Отечественная война 1812 года
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Хамматуллина Лилия Ильдаровна

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Отечественная война 1812 года»

Цель урока: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.  познакомить обучающихся  с историческим периодом  Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями войны, её героями.

Формируемые УУД:

познавательные: осознать познавательную задачу урока (что должны узнать), работать с текстом учебника, выявлять известное и неизвестное;

коммуникативные: участвовать в работе группы, брать на себя ответственность при выполнении задания;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в  сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные: испытывать чувство гордости  за свою Родину, народ и историю страны.

                                               Ход урока.

I. Организационный момент. 

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

III. Самоопределение к деятельности. 

Скажи-ка, дядя, ведь недаром, 
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.

-Скажите, о чём говорится в стихотворении

-Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения?

- Между какими странами происходили боевые сражении Да, о военных событиях, которые произошли в 1812 году, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Вот об этих событиях мы будем говорить сегодня на уроке. Тема нашего урока “Отечественная война 1812года”.

- О чем вы хотите узнать сегодня на уроке?

1. Причины начала войны с Наполеоном.

2. Кто такой Наполеон?

3. Какие сражения произошли в 1812 году?

4. Почему война с французами называется Отечественной войной?

5. Кто руководил сражениями?

6. Чем закончилась военная кампания Наполеона?

7. Кто был героями той войны?

8. Как сохраняют память о войне потомки?

IV. Работа по теме урока. Индивидуальные задания.

1.ученик. Расиля.  Причины военного конфликта между Францией и Россией в ХIХ веке.

-Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. Она стала закономерным результатом международной обстановки, которая сложилась в Европе к началу ХIХ века. Причиной конфликта было соперничество двух держав – Франции и Англии. В этот конфликт была втянута и Россия. Дело в том, что по мирному договору с Францией 1807 года. Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия же была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тизильтского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года. Во главе Франции был Наполеон Бонапарт (1769 – 1821). Наполеону подчинялась практически вся Европа.

 Французский полководец Наполеон Бонапарт - человек необычной судьбы. Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем консулом (правителем) Франции, а в 1804 г. Наполеона провозгласили императором.

В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.

Задание всем: Объясните слова Наполеона.

 «Через 3 года я буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее,- заявлял Наполеон накануне войны, - Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце». –

2. Ильгиз. Нашествие Наполеона на Россию.

-К июню 1812 года армия Наполеона насчитывала более 600 тыс. человек и имела 1372 артиллерийских орудия. Русские войска были разделены на три армии и рассредоточены на фронте в 600 км вдоль западной границы. Всего к началу войны здесь было около 240 тыс. человек и тысяча орудий.

Послушайте отрывок из стихотворения Я. Полонского «Переход через Неман»

Вот Руси граница, вот Неман. Французы

Наводят понтоны: работа кипит...

И с грохотом катятся медные пушки,

И стонет земля от копыт.

Надвинув свою треугольную шляпу,

Все в том же походном своем сюртуке,

На белом коне проскакал император

С подзорной трубою в руке.

Чело его ясно, движенья спокойны,

В лице не видать сокровенных забот.

Коня на скаку осадил он, и видит -

За Неманом туча встает ...

Работа по вопросам:

     -Когда началась Отечественная война? (12 июня 1812 года французская армия, выполняя приказ         Наполеона, начала переход русской пограничной реки Неман.)

     -Кто командовал русскими армиями? (1 – й армией командовал Барклай де Толли, она прикрывала Петербургское направление; 2 – й армией командовал князь Багратион – московское направление; 3 – й армией Тормасов - киевское направление)

 -Почему русские войска отступали? (Удар французов был так силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступление)

-Где соединились русские армии, а затем потерпели поражение в бою? (22 июля 1812 года 1- я и 2 – я русские армии соединились под Смоленском, 3 августа потерпели поражение от армии Наполеона)

Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками в этот трудный для России час? (Александр I назначает главнокомандующим русскими войсками ученика А. В. Суворова Михаила Илларионовича Кутузова)

4. Гульсирень. М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода, получил прекрасное домашнее воспитание. 12-ти летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное звание до начала XIX века) в Соединённую Артиллерийскую дворянскую школу. В 1761 году, когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В. Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй. При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. В 1805 году Россия помогала Австрии против Наполеона. Русскими тогда командовал Кутузов. За искусные и хитрые манёвры, сопровождавшие вынужденное отступление, Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр и активен. «Ну, как с такими молодцами не побить французов?» - были первые слова главнокомандующего при виде солдат. А те быстро нашли ответ: «Едет Кутузов бить французов!»

Физминутка.

  • Бородинское сражение.

-Где было дано решающее сражение? (В августе 1812 года для поднятия духа русской армии Кутузов решает дать сражение под Москвой. 26 августа 1812 года у села Бородино произошло Бородинское сражение, сыгравшее решающую роль в Отечественной войне 1812 года)

Учитель. Прочитайте статью учебника   «Бородинская битва» стр.52-53.

-А вот как это событие описал русский поэт М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

4. Айдар. - 7 раз французы ходили в атаку. С обеих сторон были огромные потери. За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой! В этом страшном побоище русская армия потеряла около 40 тыс. убитыми и ранеными, неприятельская – около 32 тыс. Огромное поле было всё взрыто ядрами, везде трупы людей, лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью.

Задание . Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой”. - Объясните его слова.

Айдар. Русская армия оставляет Москву.

Учитель. 1 сентября 1812 года на военном совете в деревне Фили, ради спасения русской армии Кутузов принимает тяжелейшее решение – оставить Москву.Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с боеприпасами и продовольствием. Город был подожжён.

Наполеон, войдя в пустую и пылающую Москву, стал ждать, что москвичи принесут ему ключи от города, как это было в других городах Европы. Вот как это событие описал в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

5. Язиля «Дубина народной войны»

-За месяц пребывания в столице, запасы продовольствия иссякли. Армия, великая и непобедимая, стала превращаться в шайку бандитов и разбойников. Наполеон понял, что армия разлагается. Так и не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России. И здесь наступает очередь русской армии преследовать неприятеля. Кутузов спланировал действия так, что отступать Наполеон был вынужден по разоренной им же смоленской дороге.

- Как вы считаете, что ожидало армию Наполеона во время отступления?

Вы правы. Большой урон отступающей французской армии наносили партизаны. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами и брошенным оружием. Все выше поднималась волна народного партизанского движения.

-Широко известными стали наводящие страх на врага имена Герасима Курина, Василисы Кожиной и многих других.

6. Марина. -К партизанам также присоединились небольшие отряды армии. Одним из них командовал офицер русской армии, талантливый поэт и писатель, Денис Давыдов. Отряд Давыдова налетал на

неприятельских фуражиров, на транспорты с продовольствием и оружием, отбивал пленных. Наполеон боялся его отряда, а самого Давыдова прозвал «Чёрным дьяволом».

-Командир партизанского отряда Александр Самойлович Фигнер всегда брался за самые опасные поручения. Отлично зная французский, итальянский и немецкий языки, Фигнер в мундире наполеоновского офицера проникал в расположение вражеских войск, заговаривал с солдатами и офицерами и получал важные сведения.

-Среди участников Отечественной войны 1812 года встречается имя мужественной женщины, Надежды Дуровой, которая, переодевшись в мужское платье, добровольно отправилась на фронт и отважно сражалась с французами, не уступая мужчинам. Об этой «кавалерист-девице», как ее называли, написал увлекательную пьесу драматург А. Гладков (позднее по этой пьесе был поставлен кинофильм «Гусарская баллада»).

 Русская армия вступает в Париж.

-Голод, сильные морозы, дело в том, что французская армия не была готова воевать в условиях русской зимы. Все эти и многие другие причины способствовали тому, что отступление французских войск превратилось в настоящее бегство. А в битве у реки Березины остатки французской армии потерпели сокрушительное поражение. Наполеон бежал, оставив остатки своей, некогда могущественной армии, на произвол судьбы.

Вскоре захватчики были изгнаны с родной российской земли, а российская армия дошла до самого Парижа, тем самым, положив конец завоевательной политике Наполеона.

Из 600 тысячной французской армии осталось только 30 тысяч солдат. Когда Наполеон прибыл в Париж, его спросили про армию, он сказал: «Армии больше нет».

25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест об окончании Отечественной войны 1812 года.

IV. Закрепление изученного материала.

- Как вы думаете, почему, непобедимый Наполеон, мечтавший о мировом господстве, потерпел поражение в России?

- Объясните, почему война 1812 года называется Отечественной?

-Какой факт свидетельствует, что М.И. Кутузов был талантливым полководцем?

V. Продолжение работы по теме урока.

Памятники героям Отечественной войны 1812 год.  В 2012 году исполнилось 200 лет событиям Отечественной войны 1812 года. В нашей стране бережно хранят память о той войне. Об этом свидетельствуют памятники.   Это Казанский собор в Санкт – Петербурге.

Работа по раб. Тетр. С.28-29 н.2 самост.

VI. Подведение итогов урока.

-Вы, наверное, хотите узнать, а что же случилось с Наполеоном и Кутузовым?

Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленником англичан. В 1819 году сильно заболел. 5 мая 1821 года после тяжёлой и продолжительной болезни Наполеон Бонапарт скончался.

- М. И. Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1813 года генерал – фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года его не стало. В ХХ веке был учреждён «Орден Кутузова» трех степеней. Им награждаются только старшие офицеры за выдающиеся победы в войне.

 Понравился ли вам урок?

Что было особенно интересно?

Что нового вы узнали о войне?

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание: Стр.52-55 прочитать по учебнику, ответить на вопросы рубрики "Проверим себя" на стр.55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, ее этапами, героями....

классный час "Отечественная война 1812 года"

Игра –путешествие по страницам истории 1812 года - В конце XVIIIвека в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. З...

Презентация: "Отечественная война 1812 года"

Классный час о войне 1812 года....

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение....