Конспект занятия "Животные Крайнего Севера".
план-конспект по окружающему миру

Санина Олеся Евгеньевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_sever.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: Животные  Крайнего Севера.

Цель: Расширить представления детей об образе жизни животных Крайнего  Севера.

Задачи:

  1. познакомить детей с животными крайнего севера;
  2. расширить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных ;
  3. воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира;
  4. воспитывать бережное отношение к природе

Ход занятия. Введение

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года зима.

Воспитатель: Назовите приметы зимы.

Дети: Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло.

Воспитатель: А какое время года вы еще знаете?

Дети: ответы

Воспитатель: А я хочу познакомить вас с таким местом на нашей планете, где почти всегда зима, а лето,  весна и осень, очень короткие и холодные. Эта страна называется крайний север, хотите познакомиться с  ней?

Дети: ответы

Воспитатель: тогда я приглашаю вас в экспедицию. Что такое экспедиция? (повторить слово)

Дети: ответы

Воспитатель: Правильно, это группа ученых – исследователей (кто такие исследователи? повторить слово), которая отправляется куда-либо, чтобы изучить и  исследовать природу и животный мир этого края. Вы хотите стать участниками экспедиции? (Ответы детей)
Я предлагаю вам стать  исследователями, а я буду руководителем экспедиции.

Воспитатель: Ребята, какие правила нам понадобятся в экспедиции? нужно помогать друг другу, (чтобы никому ни потеряться?) идти вместе, (чтобы не испугать животных?) не шуметь.

Воспитатель: так  куда же мы отравляемся?

Дети: на крайний север

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое север?

Дети: ответы

Воспитатель: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.

Мы отправимся туда, где царство холода, снега и льда. А на чем мы доберемся до крайнего севера? (ответы детей)

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.

Дети закрывают глаза. Расставляю льдины. Открывают глаза.

Основная часть:

Ребята, вот мы и добрались. Куда же мы приземлились? Мы  приземлились на льдину. Представьте , как красиво вокруг: кругом снег, лёд.  Что это?  Небо сверкает и переливается разными красками.  (Северное сияние). Такое удивительное явление можно наблюдать в природе только на Севере.

Ребята кто это встречает нас на льдине? Белый медведь. Он хозяин северного края. Почему белый медведь не мерзнет? Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Ребята, на какое животное нашего края похож белый медведь? Чем питается бурый медведь? А чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. ( Ответы детей) Белый медведь - прекрасный пловец, он может плавать даже под водой и подо льдом. Что делает бурый медведь зимой? В отличие от лесных братьев белые медведи не впадают в спячку. Детеныши – медвежата их называют умкой

Ребята, давайте попрощаемся с белыми медведями и продолжим экспедицию. Вставайте на лыжи и двинемся в путь. (Напомнить, что соблюдаем правило – идти вместе)

Ребята, вы знаете это животное?  Тюлени  - морские животные. Где они живут? Что умеют делать?  Они  отлично плавают и ныряют, а на суше неуклюже передвигаются, ползая на брюхе (имитировать). Почему? На что похожи конечности тюленя?  все четыре конечности превращены в ласты. Зачем? Их тело покрыто мехом, а кожа толстая.  Как вы думаете, чем питаются тюлени? Ответы детей.

Тюлень  питается рыбой. Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки. Почему детенышей называют бельки?

Ребята, Здесь на Крайнем Севере очень холодно, вы не замерзли? чтобы не замёрзнуть давайте подвигаемся.

Физкультминутка. 

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Я вижу, что наш путь пролегает через высокие сугробы. Как мы пойдем по сугробам? Как надо поднимать ноги? Идем, перешагивая сугробы, напомнить о правиле помогать друг другу.

А кто это смотрит на нас? Да, морж – великан и очень тяжелый не боится даже белого медведя. На кого он похож? Да, на тюленя. Кожа у моржа тоже  очень толстая, а под кожей прячется слой подкожного жира, для чего ребята? поэтому моржи не боятся холода. Ребята как вы думаете, морж хорошо плавает? А что ему помогает в этом? А на суше ему удобно? Имитация как моржи передвигаются. Как и у  тюленей у моржей есть ласты и благодаря этому в воде они хорошо плавают, а на суше неуклюжи. А вы заметили, чем моржи отличаются от тюленей. Хотя у него острые, могучие клыки, он совсем безобидный. Клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое, цепляется за льдину, вылезая на поверхность, а еще клыки помогают моржам защищаться от врагов. Над верхней губой у моржей топорщатся пышные усы. Усы есть даже у маленьких моржат.

Все эти животные – белый медведь, морж и тюлень занесены в Красную книгу (как вы думаете зачем? Что запрещено?), на них запрещено охотиться.

Воспитатель: Ребята, мы очень далеко зашли с вами, пора возвращаться обратно.  На чем же мы отправимся обратно?

Дети: на самолете

          Полетели, полетели

Вперед руками завертели

А потом – наоборот

Назад помчался самолет. (Вращение руками вперед и назад)

Дети закрывают глаза и открывают (убираю льдины). Вот мы и вернулись в нашу группу.

Ребята, вам понравилась экспедиция? Где вы были? (ответы детей). А вот кого мы с вами видели сейчас вспомним и отгадаем загадки. Читаю загадки.

Головка и хвост, вместо лап – плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют – «бельки».

Кто это возле льдины резвится. (Тюлень).

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

 У него есть клыки

У него есть усы.

А клыки – не коротки

А усы его густы. (Морж)

  • Что нового вы узнали? (ответы детей)
  • Какое необычное явление в небе мы увидели? (приклеивается фотография северного сияния)
  • Каких животных мы встретили? (Белого медведя, тюленя, моржа) (Приклеиваются фотографии животных)
  • Как называются детеныши северных животных? (приклеить фотографии под животными)
  • Почему эти животные не мёрзнут? Чем покрыто тело медведя, тюленя, моржа?
  • Чем питаются эти животные? (приклеить фотографии под животными)
  • Почему мы не встретили на крайнем севере людей?

Ребята, вы  сегодня совершили свою первую экспедицию, узнали много нового и интересного о крайнем севере, были наблюдательными и соблюдали все правила.

Я хочу наградить вас медалями.

Раздать медали в форме медвежонка.

Артикуляционная гимнастика для малышейАртикуляционная гимнастика для малышейАртикуляционная гимнастика для малышейАртикуляционная гимнастика для малышейАртикуляционная гимнастика для малышейАртикуляционная гимнастика для малышей

Справка о промысловой обстановке на промысле сельди в Северо…

Справка о промысловой обстановке на промысле сельди в Северо…

Фотографии Рыбалка в Норвегии 9 альбомов ВКонтакте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Животные севера".

Данный материал может использоваться в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного и младшего школьного возраста. Основное внимание на уроке уделяется употреблению грамматических форм....

конспект урока окружающего мира 4 класс На севере Европы

Данный конспект соответсует УМК "Школа России"...

П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Тропинка в природу Севера»

Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...

Конспект "На севере Европы"

Конспект и проекты....

Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"...