окружающий природный мир 2 класс 2 вариант
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Бойченко Надежда Николаевна

Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_2_k_2_v.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий природный мир, 2 класс, 2 вариант (обучение на дому)

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о временах года,  суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней. Учебный предмет «Окружающий природный мир» находится в основной части учебного плана и относится к образовательной области «Естествознание».

Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

На уроках «мир природы и человека» используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Упражнение;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Учебная экскурсия;
  • Предметный урок;
  • Домашняя учебная работа;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;
  • Групповая работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

 Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Учебный курс предусматривает следующую
структуру:

  • Растительный мир.
  • Животный мир.
  • Объекты природы.
  • Временные представления.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета по индивидуальной программе отводится 0,5 часа в неделю.  Всего в год – 17 часов. Из них:

 I ч. –    ч            

 IIч. –    ч.  

III ч. –   ч.        

IV ч. –   ч.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные  результаты обучения:

  • Интерес к объектам и явлениям живой и неживой природы.
  • Представления о временах года, характерных признаках времени года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
  • Различать овощи, фрукты.
  • Узнавать и называть некоторые комнатные растения, дикорастущие, цветочно-декоративные.
  • Отличать грибы.
  • Знать домашних и диких животных, уметь называть их детёнышей.
  • Отличать птиц и насекомых.
  • Умение различать части суток (утро, день, вечер, ночь).

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

 Система оценки по предмету «Окружающий природный мир»

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

5. Содержание учебного предмета

Программа предполагает работу по следующим разделам: «растительный мир», «животный мир», «временные представления».

Раздел «Растительный мир» содержит темы:

Овощи: помидор, огурец. Цвет, форма, вкус, запах.  Сравнение овощей. Употребление в пищу. Фрукты: яблоко, груша. Цвет, форма, вкус, запах. Садовые ягоды. Лесные ягоды. Сравнение фруктов. Употребление в пищу. Комнатные растения. Узнавание и называние. Поливка. Садовые цветочно-декоративные растения: астра, георгин, тюльпан. Грибы: подберёзовик, подосиновик, груздь. Строение гриба. Несъедобные грибы.

Раздел «Животный мир»:                        

Домашние животные: кошка, собака. Внешний вид. Уход за домашними животными. Питание домашних животных. Детеныши домашних животных. Дикие животные: волк, лиса. Внешний вид. Питание. Детеныши диких животных. Птицы. Внешний вид. Домашние птицы. Значение домашних птиц в жизни человека. Зимующие и перелетные птицы. Насекомые.

«Временные представления». Осень. Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения. Зима. Признаки  лета.

6.  календарно-тематическое планирование

программный материал

колич. часов        

дата

знания и умения.

наглядность

виды работы по развитию речи

1

Осень. Сезонные изменения в природе.

1

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе

сюжетные картинки

составление простых нераспространенных предложений

2

Овощи.  Сравнение овощей. Употребление в пищу.

1

называть  предметы, характеризовать их по основным свойствам

сюжетные картинки, муляжи

активное участие в беседе

3

Фрукты: яблоко, груша. Цвет, форма, вкус, запах.

1

называть  предметы, характеризовать их по основным свойствам

муляжи

трафареты

отвечать на вопросы, принимать активное участие в беседе

4

Садовые ягоды. Лесные ягоды.

1

5

Комнатные растения. Узнавание и называние. Поливка.

1

узнавание и  называние комнатных растений.

сюжетные картинки        

отвечать на поставленные вопросы

6

Садовые цветочно-декоративные растения.

1

узнавание и  называние садовых растений.

сюжетные и предметные картинки        

отвечать на поставленные вопросы

7

Грибы съедобные и несъедобные.

1

узнавание и  называние грибов

называть предметы

8

Строение гриба.                                

1

уметь составлять простые предложения.

предметные картинки

отвечать на вопросы

9

Сезонные изменения. Зима.

1

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе

сюжетные картинки

описывать картинку

10

Домашние животные. Уход за домашними животными.

1

называть  предметы, характеризовать их по основным свойствам

сюжетные картинки

отвечать на поставленные вопросы

11

Детеныши домашних животных.

1

называть детёнышей

сюжетные картинки

описывать картинку

12

Дикие животные: волк, лиса. Внешний вид. Питание.

1

называть  предметы, характеризовать их по основным свойствам

сюжетные картинки

описывать картинку

13

Детеныши диких животных.

1

называть детёнышей

сюжетные картинки

отвечать на вопросы

14

Птицы. Насекомые.

1

называть  предметы, характеризовать их по основным свойствам

предметные картинки

составление простых нераспространенных предложений

15

Домашние птицы.

1

уметь составлять простые предложения.

предметные и сюжетные картинки

описывать картинку

16

Сезонные изменения в природе. Весна.

1

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе

сюжетные картинки

активное участие в беседе

17

Сезонные изменения в природе. Признаки  лета.

1

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе

участие в беседе

7. Учебно-методическое обеспечение:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
  • адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
  • комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я и мир животных», «Я и мир растений».  Комплект  предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Покажи и назови», автор Ю.В. Захарова,  раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И.В. Ковалец.
  • «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.

8. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения; наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 2 класса (вариант 2)

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 класса (ва...

Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир ». 2 класс (2 вариант обучения).

Календарно - тематическое планирование  по  предмету «Окружающий природный мир ». 2 класс (2 вариант обучения)....

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающ...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Дидактические игры по предмету «Окружающий природный мир» (по варианту 1.4)

В данной методической разработке представлены дидактические игры по окружающему природному миру по примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих ...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий природный мир" 2-3 класс, "Окружающий социальный мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)

Календарно-тематическое планирование по предмету: "Окружающий мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс (вариант 3.1)

Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование, отражает коррекционную направленность предмета....