Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема. Пётр Великий
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

наталья ивановна гриценко

Конспект урока представлен в виде технологической карты, которая помогает отслеживать этапы урока. своевременно делать выводы. Помогает организовать деятельность учителя и учащихся , применять разные формы и методы работы для достижения поставленных целей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_1.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 4 класс

Технологическая карта урока

Тема урока:                                     «Петр  Великий». 

Тип: изучение нового материала.

Цель:

формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах. 

Планируемые результаты

Формируемые УУД:

Предметные: рассказывать о реформах Петра I; понимать роль деятельности Петра I  в истории России; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; знать год основания Санкт-Петербурга; оценивать исторические события.

Метапредметные:

познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные —развитие умения слушать и понимать устную речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия

регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала.

 Личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 

Основное содержание темы

Петр I, его реформы

Технологии, методы и формы работы

Урок спланирован с использованием мультимейдийных технологий и  частичным использованием технологии развития критического мышления

Фронтальная, индивидуальная и групповая

Оборудование : 

Презентация , материал для работы групп, портрет Петра Первого.

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Организационный момент.

Люблю тебя, Петра творенье!

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье.

Береговой её гранит.

  • О каком городе говорится в  стихотворении А.С.Пушкина?
  • По приказу какого царя был построен город на Неве?
  • О ком пойдёт речь на уроке?

Читает стих

Настрой на урок

Личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Блицопрос
  • Пгочему польские захватчики смогли занять Москву?
  • Что такое народное ополчение?
  • Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
  • В каком году первый из династии Романовых был избран на царство?
  1. Тест
  1. Кто создал народное ополчение и повел его на борьбу с врагом?

а)        царь Федор Иванович

б)        торговый человек Кузьма Минин

в)        князь Дмитрий Иванович Пожарский

  1. В каком году польские захватчики были разгромлены и изгнаны из Москвы?

а)        в 1612 г.        б) в 1613 г.        в) в 1812 г.

  1. Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612 г.?

а)        День России - 12 июня

б)        День народного единства — 4 ноября

в)        День Конституции — 12 декабря

  1. Когда в России начали править цари из рода Романовых?

а)        в 1564 г.        б) в 1612 г.        в) в 1613 г.

  1. Работа в парах
  • Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 28.    Чье описание памятника вам понравилось больше других?

  1. Сообщения учащихся

Выполнение задания 3 на с.29

(Рассуждение  «Кого мы называем патриотом?»

 Могу ли я себя назвать патриотом России?»

Ученики приводят свои примеры патриотизма.)

Предлагает учащимся вопросы для обсуждения.

 Предлагает учащимся тест

Организует работу в парах

Предлагает зачитать текст-рассуждение, высказать своё мнение.

Фронтальная работа: отвечают на вопросы учителя.

Выполняют тест с последующей проверкой.

Работают в парах: актуализируют имеющиеся знания.

Зачитывают свои тексты-рассуждения.

Высказывают своё мнение.

познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  1. Самоопределение   к деятельности

- Что вы можете сказать, глядя на это портрет? Каков человек, изображенный здесь? (Высказывания учеников.)

  • Перед вами портрет Петра Великого. Что мы уже знаем о нем?

-  А что вы хотели бы узнать?

(Где родился и вырос Петр ? Долго ли жил ? Чем прославился ? Была ли у него семья ? Как закончилась его жизнь? и т. д.) 

- Сегодня мы познакомимся с одним из самых известных русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее в одну из великих держав мира. 

Уточнение значения слова: «преобразование» (коренное изменение чего-либо).

Преобразователь -  тот, кто коренным образом изменяет, преобразует что-либо. 

Учитель показывает репродукцию портрета Петра Первого.

Организует постановку целей урока учащимися.

Учитель записывает вопросы на доске. Уточняет лексическое значение новых слов.

Высказывают и объясняют  свое мнение о герое репродукции портрета . Формулируют цели урока.

познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

IV. Открытие нового знания.

Работа в группах.

 

Вопрос для первой группы

  • Кто такой Петр Первый?

  • Вопрос для второй группы
  • Какие преобразования произошли в России при Петре Первом?

  •  Вопрос для третьей группы
  • Почему, по мнению Петра, для России был так  важен флот?

  • Вопрос для четвёртой   группы
  • Какой город на Неве построил Петр Первый и зачем?

Организует работу с текстами: предлагает изучить материал о Петре I.                  Работа по учебнику с. 94-100

  Организует и контролирует работу учащихся в группе.

Работают в группах: самостоятельно читают текст в учебнике; готовят ответы на предложенные вопросы.

коммуникативные —развитие умения слушать и понимать устную речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия

V. Первичное закрепление.

       Сообщения учащихся.     Выступления групп.

Представляют результаты работы (отвечают на вопросы).

Предметные: рассказывать о реформах Петра I; понимать роль деятельности Петра I  в истории России; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; знать год основания Санкт-Петербурга; оценивать исторические события. 

VI. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише-тише.

Деревцо всё выше.

Организует отдых учащихся

  1. Работа по новой теме.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Работая в группах, ученики обсуждают и выбирают верные ответы задания 2 на с. 30. Коллективная проверка.)

  • Какие две ошибки вы нашли в тексте в задании 3?
  •  (Ошибки: Грановитая палата в Москве, Новый год отмечали 1 января.)
  •  Выполните задание 5 на с. 31. О чем идет речь?
  • (О строительстве города Санкт-Петербурга.)

  1. Практическая работа: работа с исторической картой.     (Учебник с.92-93, рабочая тетрадь с.32-33  задание 6 )

  1. Мозговой штурм
  1. Какой титул получил Петр I в истории России? (Великий.)
  2. Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (В 10 лет.)
  3. Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи».)
  4. Как назывался его полк? (Потешный.)
  5. Из кого набирался этот полк? (Из сверстников юного царя.)
  6. Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.)
  7. Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигал премудрости корабельного дела.)
  8. Каковы главные черты характера Петра I? (Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле.)
  9. Что нового появилось в России при Петре I? (Новый календарь, первые газета, музей, библиотека.)
  10. Какие дела Петра I вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со странами Европы.)
  11. Зачем надо было устанавливать контакты с Европой? (Чтобы узнавать о последних достижениях культуры и науки.)
  12. Когда был заложен город на Неве? (300лет назад.)
  13. С чего началось строительство города? (С Петропавловской крепости.)
  14. Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов.) 

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

Предлагает учащимся задания в рабочей тетради.  

Организует работу с исторической  и контурной картой.

Предлагает учащимся вопросы.

 Организует обсуждение вопросы рубрики «Обсудим!» на с. 100 учебника.

Организует просмотр презентации.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Работают с исторической картой: определяют, какие территории вошли в состав России при Петре 1, находят Санкт-Петербург, высказывают свои предположе-ния.

Высказывают своё мнение, дают оценку историческим событиям, делают выводы. 

Просмотр презентации

Предметные: рассказывать о реформах Петра I; понимать роль деятельности Петра I  в истории России; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; знать год основания Санкт-Петербурга; оценивать исторические события.

VIII. Подведение итогов урока

  • Давайте вернемся к началу урока. На какие вопросы мы теперь сможем ответить? Какие вопросы остались без ответа?

Некоторые вопросы остались без ответа, так как требуется поработать с историческими материалами. Попробуйте ответить на них к следующему уроку, обратитесь за помощью в библиотеку.

  • Какие знания мы открыли?

Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.

Высказывания детей.

регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала. 

IX. Рефлексия

  • Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
  • Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Комментарий учителя.

Самооценка.

регулятивные —оценивать качество и уровень усвоения материала. 

Домашнее задание

  1. Прочитать текст на с. 94—100 учебника.
  2. Выполнить задания  4,  6 на с. 31,33 рабочей тетради.

Предлагает выполнить дома задания.

Записывают задания в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Про кошек и собак" 2 класс в классе с учащимся с овз

урок по общеобразовательной программе с включением в процесс ребёнка с овз...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема:"Растениеводство"

Тема данногоурока в раздел "Чему учит экономика" и формирует представление о растениеводстве, классификации растений и отраслей растениеводства; их связи с экономикой края....

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Кто такие насекомые?"

Представлено адекватное понимание специфики деятельности учителя по проектированию урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, выраженное в корректной диффе...

Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «Московский Кремль». (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с Московским Кремлем; с историей его строительства в течение веков.Планируемые результаты-обучающие: знать, что такое Московский Кремль для каждого жителя России...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "В царстве грибов"

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений учащихся о городах России, ...