природа и наша безопасность
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Чондан Буяна Тимуровна

Ознакомиться с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой, способствовать развитию умения безопасного поведения в природе, а также понимания бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_nasha_bezopasnost.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Природа и наша безопасность»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: ознакомиться с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой, способствовать развитию умения безопасного поведения в природе, а также понимания бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Планируемые результаты:

Предметные:

- приводить примеры опасных растений и животных;

- научиться правильно вести себя во время грозы;

- распознавать ядовитяе растения и грибы.

Метапредметные:

Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- самостоятельно ставить цель урока.

Познавательные:
- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий на для решения предметных задач;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные :

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе;

- участвовать в учебном диалоге;

- высказывать свою точку зрения, аргументируя ее.

Личностные:

- проявлять самостоятельность и ответственность в опасных условиях;

- бережно относиться к природе.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 2 часть автор А.А. Плешаков, мультимедийная презентация. Раздаточный материал

Ход урока

I. Организация начала урока.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Игра «Добрый день»

- Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! Мне очень хочется пожелать хорошего дня всем – всем, каждому из вас! Я скажу слова «Доброго дня», и назову кого-то из класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете тем же.

Доброго дня всем девочкам!

Доброго дня всем мальчикам!

Доброго дня всем, кто чистил сегодня зубки

Доброго дня всем, кому нравится такая погода, какая сейчас за окном

Доброго дня всем, кто любит конфеты

Доброго дня всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

- Ребята, я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего этого урока!

II. Актуализация опорных знаний.

- Представьте, что мы не в кабинете, а собираемся в путешествие на корабле. Для того, чтобы нас взяли на корабль нам нужно пройти небольшую проверку ваших знаний, и за одно проверить вашу наблюдательность. До отправления корабля остается совсем мало времени, нужно отвечать быстро.

- Сейчас проверим как вы усвоили тему прошлого урока. ( тест со взаимопроверкой).

III. Cамоопределение к деятельности

- Вот нас разместили на корабле. На корабле тишина и порядок. Мы отправляемся в путешествие на остров «Безопасности». Добравшись до острова, мы узнаем тему нашего урока

III. Сообщение темы урока.

1. Групповая работа «Разгадывание кроссворда

- Для того, чтобы узнать о чём сегодня узнаем во время нашего путешествия, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам тему нашего путешествия. (прил.1)

приложение 1

1. Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (молния)

2. В названии этого гриба есть слово "бледная". (поганка)

м

о

л

н

и

я

п

о

г

а

н

к

а

г

а

д

ю

к

а

с

о

б

а

к

а

л

а

н

д

ы

ш

и

я

г

о

д

а

с

к

о

т

ь

3. Лежит верёвка,

Шипит плутовка.

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (гадюка)

4. В будке спит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идёт

Она знать даёт. (собака)

5. Белые горошки

На зелёной ножке. (ландыши)

6. Была зелёной, маленькой

Потом я стала аленькой

На солнце покраснела я,

И вот теперь я спелая. (ягода)

7. Кто родился с усами. (кот)

Ключевое слово: Опасность

- О чем же мы сегодня должны узнать? (Об опасностях в живой и неживой природе.)

- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова:

узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)

научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)

Для чего мы должны знать и выполнять эти правила? ( Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье).

IV. Изучение нового материала.

  1. Какие опасности может принести человеку неживая природа.

. Вот уже видна земля… Но вдруг все вокруг затихло и потемнело… Что это стало происходить в природе? (картинка молнии и звук)

-Молодцы, вы все правильно сказали.

- Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать?

-А как вы думаете, что опасней, гром или молния?

Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный.

Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.

- Сейчас предлагаю поработать в парах, на основе текста учебника работаем в рабочей тетради

  1. Какие опасности может принести человеку неживая природа.

- Вот мы с вами переждали грозу. Тучи разошлись, снова засияло солнышко. В лесу приятно пахнет сыростью, с листьев деревьев падают уцелевшие капельки дождя, переливаясь на солнышке.

- Здорово, что на нашей планете есть растения! Ребята, а кто порассуждает на тему «нужны ли нам растения?»

- Мы сошли с корабля и идем по лесу.

- Только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.

– Давайте узнаем, какие ядовитые растения растут вокруг нас.

- А сейчас мы проверим, насколько вы внимательно слушали и запомнили, как выглядят эти растения. Работаем в паре. В конверте фотографии растений, которые вам нужно наклеить в окошки с их названиями. (Выполняют задание в парах. После соотносят с образцом)

  1. Выступления учащихся «Ядовитые растения»

- А кто назовет особое царство природы, которое мы не относим к растениям, но каждый из нас может встретить его представителей в лесу, на полянке, после дождя? (Грибы)

ФИЗМИНУТКА

 Какие опасности могут причинить животные.

-Ой, что это зашуршало в траве!

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (Это змея)

- Но на острове помимо растений нам могут повстречаться разные животные.

- Какой вред могут причинить животные человеку?

- А каких животных мы часто называем ядовитыми?

-Рассказ о змеях.

Домашние животные

Мы здорово прогулялись! Много всего узнали. Теперь нам пора возвращаться домой, там уже наверняка ваши домашние любимцы скучают за вами. У кого из вас есть домашние животные, поднимите руку у кого есть кошка, собака?

- Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных.

- Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. После общения с кошкой или собакой нужно обязательно вымыть руки с мылом! Почему? (На шерсти животных могут быть, к примеру, яйца глистов). Если вы видите, что кошка или собака злятся, не трогайте их, дайте им успокоиться, оцарапав или укусив вас, наши любимцы, сами того не желая, могут заразить вас инфекцией. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.

VIЗакрепление изученного материала

Работа в групп

Карточка№1

«Найди ошибки и исправь их»:

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.

2. Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в сторону листву и мох. Так грибы будут лучше видны.

3. Не надо брать старые грибы: в них может быть опасный для человека яд.

4. Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, чтобы далеко не ходить.

5. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножиком.

Карточка №2

Ваши действия при встрече с незнакомой собакой:

1) замахнуться палкой и отогнать собаку;

2) убежать от неё;

3) закричать, отгоняя её палкой, бросить в неё палку;

4) упасть на землю;

5) остановиться, повернувшись к собаке лицом вполоборота;

6) подразнить собаку;

7) громко позвать хозяина;

8) при подготовке собаки к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте рукой;

9) сохранять спокойствие;

10) при укусах промыть рану, отправиться в больницу.

Карточка №3

1. Если вы заметили признаки приближения грозы, то не пугайтесь она скоро пройдет.

2. Закройте двери, окна, дымоходы.

3. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.

4. Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.

5. Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.

6. Если вы застигнуты грозой на велосипеде, не останавливайтесь продолжайте двигаться по своим делам.

7. Если во время купания в реке началась гроза, продолжайте плавать дальше.

8. Во время грозы не бегайте.

- Ну вот, и добрались до острова и перед нами слово, которого не хватает на нашем кластере.

VII. Итог урока. Рефлексия

- О чём мы сегодня с вами узнали во время нашего путешествия?

- Какие цели мы ставили перед собой? Кто их достиг?

Продолжите предложение:

«Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)

«Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)

«Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)

– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?

- В память о нашем путешествии копия кораблика, на котором путешествовали

Зеленый парус – все понятно, добился поставленной цели

Желтый – были трудности, но большая часть материала понята

Красный – ничего не понял

Белена. Семена похожи на мак. Есть эти семена нельзя.

Дурман. Достигает высоты до одного метра. Крупные белые цветы и плоды с шипами привлекают внимание, но прикасаться к ним не нужно. У растения ядовиты все части.

Вороний глаз. Привлекает к себе синевато-чёрной ягодой, которая напоминает глаз вороны.

Волчье лыко. Маленький кустарник, очень красивый, но и ядовитый. Привлекают красные плоды, которые нельзя брать в рот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Природа и наша безопасность" 3 класс

Цели урока:Образовательные: Создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимособлюдать при общении с природой .Развивающие: Способствовать развитию умений расп...

Презентация "Природа и наша безопасность " 3 класс Плешаков

Презентация  к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Природа и наша безопасность" Плешаков УМК "Школа России"...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Природа и наша безопасность" 3 класс (конспект + приложение + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Природа и наша безопасность" 3 класс (конспект + приложение + презентация)...

Открытый урок окружающего мира " Природа и наша безопасность"

Тип урока: открытие новых знаний Цель урока: создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой. Планируемые результаты: Предметные: форм...

Урок-проект "Природа и наша безопасность"

Конспект урока-проекта по окружающему миру 3 класс по программе "Школа России" (А.Плешаков)...