Методическая разработка урока по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

 Урок по теме: "Как помочь птицам зимой?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по окружающему миру69.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по окружающему миру

1 класс

Новости Сочи - Сочинские дети накормят зимующих птиц


на тему: «Как зимой помочь птицам?»

( УМК «Школа России»)

Цель: создать условия для формирования знаний о птицах, зимующих в наших краях; устройстве кормушек и видах корма; воспитывать любовь к природе.

Универсальные учебные действия (УУД).
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах, зимующих в наших краях.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Оборудование:

- мультимедийная установка;

- электронная презентация «Покормите птиц зимой»;

- учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» в 2-х частях, М.: Просвещение, 2012 г., УМК «Школа России»;

- рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир» М.: Просвещение, 2012 г.;

- образец кормушки,пустые коробки из – под сока, ножницы, бечевка или шпагат.;

- смайлики; карточки для игры «Крестики – нолики».

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

Формы работы учащихся:

  • фронтальная                        
  • коллективная
  • индивидуальная
  • парная

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Время

1. Организационный момент

Читает стихотворение. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь,
И работать не ленитесь.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно

глядят?

Слушают  стихотворение

Регулятивные УУД:

- организация своего рабочего места

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;-

повышать уровень

мотивации учебной деятельности.

1 минута.

На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя учащихся к

уроку.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

- Читает стихотворение под музыкальное сопровождение

(1 слайд- 1 звук)

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью

пуховой... Ф.Тютчев

Организует диалог.

- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.

- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой?

- Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на уроке. (Звучит запись голосов птиц)(1 слайд- 2 звук)

- Скажите, пожалуйста, как называют птиц,

которые улетают в

тёплые края?

- А кто из вас может назвать их?  

- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?

- А какие птицы вам  часто встречаются сейчас  зимой в нашей местности?

-Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?

- А почему их так называют?

- Какую пользу приносят птицы?

- Без птиц было бы тяжело на земле,

Ведьони не только радуют нас своим

пением, красотой, но и защищают растения  от вредных насекомых.

- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?

(2 слайд)

Слушание и осмысление стихотворения

- Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.

- Перелётные.

- Скворцы, ласточки

и т.д.

- Они не приспособлены к холодам и др.

- Воробьи, синицы и т.д.

- Зимующие.

- Они не улетаю зимой в тёплые края.

- Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых.

- О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.

Познавательные УУД:-общеучебные - произвольное и осознанное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах;

- логические – осуществление

поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).

Коммуникативные УУД:

-  умение осознанно строить речевое

высказывание в устной форме.

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

3 минуты.

На данном этапе формулируется тема и цель урока используется фронтальная форма работы.

.

3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала

- А сейчас послушайте меня внимательно и отгадайте загадки, что это за птица?

Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По полям шныряет,

Крохи собирает.

(3 слайд)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут!

(4 слайд)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

(5 слайд)

-Воробей

-Снегирь

- Синичка

Личностные УУД:

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

1 минута.

На данном этапе в игровой форме повышается уровень мотивации учебной деятельности.

4.Изучение нового материала.

- А сейчас, давайте отправимся к птичкам и  послушаем, что они

говорят.

(6 слайд)

Они говорят, что им голодно зимой и холодно. Почему?

Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега.

 Поэтому они вынуждены ежегодно совершать перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.

Это ласточки, журавли, гуси, скворцы, аисты.

 А что же делать птичкам, которые остаются зимовать?

Правильно.

Ребята скажите какие из этих птиц живут у нас круглый год?

А какие прилетают на зиму?

(7, 8 слайд)

Например, воробьи.

Они стараются держаться поближе к человеку, забиваются

 в щели домов, под крыши сараев.

Или синички и поползни, они почти круглый год

живут в лесах, а

когда наступают холода, перебираются поближе к людям и любят полакомиться семенами деревьев, салом и хлебом и т.д.

-Ребята откройте учебники на странице 74.  

 -Прочитайте

тему урока и

рассмотрите птиц на рисунке

-Прочитайте их названия.

 Найдите отличительные

признаки каждой птицы.

- Посмотрите, птички решили отдохнуть. Давайте и мы к ним присоединимся.

Отвечают на вопросы учителя.

Просматривают

презентацию

- Им нечем питаться, потому что насекомые прячутся под снегом.

- Мы должны им помогать, подкармливать.

Работают с учебником

Читают и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную

информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- дополнение и расширение имеющихся знаний;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик;

ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

7 минут.

На этом этапе дети знакомятся с зимующими птицами.

 Использовала презентацию.

Методы обучения: словесные, наглядные.

5. Физкульминутка

(под музыку)

Показ движений учителем.

(9 слайд)

Повторяют движения за учителем.

Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание

правильности выполнения действий.

3 минуты.

Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка подобрана в соответствии с темой урока.

6. Изучение нового материала.

-Отгадайте загадку.

Что за стол среди берёз

Под открытым

небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

(10 слайд)

- Подумайте, чем же можно кормить птиц?

Показывает и комментирует слайды

(11-15 слайд)

Просматривают презентацию, продумывают ответ на  вопрос.

-Кормушка

Думают чем можно кормить птиц и отвечают на вопрос.

Познавательные УУД:

- чтение и слушание;

- умение извлекать нужную

информацию;

 дополнение и расширение имеющихся знаний

3 минуты.

При помощи презентации обучающиеся знакомятся с особенностями

выбора корма для птиц.

7. Применение полученных знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради.

-Откройте рабочие тетради № 1 (с. 52)

- Рассмотрите рисунки. Кто смог узнать птиц на этом рисунке?

Выполните задание.

Наблюдает  за

деятельностью учеников, вместе с

учащимися исправляет ошибки.

Читает  текст на

с. 75, чтобы

 хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.

Какой корм подходит для птиц, мы теперь знаем, а куда же можно положить

корм?

Работают в рабочей тетради

Слушают текст в учебнике.

- В кормушку.

Познавательные УУД:

 - отбирать информацию.

Коммуникативные УУД:

-аргументировать свою позицию;

- участвовать в диалоге на уроке

Предметные:

- получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.

Личностные УУД:

 - осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

4 минуты.

На этом этапе урока используется самостоятельная и коллективная форма работы. Закрепление знаний.

8. Практическая работа.

1)    Вводная беседа.

-  Сегодня мы с вами научимся делать птичьи столовые из подручного материала. Для этого нам понадобятся –

пустая коробка из – под сока, ножницы и бечевка.

Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов.( в учебнике стр. 74)

(16 слайд)

- Они изготовлены из

 разных материалов. Но не всегда под рукой находятся фанера, доски, молоток, гвозди.

Для изготовления сложных кормушек  нам необходима помощь взрослых. Они всегда заняты и у них часто  не хватает на это времени.

И мы сегодня с вами научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца).

2)    Закрепление инструкции по технике безопасности при работе с ножницами.

3)    Анализ предстоящей работы.

(17 слайд)

- Рассмотрите образец кормушки.

- Из каких частей состоит кормушка.

- Из каких материалов сделана

кормушка.

4) Изготовление кормушки под руководством учителя. Ход работы показан в рабочей тетради.

- Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами как вы  ни одна птичка не

погибнет. 

Читает стихотворение

(18 слайд)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

- Определение учащимися материалов из которых выполнены кормушки.

Дети проговаривают, как правильно пользоваться ножницами.

- Коробка из-под сока и верёвка.

Учащиеся изготовляют кормушку.

Дети выставляют свои кормушки.

Слушают стихотворение.

10 минут.

На данном этапе обучающиеся под руководством учителя по плану  изготавливали кормушку для птиц своими руками.

9. Обобщение полученных знаний.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики-

нолики», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему

сегодняшнего урока. (19слайд)

Игра "Крестики-нолики".

1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые

края? (0)

2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

6. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

7. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

- Давайте проверим свои ответы.

Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно?  Молодцы! Справились с этим заданием.

Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя

"+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный

Взаимопроверка выполненного задания в парах.

Регулятивные УУД:

- применять для решения логические

действия анализа, сравнения, обобщения, построения

рассуждений и выводов.

4 минуты.

На этом этапе урока при помощи игры

обобщаются полученные знания . Использовала индивидуальную

форму работы и взаимопроверку в парах.

10. Домашнее задание.

- Вместе со взрослыми после уроков развесьте

кормушки, которые мы сделали на уроке и положите в них

корм. Не забывайте класть корм постоянно.

1 минута.

11. Рефлексия. Итог урока.

 Вот и подошёл к концу наш урок.

(20 слайд)

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Что было для вас трудным?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

(21слайд)

Окончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Я думаю, знания вам пригодились.

Поднимают смайлики.

Личностные УУД:

- понимают значение знаний для человека и принимают его.

1 минута.

Время, отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

Все поставленные задачи удалось реализовать: познакомились с зимующими птицами, условиями жизни зимой; научились делать кормушки из подручного

материала. На этом уроке воспитывалось гуманное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру

Урок по окружающему миру в 1 классе (УМК "Перспектива") по теме " Красота родного села"...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...