4. В какое время года растет?

План сообщения о грибах.

  1. Название.( Белый груздь)
  2. Как выглядит?
  3. Где любит расти?
  4. В какое время года растет?

План сообщения о грибах.

  1. Название.(Сморчок)
  2. Как выглядит?
  3. Где любит расти?
  4. В какое время года растет?

Тексты для групповой работы.

Дрожжи

  1. 1. Дрожжи — это грибы, их клетки имеют микроскопические размеры.  Форма дрожжевых клеток шарообразная. В природе дрожжи обитают на поверхностях плодов, цветов, они присутствуют в поверхностных слоях почвы, в органах пищеварения.

2. Дрожжи, которые все мы используем в выпечке в вольном переводе означает «гриб, который ест сахар». Простыми словами это выглядит так: дрожжи «кушают» сахар, и перерабатывают его в углекислый газ, благодаря которому тесто увеличивается в размерах, раздуваясь изнутри.

   

3. Молочные дрожжи  поддерживают нормальную кишечную микрофлору, участвуют в обменном процессе и работе важных органов.

  Полезные свойства:  

•   укрепляют иммунитет;

• нормализируют сахар в крови;

• способствуют развитию полезных бактерий в организме;

• дрожжи  – содержат  витамины В.

Плесневый гриб

1. Плесень — это гриб, который имеет микроскопическое строение. Ее можно увидеть невооруженным глазом — известно, как выглядят испорченные продукты. Но если рассмотреть плесень под микроскопом, то окажется, что это ниточки с кучей шариков вокруг — спорами, которыми она размножается.

2. Плесневые грибы распространены повсеместно: они встречаются в воздухе, воде и почве. Если в доме есть протечка, плесень обязательно вырастет. Продукты питания, которые подверглись действию плесени, лучше не есть: это очень опасно. Плесень на некоторых сортах сыра называется «благородной», такая плесень съедобна, она придает сыру определенный вкус и к тому же является источником белка.

3. Из многих плесневых грибов получают лечебные вещества – антибиотики. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые болезнетворные бактерии. Его специально разводят, чтобы получать лекарства для лечения многих болезней.

Трубчатые грибы

1. К трубчатым грибам относятся  почитаемые всеми грибниками шляпочные грибы, у которых имеется чётко выраженная шляпка с трубчатым слоем с её внутренней стороны, похожим на губку.

2. Почти все трубчатые виды грибов питательны и очень полезны. Среди них самые лучшие съедобные виды — боровики (или белые), подосиновики и подберёзовики, маслёнки, моховики и другие.

3. Характерная особенность таких грибов – сосуществование с некоторыми видами деревьев. Они растут в парках и лесах, где минимум солнечного света и большое количество прохлады и сырости. Список трубчатых ядовитых грибов составляют желчный и  сатанинский гриб.

Пластинчатые грибы

1. Пластинчатые грибы – грибы, у которых расположены пластинки, на внутренней стороне шляпки.   Отличить пластинчатых представителей достаточно легко: если перевернуть шляпку, можно обнаружить ряд тонких пластин, которые подобно лучам расходятся от ножки гриба к краям шапки.

2. Пластинчатые, в отличие от трубчатых, не получили статуса «благородных» грибов. Это всё потому, что среди них есть много несъедобных и смертельно ядовитых видов, таких как: бледные поганки и мухоморы, ложный опенок.

3. Название самых распространённых пластинчатых грибов известно практически каждому: сыроежки и грузди, волнушки, лисички. В зависимости от вида, пластинки могут иметь коричневый, белый, желтый, а также зеленоватый или серый цвет.

Древесные грибы

1. Наверняка многие из нас не один раз видели такую картину: на пнях, стволах и ветках деревьев вырастают интересные наросты причудливой формы или же вполне привычные всем грибные тела с ножками и шляпками. Это отдельная группа древесных грибов, которые растут на древесных породах и оттуда же получают питание. Большинство древесных грибов обладают широкой крупной шляпкой и короткой ножкой или же ее нет вообще, а мякоть имеет жесткую структуру.

2. По своей природе они являются паразитами. Споры проникают в древесину через малейшую трещинку на стволе, поселяются там и начинают активно размножаться. Грибница питается, отбирая у дерева питательные вещества. Некоторые виды предпочитают селиться на мертвых деревьях, другие же предпочитают исключительно живую древесину.

3. К древесным грибам относятся вешенки, опёнок зимний, трутовик лакированный. Чага лиственничная березовая. Плодовое тело копытообразной формы с шершавой, в трещинах. Кожица грязно-белого цвета, с возрастом темнеет. Долгожитель, паразитирует на дереве до 20 лет, вес одного гриба достигает 3 кг. Мякоть чаги желтоватая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глаза смотрят и видят, Уши слушают и слышат. Сначала думаю, а потом говорю. Помню, что в классе я не один. Умею слушать мнение других .

Слайд 3

1. Почему грибы относят к отдельному царству? 2. Чем грибы отличаются от растений? 3. Какие бывают грибы? Тема: Грибы

Слайд 4

Вывод: Г рибы не имеют зелёного цвета.

Слайд 5

Вывод: Г рибы не могут, как растения, создавать для себя питательные вещества. Они, как ж ивотные поглощают готовые питательные в ещества.

Слайд 7

Грибы Шляпочные Т рубчатые П ластинчатые Дрожжи Плесневые Древесные

Слайд 8

1 2 3 4 5 1. Самый ядовитый гриб в мире. 2. Подземная часть гриба в виде тонких нитей. 3. Этот гриб назван так за сходство с животным. 4. Гриб, который любит расти под берёзами. 5. А эти грибы бывают и красными, и желтыми, и фиолетовыми, и даже зелёными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Урок окружающего мира во 2 классе тема: "Грибы"

Конспект урока по теме "Грибы" во 2 классе. Об особом царстве живой природы-грибах. Виды работ: в парах, группой....

Тест по окружающему мире 2 класс по теме "Грибы"

Тест позволит повторить материал по теме "Грибы"...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"

На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...

конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

Презентация к уроку окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс,

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....