Урок по окружающему миру "Великая война и великая победа"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Синкевич Жанна Николаевна

Урок по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl._razrabotka_uroka_po_okruzh.miru_._velikaya_voyna.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 2"

Светловского городского округа

Программа «Школа России»

Урок  окружающего мира

в  4 «А» классе

Тема: «Великая война и Великая Победа»

Учитель начальных классов

Синкевич  Жанна Николаевна

п. Взморье

2010

Тип урока:  заседание клуба «Поиск истины»

Цели и задачи урока: 

  • формирование представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа;
  • расширение мировоззрения школьников на основе изучаемого материала;
  • развитие критического мышления;
  • воспитание чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания и благодарности к старшему поколению за героизм и самоотверженность в годы ВОВ;
  • воспитание исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины;
  • совершенствование форм сотрудничества и взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

Оборудование: 

  • ТСО (магнитофон, мультимедийный проектор, экран),
  • словари терминов урока,
  • карточки со словами для групповой работы,
  • карта «Великая Отечественная война»,
  • материалы для защиты мини-проектов,
  • кроссворд.

ХОД УРОКА

  1. ОНУ.

- Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Солдат» и скажите о каком историческом событии пойдёт речь на уроке.

Сергей Михалков

«Солдат»

Его бомбили – он лежал.

К нему летел снаряд.

В него стреляли – он бежал

Вперёд, а не назад.

«Чем дальше я пройду вперёд, -

Мечтал солдатик мой, -

Тем больше хлеба  в этот год

Засеем мы весной.

Чем больше немцем уложу, -

Смекал он на ходу, -

Тем раньше путь освобожу,

Скорей домой приду!

При немцах на моей земле

Мне не бывать в родном селе …»

И беззаветно потому

Солдат мой воевал,

И было некогда ему,

И он ночей не спал.

- Какому историческому событию посвящено это стихотворение?

- Сегодняшний  урок  пройдёт в форме заседания клуба  «Поиск истины». Мы проведём небольшое исследование, наблюдение.

Девиз: «Никто не знает так много,  как все мы вместе».

  1. Актуализация знаний.
  1. Беседа.

- Что вы знаете о ВОВ?

- Когда она началась?

- Когда наш народ отмечает День Победы?

- Прочитайте тему нашего урока, что вы заметили?

- Скажите, можете вы ответить почему со словами  «война» и «победа» употребляется именно слово «Великая»?

- Вот сегодня на уроке мы попытаемся найти эту истину, вместе поищем доказательства тому, что война действительно была «Великая».

  1. Знакомство со словарём терминов по теме урока.

- В ходе поиска истины нам придётся работать с новыми словами. Заполняя кроссворд,  вы сейчас познакомитесь с их значением. У вас на партах словари урока, положите их перед собой. Они будут вам верными помощниками.  Начнём с нижней строки. (На парте словари.)

http://festival.1september.ru/articles/533929/img1.gif

  1. Территория позади фронта, за боевой линией. (Тыл.) 
  2. Верховный Главнокомандующий СССР в годы ВОВ. (Сталин.) 
  3. Окружение города противником, с целью прекращения его отношений с внешним миром. (Блокада.) 
  4. Идеи, направленные на уничтожение свободы и прав человека, на подготовку захватнических  войн. (Фашизм.) 
  5. Канцлер Германии, вдохновитель военных планов мирового господства. (Гитлер.) 
  6. Обращённая к противнику сторона боевого расположения войск. (Фронт.) 
  7. Захватчик чужой территории. (Агрессор.) 

- Прочитайте  ключевое  слово в кроссворде  (партизаны). Объясните его значение, пользуясь словарём.

Партизаны – народные мстители, объединённые в отряды, действующие в тылу врага.

  1. Получение  новых  знаний. Составление кластера «Великая  война»

- Итак, 1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война.

 Кто же стал главным ее виновником? Найдите ответ на этот вопрос во втором абзаце на стр. 140 учебника. (Руководители фашистской Германии.)
         – С какой целью они  развязали войну?
(С целью мирового господства).

- Начинаем работу клуба «Поиск истины». Нам предстоит  составить летопись войны  СССР с фашистской  Германией и доказать, что война действительно была  Великой. Для этого вы должны быть очень внимательными и из полученной информации делать правильные выводы.

  1. Многочисленная армия вторжения.

Учитель.   Ночь 22 июня 1941 года.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

(Музыка Лебедева-Кумача «Священная война»)

Учитель.   Ранним утром, в 4 часа, нарушив пакт о ненападении, без объявления войны фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения:

Слайд.

190 дивизий, численность которых составляла 5 миллионов человек, 4000 танков, 47000 орудий, 4300 самолётов, 250 кораблей.


       – Делаем вывод из этих данных, почему  войну можно назвать Великой?
(Ответ детей: многочисленная армия вторжения.)
       – Молодцы, первое доказательство найдено, будьте и дальше такими же сообразительными.

  1. Продолжительная.

- Кто знает сколько лет продолжалась ВОВ? (4 года)

- За это время наши войска прошли от Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Всего 2600 км, которые на поезде можно преодолеть за четверо суток, самолётом за 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 долгих года, 1418 дней!

Итак, какую ещё характеристику, исходя из этого, мы дадим  войне в доказательство того, что она была Великой? (Ответ детей: продолжительная.)

– Верный ход мыслей, приготовьтесь найти следующее доказательство.

  1. Жестокая, беспощадная.

– Фашистское руководство требовало беспощадного уничтожения не только воинов Красной армии, но и всего гражданского населения Советского Союза. Немецким солдатам и офицерам, были вручены памятки, в которых говорилось: «… убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай, этим ты спасёшь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века».
         – Как еще можно охарактеризовать эту войну из вышесказанного?
(Ответ детей: жестокая, беспощадная.)

- Вывод правильный, очень хорошо работаете.

  1. Отечественная, народная.

 – Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины весь народ вступил в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Победа ковалась не только на полях сражений. Продолжим поиск, работая  в группах.  За 30 секунд вам предстоит выяснить, кто кроме солдат Красной армии боролся с фашистами и приближал победу. Возьмите материалы  и, ответив на вопросы, приготовьтесь защитить мини-проект на эту тему.

  1. Работа в группах. Защита мини-проектов.

1 группа (получает картинку с изображением памятника Зое) Космодемьянской и  готовит ответы на вопросы:

– Кому поставлен памятник?
– Кем была Зоя Космодемьянская в годы ВОВ?
– Кто кроме солдат на фронте боролся с фашистами?

2 группа (получает картинку с изображением постамента «Танк»).

– На какие средства был построен этот танк?
– Знаете ли вы, что на постройку танковой колонны «Тамбовский колхозник» труженики Московской  области в годы войны собрали 40 миллионов рублей и передали в фонд Красной армии около 400 танков?
– Как труженики тыла помогали фронту?

3 группа.  Два ученика готовят чтение в лицах отрывка из стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста», остальные отвечают на вопросы:

– Кто помогал взрослым в борьбе с фашистами?

Выступления групп. (Ученику из 3 группы надеть шапку танкиста).

– Итак, судьба страны решалась не только на полях сражений, но и в тылу, который снабжал фронт всем необходимым, и на захваченной врагом территории, где действовали партизаны и подпольщики. На борьбу с фашистами поднялись и женщины, и старики, и дети. Продолжим цепочку доказательств. Как называется война, на которой сражается весь народ, всё Отечество? (Ответ детей: отечественная, народная.)

  1. Релаксация.

- Ребята, а во время передышек между боями солдаты писали домой письма, отдыхали, слушали и пели песни. Вы сейчас на мгновение  окажетесь в солдатской землянке и даже узнаете мысли наших бойцов. Можно прикрыть глаза и немного отдохнуть.

Звучит песня «В землянке».

- Откройте глаза. Скажите, о ком думали наши солдаты на фронте?
Замечательно, эта мысль приведёт нас сейчас к следующему доказательству величия войны.

  1. Справедливая, освободительная.

– Продолжим поиск истины. На ваших столах  отрывки из писем немецких и русских солдат. Внимательно изучите их, сопоставьте и скажите, какую цель преследовали русская и немецкая армии?

1 группа

Немецкий ефрейтор фон Дирдельсен. 26 июня 1941 года.

«Всё отлично. Мы снова разобьём страну, победив на этот раз Красную армию. Наша рота первой переправилась через Буг, уничтожила 3 бункера и за первый день продвинулась вглубь на 40 км».

Последнее письмо А. Голикова жене. 28 июня 1941 года.

«Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно».

2 группа

Письмо немецкого ефрейтора Херрманна. 27 июня 1941 года.

«За сегодняшний день мы сильно продвинулись вперёд. Авиация ведёт активные действия. Наши бомбардировщики сбивают один русский самолёт за другим. Их почти уже не осталось».

Письмо Героя Советского Союза В. Клочкова жене и дочери. 25 августа 1941 года.

«Для будущего всех детей, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей. В случае чего, жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её и за её счастье бил паразитов».

3 группа

Письмо немецкого унтер-офицера Бернга.

«И большую Россию мы тоже пошлём ко всем чертям. Ведь если Гитлер предпринимает что-либо подобное, ему это удаётся всегда».

Из письма русского солдата дочери.

«Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас наш народ».

– Опираясь на содержание писем, скажите, какая цель войны была у немецких солдат? А за что сражались русские солдаты? Итак, со стороны немцев велась война захватническая, несправедливая. А какую войну вёл наш народ? (справедливую, освободительную.) 

Вот вы открыли и ещё одну правду ВОВ.

  1. Героическая.

- Именно поэтому неимоверные испытания, выпавшие на долю наших соотечественников, не согнули их перед захватчиками, не сломили их волю. Для разгрома врага они отдавали все силы, не жалели своих жизней. Продолжаем собирать доказательства величия этой войны. Составьте предложения из слов, которые лежат у вас на столах в конвертах.

  1. Работа в группах.

- На предложение защитникам Брестской крепости сдаться немцы получили ответ, написанный кровью на куске полотна.

1 группа читает собранное предложение «Все умрём за Родину, но не сдадимся!»

        
          - На подступах к Москве наши бойцы стояли на смерть, но не пропустили врага в столицу. Перед смертельным боем политрук Василий Клочков произнёс слова, которые стали известны всему миру.

2 группа зачитывает: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

- Перед казнью наша мужественная землячка Зоя Космодемьянская гордо произнесла: 

3 группа – «Это счастье – умереть за свой народ!».

-  Героями в этой войне были не только люди, ими стали даже города. Прочитайте о них на стр. 140, 141 учебника. Назовите города-герои. (Учитель показывает их на карте.)
Догадались, почему ещё войну назвали Великой?
(Ответ детей: героическая).

  1. Самая разрушительная и кровопролитная.

- Посмотрите на фотографии (слайд). У нас в Калининграде есть памятник «1 200 гвардейцам», где записаны имена погибших солдат и офицеров, а также в п. Взморье есть братская могила.  В каждом городе, где шли ожесточённые бои за освобождение Родины, горит Вечный огонь. Как вы думаете, что он символизирует? (вечная память всем погибшим)

- История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. В результате фашистского нашествия в руины превратились десятки тысяч городов и деревень, наша страна потеряла около 27 млн. человек.

Какой можно назвать войну, исходя из этих данных? (ответ детей: самая разрушительная и кровопролитная.) 

- Это была самая разрушительная и кровопролитная война 20 века. Итак, мы нашли доказательства того, что война была Великой?

  1. Составление летописи ВОВ.

– А теперь  составим летопись ВОВ и увидим через какие  важные события шёл наш народ к Победе. У каждой группы индивидуальное задание: соотнести даты и события (работа в группах). 

 Вы должны узнать, когда произошли события, которые у вас записаны на карточках, и прикрепить их на доске под соответствующими датами. Приступаем работать с учебником на страницах, указанных на карточках.  (1 группа – 142-143, 2 группа – 143-144, 3 группа  - 144-145).

Даты. 

  1. Сентябрь 1941.
  2. Декабрь 1941 – начало 1942.
  3. Лето 1942 – февраль 1943.
  4. Лето 1943.
  5. 1944.
  6. 1945 год 9 мая.

События.

  1. Начало блокады Ленинграда.
  2. Победа под Москвой. Советская армия перешла в наступление.
  3. Бои за Сталинград. Победа под Сталинградом.
  4. Победа под Курском. Начало крупного наступления советской армии.
  5. Освобождение территории СССР от фашистских захватчиков.
  6. День Победы над фашистской Германией.

Учитель читает летопись.

– Мы победили в Великой войне, а, значит, и победа была  какой? (Великой).

Звучит песня «День Победы».

  1. Итоги работы клуба.

- Ребята, нам удалось доказать, что война 1941 – 1945 годов – Великая, как и победа в ней?

Именно поэтому, мы не имеем права забывать ужасы той войны, имена солдат, погибших ради жизни новых поколений, ради своей страны. Обязаны уважать  ветеранов  ВОВ, а их с каждым годом остаётся в живых всё меньше и меньше.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа", форма урока- заседание клуба " Поиск Истины" Урок представлен с методическим обоснованием. Использование ИКТ ...

урок окружающего мира "Великая война и великая Победа" 4 класс, УМК «Школа России»

Представленный  урок позволяет  решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия....

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа

Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и Великая Победа.Цели1.     Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.2.     Формиров...

Конспект урока по окружающему миру . Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»

Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»Предмет: Окружающий мир  4 класс учебник Плешакова А.А.Класс:4Учитель: Коршунова Ю.Н.Цель деятельности учителя :Сформировать представления учащих...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа.

Целями урока являются: знакомство с героическими страницами истории нашей страны;формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личн...

Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и великая Победа.

Урок окружающего мира по теме "Великая  война и великая Победа", на котором у обучающихся сформируются общие представления о Великой Отечественной войне, героизме советского народа, войне в родно...