рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1-4 класс
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Лаврентьева Светлана Владимировна

Рабочая программа составлена на основе :

-Сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы (под редакцией КПН, профессора И.М. Бгажноковой);

-ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  ;

- АООП 1- 4 классов   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_1-4_klassy_._mir_prirody_i_cheloveka.docx42.75 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №9»

 

 

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»

1-4 класс

 

Составитель Лаврентьева С.В.,

учитель начальных классов

2017

Учебный предмет «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

1-4 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа по  предмету «Мир природы и человека»  составлена на основе:

  1. Федерального закона  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Устава КГКОУ ШИ 9 р.п. Переяславка
  3. Сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы (под редакцией КПН, профессора И.М. Бгажноковой).
  4. ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для 1-4 классов)
  5. АООП 1- 4 классов  (5-9 классов)
  6. Учебного плана КГКОУ ШИ  9 на 2019/2020  учебный год
  7. Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9  
  8. Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9
  9. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Цель: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Задачи:

  1. уточнение имеющихся у детей представлений о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах;
  2. расширение на основе наблюдений и простейших опытных действий представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  3. выработка умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  4. формирование эстетических потребностей путем наблюдения за природой родного края;
  5. формирование знаний обучающихся о природе своего края;
  6. формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, обучение бережному отношению к природе.

          В образовательную программу по предмету «Мир природы и человека» включены элементы проекта «Школа   агротехнологического профиля».        В содержание предмета включается материал, который знакомит обучающихся с жизнью села, сельскохозяйственными работами, профессиями сельских жителей. На уроках обучающиеся знакомятся с условиями выращивания  культурных растений в местном климатическом поясе,  учатся  применять данные знания в практической  жизни  (выращивание рассады, работа в теплицах, на пришкольном участке, помощь родителям на личных подсобных хозяйствах). В результате участия в практической деятельности у обучающихся формируется потребность в уходе за огородными культурами. Обучающиеся будут вовлечены в исследовательскую деятельность, которая стимулирует  стремление знать, как можно больше о родном крае, интерес  учащихся к краеведению, повысит  уровень информированности о мире профессий аграрной направленности.

Планируемые личностные результаты

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  2. воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  3. формирование адекватных представлений о собственных возможностях;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  9. формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  10. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  11. развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  12. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  13. проявление готовности к самостоятельной жизни.

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета «Мир природы и человека»

в 1 классе отводится 2 часа в неделю (64 часа в год);

во 2 классе отводится 1 час в неделю  (34 часа в год);

в 3 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год);

в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

1 класс

Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе. Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

 Знакомство с временами года и их названиями.

 Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Растения и животные в разное время года. Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.

Наблюдение и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года. Название предметов одежды, выбор одежды по сезону, наблюдение за изменением комплекта верхней одежды в которой дети посещают школу, разнообразие детских игр на свежем воздухе в соответствии с сезоном. Проведение и наблюдение за подвижными играми на свежем воздухе.

Неживая природа. Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце – источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных и человека; о влиянии солнца на смену времен года.

Живая природа

Растения. Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).

 Части растений: корень стебель (ствол), лист, цветок.

 Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.

Животные. Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1-2 хорошо знакомых животных).

Человек. Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т.д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.

Повторение. Обучающиеся должны усвоить следующие представления:

- о мире живой и неживой природы;

- о человеке, работе его органов чувств;

- о погоде и ее явлениях;

- о смене времен года.

Планируемые предметные результаты

Минимальный уровень:

- правильное и точное называние изучаемых объектов и явлений живой и неживой природы;

- называние своего имени, фамилии, возраста, пола;

- называние и показывание органов чувств человека.

Достаточный уровень:

- правильное и точное называние изученных объектов, явлений, их признаков;

- различение объектов живой и неживой природы;

- выделение частей растений; узнавание в природе и на рисунках деревьев, кустов, травы;

- называние наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;

- называние и показывание органов чувств человека, объяснение их назначения.

 

2 класс

Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в неживой природе. Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года. Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года. Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Неживая природа. Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа

Растения. Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности.

Уход за растениями сада и огорода.

Животные. Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Человек. Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Пища человека. Правильное питание.  

Планируемые предметные результаты

Минимальный уровень:

- называние изученных объектов и явлений природы;

-различение 2-3 комнатных растений, называние частей растений, уход за ними;

-различение наиболее распространённых овощей и фруктов;

-различение домашних и диких животных, рыб;

-различение признаков времён года;

-выполнение элементарных гигиенических требований, правил приёма пищи.

Достаточный уровень:

-правильное называние изученных объектов и явлений природы;

-различение 3-4 комнатных растений, их частей, осуществление ухода за комнатными растениями;

          - различение наиболее распространённых овощей и фруктов, умение объяснить, где они растут, как используются человеком;

-различение домашних и диких животных, рыб, описание их повадки, образа жизни;

-различение элементарных гигиенических правил;

-различение признаков времён года, объяснение причин сезонных изменений в жизни живой и неживой природы.

3 класс

Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в неживой природе. Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года. Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница).

Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные. Мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года.

Неживая природа. Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха.

Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа. Растения. Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.

Животные. Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун.

Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек. Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Планируемые предметные результаты

 Минимальный уровень:

-отнесение изученных объектов к определенным группам (корова - домашнее животное);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

-знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

-знание основных правил личной гигиены;

-представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе.

Достаточный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

-знание правил гигиены органов чувств;

-проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира.

4 класс

Содержание учебного предмета

 

    Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.

    Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).

    Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).

  Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.

  Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

   Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

   Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.).

   Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

   Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.

   Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью. Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

   Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

    Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

   Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

   Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.

   Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

  Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

  Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

 Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

 Птицы перелетные и зимующие. Время отлета и прилета разных птиц.   Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха. Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания. Повторение пройденного.

 Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

· Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.

· Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий).

 · Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.

Планируемые предметные результаты

Минимальный уровень:

- представления о назначении объектов изучения;

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.


Достаточный уровень:

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в тестественных условиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

- развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Материально – техническое обеспечение

Учебно-методический комплект:

1. Н.Б. Матвеева, И.А.Ярочкина,  М.А.Попова «Мир природы и человека». 1класс: учебник для образ. организаций, реализующих АООП   , М.: Просвещение, 2017г.

2. Н.Б. Матвеева,    М.А.Попова «Мир природы и человека». 1класс: рабочая тетрадь-учебное пособие для общеобр. организаций, реализующих АООП   , М.: Просвещение, 2017г.

3. Н.Б. Матвеева, И.А.Ярочкина,  М.А.Попова «Мир природы и человека». 2класс: учебник для образ. организаций, реализующих АООП   , М.: Просвещение, 2018г.

4. Н.Б. Матвеева,    М.А.Попова «Мир природы и человека». 2класс: рабочая тетрадь-учебное пособие для общеобр. организаций, реализующих АООП   , М.: Просвещение, 2018г.

5. Н.Б. Матвеева, И.А.Ярочкина,  М.А.Попова «Мир природы и человека». 3класс: учебник для образ. организаций, реализующих АООП   , М.: Просвещение, 2019г.

6. Н.Б. Матвеева,    М.А.Попова «Мир природы и человека». 3класс: рабочая тетрадь-учебное пособие для общеобр. Организаций, реализующих АООП   , М.: Просвещение, 2019г.

7. Н.Б. Матвеева, И.А.Ярочкина,  М.А.Попова «Мир природы и человека». 4класс: учебник для образ. организаций, реализующих АООП   , М.: Просвещение, 2020г.

8. Н.Б. Матвеева,    М.А.Попова «Мир природы и человека». 4класс: рабочая тетрадь-учебное пособие для общеобр. организаций, реализующих АООП   , М.: Просвещение, 2020г.

Печатные пособия:

- комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

-комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы;

Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;

-учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;

-оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин и т.п.);

-модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; -натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.

Технические средства обучения:  ноутбук, интерактивная доска, телевизор; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы, видеофильмы).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и мы" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и мы" 3 класс...

Рабочая программа кружка "Изучение природы родного края" для 2 класса. ПНШ.

Рабочая программа и КТП кружка "Изучение природы родного края" для 2 класса с УУД. ПНШ....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 класса "Изучаем природу родного края"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.Г. Чураковой в соответствии с требованиями ФГОС. Материал будет полезен учителям начальных классов, занимающихся внеурочной работой....

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Настоящая программа «Природа и творчество» для 1 класса составлена в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...