Петр первый. Урок усвоения новых знаний
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кирьянова Елена Александровна

Урок усвоения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Петр первый.82.77 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Кирьянова Елена Александровна,                                                                         Учитель начальных классов МОУ Лицей г. Электрогорск

Петр первый

Урок усвоения новых знаний

Цель урока: создать условия для ознакомления с образом Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности преобразованиями; 

Задачи урока: - воспитывать любовь к родине и уважения к ее истории;

- уметь работать с учебной информацией;

Планируемые результаты

Предметные:

-познакомить с образом Петра I как царя-реформатора ;

- уметь систематизировать материал по изученной теме;

Метапредметные:

(регулятивные, познавательные, коммуникативные).

- ставить цель, формулировать цели урока;

- развивать интерес к изучению темы;

- владеть умениями самостоятельной работы; - уметь работать с учебной информацией;

- выделять причинно-следственные связи;

- уметь работать в  парах,;

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной литературы.

Личностные:

- воспитание любви к родине и уважения к ее истории.

Ход урока

1Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только мы в этом случае употребляем другое слово – история. Предлагаю вам вспомнить некоторые страницы из истории нашей страны. Узнайте историческую личность и расскажите о его роли в истории страны.

C:\Users\Администратор\Desktop\4p_nevskiy.jpg

1)Александр Невский. (Новгородский князь. Невская битва против шведов в 1240 году. Ледовое побоище против рыцарей-крестоносцев в 1242 году. Какая битва сделала его знаменитым? В каком году это было?) 

C:\Users\Администратор\Desktop\dmdonskoi.jpg

2) Дмитрий Донской. (Куликовская битва против Золотой орды в 1380 году.)

C:\Users\Администратор\Desktop\Minin-Pozharsky-1.jpg

3) Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. (Собрали народное ополчение против поляков в 1612 году.)

- Прошли столетия, а эти имена помнит история? Почему?

- Каждый из этих людей сыграл свою роль в истории государства.

Сегодня мы поговорим еще об одном человеке, который сыграл большую роль в развитии Российского государства.

3. Обозначаем тему урока.

- Послушайте   слова  А.С.Пушкина                             слайд 1

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Кем мог быть этот человек?

«Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Чтобы всё успеть, с трёх часов утра был он уже за делом. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил стулья, посуду, лодки, табакерки. Считался опытным зубным врачом. После его смерти остался целый мешок с выдернутыми  им зубами. Но особенно привлекало его «корабельное дело».

(*наверное, это врач, а может это мастер, который делает корабли)

- Рост этого человека 2 метра 4 сантиметра. Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку.

- Где вы встречались с именем этого человека?

- Что вам запомнилось?

- Тема нашего урока: Пётр Первый               слайд 2                                                               - 4. Постановка задач .                                                                                                           -Сформулируйте задачу нашего урока  

 -Узнать больше о Петре 1                                                                                            -Какой он был человек?

-Что сделал для России?

-Почему его помнят потомки?

-В течение урока попытаемся ответить на эти вопросы.

- На парте у вас таблица с номерами утверждений, а справа пустые клеточки. Вы в первом столбике будете ставить «+», если согласны, и «_», если не согласны. В конце урока ответим на эти утверждения еще раз, и сравним.

- Игра «Верите ли вы, что…?» (Дети ставят + или – в первом столбике)

Верите ли вы, что…

1.

Пётр I был провозглашён царём в 20 лет.

 

 

2.

Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи».

 

 

3.

Пётр I ввёл новый календарь, открыл первый музей и первую публичную библиотеку.

 

 

4.

Пётр I освоил 14 ремёсел и мог своими руками построить корабль.

 

 

5.

При Пётре I Россия стала империей.

 

 

6.

Пётр I в истории России получил прозвание Мудрый.

5.. Совместное открытие новых знаний.                                                            Работа над темой урока

-Учитель: Появление на свет Петра 1 было связано с таинственным предсказанием. Два монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын, и что он унаследует престол, и станет таким героем, с которым не сравнится никто из его современников.

В ночь на 30мая 1672года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент появился на свет маленький царевич. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.

- Внимательно посмотрите на доску, здесь вы видите предметы, которые так или иначе связаны с именем русского царя Петра 1.                                              Предметы: корона, цифра 10, лодочка, солдатики, книга.

- Ваша задача, рассматривая предмет постараться предположить как он связан с Петром1.

- Может, есть у кого какие предположения?

-Ответы детей.

- Послушайте сообщение о детстве Петра I.   

-Так  как же предметы  связаны  с именем русского царя Петра 1                                                                                                                                                        - Выделите качества характера, которые помогли Петру I в будущем стать царём?

Индивидуальные сообщения.

1)Петр родился 30 мая 1672 года. Отец его, Алексей Михайлович, умер, когда мальчику было 4 года. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Петр был провозглашен царем 30 мая 1682 года, когда ему было всего 10 лет.

2) С самого детства маленький Петр любил военные игрушки: солдатиков, пушки и корабли. По просьбе Петра ему подобрали 600 мальчишек из детей придворных слуг. Из них были сформированы два «потешных» войска. Под руководством офицеров «потешные войска» разыгрывали сражения и штурм крепостей, совершали переправы через реку и длительные походы. Юные воины учились стрелять из пушек. Правда, чтобы мальчишки не покалечили друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а репками. Со временем «потешные» войска превратились в грозную силу и опору царя. А самые успешные мальчишки - станут первыми полководцами.                     слайд 3                                                              

3) Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам: математике, географии, иностранным языкам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. Пётр освоил 14 специальностей,  мог своими руками построить корабль. Но его отличали энергичность,        слайд 4                                                              целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Неутомимый, волевой, царь Петр все хотел постичь. Эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.  

-Так  как же предметы  связаны  с именем русского царя Петра 1                                                                                                                                                        - Выделите качества характера, которые помогли Петру I в будущем стать царём?  (Любознательность,  трудолюбие, целеустремленность, энергичность, неутомимость)

-Ответы детей.

- Что такое потешные полки? Потеха – игра. Полки для игры

В книге Сергея Алексеева «Петр Первый»                       слайд        5

 

В рассказе «Сено, солома!»  говориться о том, что однажды Петр ехал мимо солдатских казарм. Смотрит – солдаты ходить строем учатся. А молодой поручик подает им какие-то необычные команды:

 

-Сено, солома! - Сено, солома!

 

Петр Первый не понял, что же это значит?

 

Разглядел царь: на левой ноге у солдат сено привязано, а на правой ноге - солома. Возмутился царь, подозвал к себе поручика Вяземского. А тот сказал:

 

-Это чтобы солдатам, легче учиться было. Ведь они деревенские! Подивился царь, усмехнулся.

 

А вскоре Петр принимал парад. Лучше всех шла рота поручика Вяземского.

6. Физминутка.    «Сено, солома!»             

- В то время Россия переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отставала в своем развитии от стран Европы. Между приближенными царя – боярами и дворянами – постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания…

- Деятельному и энергичному Петру I не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Начинается новый этап истории государства.

- Кто из вас объяснит значение слова «преобразования»?  (крупное изменение, перемена (книжн.), реформа)

-Зачем нужны были преобразования?

Работа с учебником

- Прочитайте текст на стр.95-96.

Работа в парах                                 слайд        6

 -Я раздам вам карточки с выдержками из этого текста. Работая в паре, вы должны:

1. Выяснить, какие слова пропущены в предложенном вам тексте.

2. Вписать эти слова в карточки.

  1. Ввел новый... календарь.

  2. Празднуем новый год ... 1 января.

  3. Повелел отсчитывать годы от ... Рождества Христова.

  4. Упростил ... азбуку-кириллицу.

  5. Открыл новые ...типографии.

  6. Выпустил новую ... печатную газету.

  7. Основал первый музей ...-Кунсткамеру.

  8. Основал первую доступную всем... библиотеку.

  9. Подписал указ о создании ... Академии наук.

  10. Появился морской ...флот.

  11. Открыл новые города: ... (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург).

  12. Наладились отношения со странами ... Европы.

  13. Для подготовки специалистов были открыты ... школы.

  14. Запретил носить знатным мужчинам ... бороду.

  15. Запретил носить знатным людям  русское… платье.

  16. Были созданы новые органы... управления.

  17. В 1721 году Россия стала... империей.

В 1721 году Петр I стал... императором.

- Какие важные изменения произошли в стране?

- Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе. Россия стала империей. А Петр 1 стал императором.

У России была слабая армия, и совсем не было морского флота.

Царь Пётр Алексеевич приглашает мастеров из Англии и Голландии. В короткие сроки строят корабли, создают флот. Часто и сам царь, как простой плотник, работает на их постройке.                     Слайд 7

Также Пётр I создаёт регулярную армию.

- Что такое регулярная армия?  (Постоянная)                                                                                                                        - Теперь служивые люди не расходятся по домам после сражений, а служат в армии долгие годы.

-При  Пётре I Россия превращается в морскую державу.  Петр   начинает войну со Швецией. Эта война длится 21 год и получила  она название «Северная война».                Слайд  8

Работа с учебником

- На странице 97учебника найдите ответ на вопрос.

- Годы войны со Швецией?

- Результат этой войны? Укрепление армии. Создание флота. Выход к морю. Устранить  препятствия на пути торговых и культурных связей со странами Запада,

Индивидуальное сообщение.                       Слайд 9

Об этом сражении  написано в книге Якова Гордина «Полтавская битва».

 

У города Полтавы сошлись два войска: русское и шведское. Петр сказал своим солдатам: «Воины, помните, что вы сражаетесь за свою родину и весь русский народ.

 

Будьте храбры, товарищи. Я буду с вами. Знайте, что мне жизнь не дорога. Хочу только добра и славы для России».

 

Началась битва; Петр был везде, где кипел бой: пули свистели кругом него и несколько раз прострелили его шляпу. Но бог хранил его. Скоро Карл 12, шведский король, который командовал шведской армией, был ранен, и шведы побежали. Много шведских генералов попалось в плен русским. После битвы царь Петр пригласил их к себе в палатку, возвратил им отнятые у них шпаги, а затем сел за стол и посадил с собой пленников.

 

« Вы – мои учителя,- сказал он, - вы научили меня сражаться».

 

В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю, и она могла свободно торговать с другими государствами.

 - Что необычного вы заметили в поведении Петра 1?

- Почему он это сделал?

-Для того, чтобы закрепить свой успех, царь Пётр приказал заложить город недалеко от того места, где река Нева втекает в Балтийское море.   Слайд 10

- Строился город долго - ведь техники не было, всё делалось почти вручную.

На берегах Невы Петр I заложил крепость, которую назвал Санкт - Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя – апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? Потому, что в отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский.

Работа с учебником

- Прочитайте текст на стр.98

-Когда был заложен город на Неве? (16 мая 1703 года.) 318лет со дня основания

-С чего началось строительство города? (С Петропавловской крепости.)

-Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов.)

-Назовите главную улицу. (Невский проспект.)

- Почему Петр почитал А. Невского?  Вполне понятно, почему император захотел почтить память великого князя: ведь Невский знаменит своей победой над шведским войском в 1240 году

- Построив европейский город-красавец, Санкт-Петербург на берегу Финского залива, Петр 1 «прорубил окно в Европу», таким образом, он открыл выход в море, чтобы развивать страну.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.                                                                                                      Задание в парах

Прочитайте отрывок из письма английского посла в Берлине, написанного в 1712г. о ком пишет автор письма? что в поведении этого человека кажется вам необычным? как вы думаете, почему он так поступил?                                                                                                                  " Царь должен был ужинать сегодня вечером у королевы, и делались больше приготовления к балу в честь его, но ее величество и все общество были разочарованы извинением, присланным царем около шести часов. Царь встретил голландского мельника с которым познакомился еще при первом своем путешествии,- владельца ветряной пильной мельницы. У него государь и кушал, и пробыл довольно долго. 

Пильная мельница — завод по обработке древесины на водной или ветряной тяге в XVII—XIX веках.

Автор пишет о царе Петре 1. Необычно то, что царь променял бал у королевы на общество мельника. Видимо, общение с простыми рабочими людьми давало царю больше, нежели общение со знатью, а также о том, что для Петра 1 гораздо важнее официальных встреч были ремесла.

Так как этот человек понимал, что от балов да празднеств толку для его страны нет, а вот от того, чем поделится голландский мельник-мастер мог быть большой прогресс в развитие переработки зерна. Всему миру известно как Петр Первый ценил умных и мастеровых людей.

8.Рефлексия.                                                                                                                                                              К началу 18 века в России произошли не просто изменения, а настоящий переворот всей жизни. И связан он с именем царя, которого за заслуги перед  Отечеством ещё при жизни стали называть:                  слайд 11

- Каким именем стали  называть Петра1?  (Великим)                

-Почему   его прозвали Великим?

Это было признанием его особых заслуг перед Родиной, которая  благодаря Петру вырвалась в число первых стран мира.

9.Самоконтроль, самопроверка.

- Игра «Верите ли вы, что…?» (Дети ставят + или – во втором столбике)

Верите ли вы, что…

1.

Пётр I был провозглашён царём в 20 лет.

2.

Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи».

 

 

3.

Пётр I ввёл новый календарь, открыл первый музей и первую публичную библиотеку.

 

 

4.

Пётр I освоил 14 ремёсел и мог своими руками построить корабль.

 

 

5.

При Пётре I Россия стала империей.

 

 

6.

Пётр I в истории России получил прозвание Мудрый.

 

 

- Кто нашел ответы на свои вопросы?

- Кто получил ответ на интересующий его вопрос?

- А у кого появились новые вопросы?

- Мы назвали лишь некоторые достижения в жизни страны и общества, которые произошли при Петре Первом. Ведь невозможно за такое короткое время рассказать обо всём, что произошло за эти годы. А те, кто заинтересовался жизнью этого необычного человека, могут найти ещё очень много интересных сведений о нём.

-Как вы оцените свою работу на уроке? Что особенно понравилось?

- Просмотр фильма.

10 . Домашнее задание.                          Слайд 12

Попробуйте найти новую информацию о Петре Первом, о которой мы сегодня на уроке не говорили.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Петр первый Кирьянова Елена Александровна , Учитель начальных классов МОУ Лицей г . Электрогорск

Слайд 4

« потешные полки» Потеха – игра. Полки для игры

Слайд 5

Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.

Слайд 6

Сергей Алексеев

Слайд 7

«Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

Слайд 8

Создание морского флота

Слайд 9

Великая Северная война со Швецией 1700-1721

Слайд 10

Якова Гордин «Полтавская битва».

Слайд 11

16 мая 1703 года Пётр заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Царь назвал город не в свою честь. Город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Град Петра

Слайд 12

Подведём итоги: Почему Пётр Первый получил прозвание «Великий»?

Слайд 13

Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.Поглазовой

Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.ПоглазовойНазвание УМК: «Гармония»    Предмет: Окружающий мир   Класс: 3Тема у...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Слова в безударными гласными в корне слова.Усвоение новых знаний

урок русского языка во 2 классе презентация :"...