К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ :"Кто такие птицы и звери?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Елена Вячеславовна Кормянкова

 

Цели и задачи :

- познакомить детей с общими признаками, разнообразием птиц и зверей ;

- учить детей выделять существенные признаки природных объектов,;

- продолжить обучение практическому исследованию предметов природы;

- раскрыть связь между строением животного и его образом жизни;

-воспитывать любовь к природе;

- развивать логическое мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_zhivotnyh.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВТ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ»

Конспект урока по окружающему миру «Кто такие птицы и звери?» 1 класс.

Цели и задачи :

- познакомить детей с общими признаками, разнообразием птиц и зверей ;

- учить детей выделять существенные признаки природных объектов,;

- продолжить обучение практическому исследованию предметов природы;

- раскрыть связь между строением животного и его образом жизни;

-воспитывать любовь к природе;

- развивать логическое мышление.

Оборудование:

У учителя:картинки с изображением животных, набор птичьих перьев.

У ученика:2 пера на парту, кусочки меха, задания для самостоятельной работы.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного.

-Работа на листочках. Показ слайдов.

  • Выпиши номера рисунков в соответствующей графе с насекомыми.
  • Выпиши номера рисунков в соответствующей графе с рыбами. (I вариант -морские рыбы, II вариант -речные рыбы)

НАСЕКОМЫЕ

РЫБЫ

После того как дети выполнят задание - спросить: «Назовите отличительные признаки насекомых и рыб. На какие группы можно разделить рыб?»

  1. Изучение нового.
  1. Сообщение темы урока.

На доске картинки: муха, комар, голубь, воробей, утка, окунь морской , окунь речной, камбала, летучая мышь, крот.

-Назовите насекомых.

(муха, комар –у них 6 ног)

- Назовите рыб.

(окунь морской и речной, камбала)

- Камбала-это речная или морская рыба?

( морская)

-Какие еще животные остались? На какие группы их можно разбить?

(птицы и звери)

- Назовите только птиц.

(воробей, голубь, летучая мышь)

-Назовите зверей.

(крот, летучая мышь)

-Итак, некоторые из вас думают, что летучая мышь- птица, а другие- зверь.

-Давайте, выясним кто же прав.

-Кто может назвать тему нашего урока?

( Чем отличаются птицы от зверей и т. п.)

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем выяснять, кто такие птицы и кто такие звери. Мы найдем у них отличительные признаки. В этом нам поможет наш учебник. Откройте страницу 24.

2.Работа по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».1 класс.

-Назовите, кто изображен на иллюстрациях.

-Назовите птиц.(курица)

-Почему вы не назвали бабочку? Ведь у нее есть крылья?

(называют отличительный признак насекомых)

-Назовите 4 животное на рисунке.

(белка)

-Эта белка умеет немножко летать, поэтому ее научное название - белка-летяга.

-Почему вы ее не назвали?

- Вы затрудняетесь мне ответить на этот вопрос. Итак , у нас появилось 2 животное, которое мы не заем к какой группе отнести.

-Как вы думаете, умение летать может быть отличительным признаком у птиц ?

(Нет, т.к. бабочки тоже умеют летать, а страус не может.)

-Давайте, рассмотрим строение птиц на примере голубя.

- Назовите части тела.

-Есть ли у гуся клюв, голова, ноги …..

-Чем себя украсила черепаха?

-Кто догадался, какой отличительный признак у всех птиц?

(наличие перьев)

-Прочитайте вывод на стр.24.

-Можно ли отнести летучую мышь и белку летягу к птицам?

-Почему?

(у них нет перьев)

-Теперь давайте поговорим о зверях. Найдем их отличительный признак. Стр.26.

-Назовите зверей .

-Рассмотрите строение.

-Что общего?

(у всех есть шерсть)

-Есть ли шерсть у белки- летяги и летучей- мыши?

(да)

-Куда их отнесем?

(к зверям)

-Назовите еще раз отличительные признаки зверей и птиц.

ФИЗ. МИНУТКА

  1. Закрепление изученного.
  1. Работа по учебнику
  2. Отгадывание загадок про зверей.(Приложение №2)
  3. Практическая работа.

-Положите перед собой перья (сходить заранее на птичий рынок).

1.Подуйте на него.

2.Отрежьте кусок.

3. Капните водой.

4.Попробуйте согнуть.

5.Проведите по лицу.

Вывод: легкое, пустое внутри, не намокает, упругое, мягкое.

-Сравните по цвету, форме, размеру. Почему разные?

Вывод: для красоты, для тепла, для полета.

-Положите перед собой кусочки меха(привлечь родителей).

-Кто узнал?

1. Сравните по цвету, форме, размеру.(волоски)

2.Капните водой.

3.Проведите по лицу.(заранее спросить в мед. каб. у кого есть аллергия на шерсть).

Вывод: разные, не намокает, мягкое.

Мех защищает зверей от холода, меняют окрас для лучшей маскировки от врагов.

4.Самостоятельная работа (на листочках)- несколько вариантов Приложение №1 и №2.

  • Укажите группу, где перечислены отличительные признаки зверей:

1.копыта 2.шерсть 3.когти

шерсть хвост уши

клюв когти клюв

  • Укажите группу, где перечислены отличительные признаки птиц:
  1. крылья 2.хвост 3.клюв

ноги крылья крыло

шерсть зубы перья

  • О каком животном говорится в загадке?

По дереву - вниз головой! -
Бежит в одежде голубой.(___________________)

  • О каком животном говорится в тексте?

Эта птица отличается от других перекрещенным клювом, питается
семенами ели. Птенцов выводит 
зимой. (_________________)

-

V.Итог урока.

Кто такие птицы? …звери?

Назовите отличительные признаки.

Что понравилось?

Что получилось? А что не понравилось и не получилось?

VI.Орг. конец урока.

Загадки про птиц, рыб, зверей, насекомых, домашних животных

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.

(Белка)

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.

(Белка)

Я — веселенький зверек.
Прыг с елки на дубок.

(Белка)

В дупле живет
Да орешки грызет.

(Белка)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

(Белка)

С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.

(Белка)

То рыжая, то серая,
А названьем белая.

(Белка)

По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая,
Да не лисица.

(Белка)

Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Без крыльев,
А быстрее птицы
С дерева на дерево
Перелетает.

(Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

(Медведь)

Зимой спит,
Летом — ульи ворошит.

(Медведь)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?

(Медведь)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.

(Медведь)

Через поле напрямик
Скачет белый воротник.

(Заяц)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.

(Кролик)

На гору бегом,
А с горы кувырком.

(Заяц)

Быстрый прыжок,
Теплый пушок.

Красный глазок.

(Кролик, заяц)

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.

(Заяц)

Бежит с горушки,
Прижав ушки.

(Заяц)

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.

(Заяц)

Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.

(Заяц)

Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!

(Заяц)

Белый на белом
Написал, где бегал.
Рыжая прочтет,
Белого найдет.

(Заяц и лиса)

Желтый клубок
За белым — скок.

(Лиса и заяц)

По полю скачет —
Ушки прячет,
Встанет столбом —
Ушки торчком.

(Зайчик)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.

(Лиса)

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

Хитрая плутовка.
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее ... 
(лиса).

Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной.
Снег разгребает,
Мышек хватает?

(Лиса)

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?

(Волк)

Серовато, зубовато.
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.

(Волк)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?

(Волк)

Кто на себе свой дом носит?

(Черепаха)

Отгадайте, это кто
Ходит в костяном пальто?

(Черепаха)

Снизу камень.
Сверху камень,
Четыре ноги
Да одна голова.

(Черепаха)

Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.

(Черепаха)

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?

В каменной рубахе
Ходят ... 
(черепахи).

Живет спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха.
Гуляет ... 
(черепаха).

И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
И все же называются
Они — морские ... 
(свинки).

Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.

(Леопард)

Что за коняшки —
На всех тельняшки.

(Зебры)

Уж очень вид у них чудной:
У папы — локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша ... 
(львица).

Кто на своей голове лес носит?

(Олень)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко.

(Лось)

Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину.

(Бобры)

Сделал дыру.
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает.

(Крот)

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он ... 
(жираф).

По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ... 
(крокодил).

Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.

(Осел)

Голодна — мычит,
Сыта — жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.

(Корова)

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.

(Корова)

Посреди двора
Стоит копна:
Спереди — вилы,
Сзади — метла.

(Корова)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.

(Баран)

Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.

(Овца, баран)

Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает.

(Баран)

По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.

(Баран)

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!

(Собака)

Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается.

(Собака)

С хозяином дружит.
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком.

(Собака)

Не говорит и не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает.

(Собака)

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!

(Кошка)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается.

(Кошка)

У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет.
Замурлычет, запоет.

(Кошка)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.

(Кошка)

Острые ушки.
На лапах подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит.

(Кот)

Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьет.
Песенки поет.

(Кошка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Праздник “Поможем птицам перезимовать”

Праздник - это подведение итогов Экологической акции "Покормите птиц зимой". На празднике читали стихи. рассказывали о зимующих птицах. Рассматривали кормушки. книги о птицах. Много нового узнали о зи...

Методическая разработка урока "Жизнь птиц"

Методическая разработка урока по теме "Жизнь птиц". УМК "Начальная школа XXI века". 1 класс...

Методическая разработка проекта "Зимующие птицы нашего села"

Данная методическая разработка поможет учителям начальной школы организовать работу по исследованию  жизни птиц зимой....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"

Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"

Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...

Методическая разработка "Кто такие птицы"

Подробный конспект урока " Кто такие птицы" с презентацией к этому уроку....