Урок русского языка во 2 классеСлова с безударными гласными в корне слова.Усвоение новых знаний
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

конспект урока русского языка во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Слова с безударными гласными в корне слова

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цель

Формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь применять приобретенные знания в различных жизненных ситуациях.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

-сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

-подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

-расширить словарный запас учащихся

Личностные:

-осознание алгоритма учебного действия;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

-формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

-освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

-формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.

Коммуникативные:

-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

-принимать на себя ответственность за результат своих действий;

-наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

 Регулятивные: прогнозирование планирование контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка 

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные.

Межпредметные связи

Русский язык,развитие речи, литературное чтение.

Ресурсы:

-основные;

-дополнительные

Л.А Канакина Учебник «Русский язык» -2 класс.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой режим. Устное сообщение учителя.

 -Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят

Готовятся к работе.

Личностные: самоопределение роли ученика.

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

- На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?

- Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»

Слайд №1

Дед Егор в густом лису

Встретил рыжую лису.

- Прав ли мальчик? Докажите.

- Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?

- Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: прогнозирование.

3. Постановка учебной задачи.

Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

 - Отгадайте загадку:

Слайд №2

В небе молния сверкает,

Гром в раскатах громыхает,

Клонится к земле лоза.

Начинается … (гроза) 

- Выполните звукобуквенный разбор слова «гроза».

- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)

- Сформулируйте тему урока. Слайд№3

Тема урока «Безударная гласная в корне слова.»

- Чему мы будем учиться?

- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Познавательные: общеучебные -самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников.

4. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Слайд №4

В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

- Прочитайте предложения.

- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)

- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.

На доске

Солонка, соль, солить, солёный.

- Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)

-Найдите слово, в правильном написании  которого вы не сомневаетесь.

(соль)

- Почему?

- А почему сомневаетесь в остальных случаях?

- Как быть?

- Слово «соль» является «проверочным»

- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)

-  А почему хорошо слышно? (Под ударением)

- Давайте проверим.  Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.

- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.

- Какой вывод можно сделать? Слайд№5

Вывод:  Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово,где гласная будет под ударением .

- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)

- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.

На доске:

дом – дома

совы - сова

- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)

- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.

– Какой можно сделать вывод? Слайд№6 Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова .

- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов

      На доске

способы подбора проверочных слов

-подбираем однокоренное слово:                

 -изменяем форму слова:

звонок – звон                                                            мосты – мост                                                                                

шагать - шаг                                                            стена - стены

- Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)

- Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)

Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными.

Слайд №7

  1. Читаю слово.
  2. Определяю ударение.
  3. Подбираю однокоренные слова.
  4. Выделяю корень.
  5. Подбираю проверочное слово.
  6. Пишу гласную.

       Слайд№7

Физминутка.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

5.Первичная проверка понимания.

 Работа по карточкам.

Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.

Фронтальная проверка. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)

Работают в соответствии с составленным планом.

Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

 Слайд №9

«У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.»

Прочитайте.

-Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)

-Почему «Да»?

-Что взволновало воробья?

-Как вы оцениваете поступок Вити?

 -Почему «Нет»?

Выполняют задание с объяснением.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

6.Первичное закрепление

Организует деятельность по применению новых знаний. Работа с учебником. Выполнение упр. 140 с. 92-93 задание: - В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.

Проверка выполнения задания

- Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)

- Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)

     Работа в группах.

Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему:

 Задание для 1-й группы

уд…вительно  (диво, дева)

л…пить  (липка, лепка)

  Задания 2-й группе: 

м…стерить  (мост, мастер)

л…нивый  (лень,линька)

Проверка выполнения задания

 

На доске слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь

- Что объединяет эти слова?

- Какое слово лишнее?

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка 

Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

7. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Организует рефлексию. Слайд №10

 Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.

- Какие гласные в корне требуют проверки?

- Как вы подбирали проверочные слова?

-Все ли понравилось на уроке?

-Кого бы вы похвалили?

-Кому помогли?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Урок русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цели: расширить знания  о безударных гласных в корне слова; учиться видеть орфограмму, сравнивать, группировать, развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся....

Урок русского языка во 2 классе. Безударная гласная в корне слова. „Самые дорогие для нас слова: Родина, мир, труд.

Урок закрепления по русскому языку по теме: Безударная гласная построен на патриотическом материале. Рассуждая о Родине,семье, мире, труде дети закрепляют способы проверки безударной гласной в корне с...

Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

Урок -путешествие .Тема"Правописание безударных гласных в корне слова"...

урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

Открытый урок, проведенный во 2 классе, направлен на повторение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова....

Предмет.Русский язык.«Правописание слов с безударными гласными в корне»3 класс "Планета знаний".

Самоанализ урока русского языкав 3 классе по теме:Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне»Дата проведения: 12 ноября, 2018г.Тип урока: урок обобщения и систематиз...