Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Колмакова Елена Григорьевна

Учебно – методический комплект                          

1. Плешаков А. А. Окружающий мир: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2012 (и последующие издания).

2. Плешаков А. А.:  Окружающий мир  Рабочие тетради №1, №2 к учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2012 (и последующие издания).

3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для нач. шк. — М.: Просвещение, 2012 (и последующие издания).

4.Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. A. Окружающий мир: Метод. пособие к учебнику для 4 кл. нач. шк. — М.:издательство «Учитель»

5. Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_okruzh.miru_4_klass.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • ФГОС начального общего образования приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015г «О внесении изменений  в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвежденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерация от 6 октября 2009 № 373», ФГОС основного общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  201г № 1897)
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе  на 2019-2020 учебный год;
  • Примерной  программы начального общего образования  по математике;

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  •  Положением  о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ»

   Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

   Задачи:

 - воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине.

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

  Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

Место учебного предмета в учебном плане:

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся по 2 часа в неделю, что соответствует 68 часам в год.

 Учебно – методический комплект                          

1. Плешаков А. А. Окружающий мир: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2012 (и последующие издания).

2. Плешаков А. А.:  Окружающий мир  Рабочие тетради №1, №2 к учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2012 (и последующие издания).

3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для нач. шк. — М.: Просвещение, 2012 (и последующие издания).

4.Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. A. Окружающий мир: Метод. пособие к учебнику для 4 кл. нач. шк. — М.:издательство «Учитель»

5. Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова

1.Планируемые результаты изучения предмета

Предметные результаты

- определять место человека в мире;

- распознавать тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;

- объяснять круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого, растений, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природы, внутри живой природы;

-  устанавливать взаимосвязи между природой и человеком;

- характеризовать системы органов человека;

- правилам гигиены, основам здорового образа жизни;

- правилам безопасного поведения в быту и на улице;

- распознавать основные дорожные знаки;

- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;

- называть потребности людей, товары и услуги;

- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике, узнают основы семейного бюджета.

Личностные результаты
-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

- планировать свои действия в течение урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные 

-  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по различным признакам;

- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

2.Содержание  учебного предмета

Земля и человечество – 8ч.

Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. Движение Земли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты. Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство и историческими картами.

Природа России – 8ч.

Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.

Практические работы: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами растений природных зон.

Родной край часть большой страны – 9ч.

Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.

Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя

Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.

Страницы Всемирной истории – 5ч.

Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники.

Страницы истории Отечества – 17ч.

Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв.Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в. Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А. Гагарина. Преобразование в России в 90г. 20 в.

Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.

Практическая работа: Работа с исторической картой.

Современная Россия – 5 ч.

Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения.


3.Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Земля и человечество

9

2

Природа России

10

3

Родной край-часть большой страны

15

4

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории России

20

6

Современная Россия

9

Итого

68


Приложение 1

Календарно – учебный график

Окружающий мир 4 класс

П/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Количество часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

Причина корректировки

Раздел 1. .Земля и человечество (9 ч)

1

1.1

Мир глазами астронома.

1

3.09

2

1.2

Планеты солнечной  системы. Отчего на Земле сменяется день и ночь, времена года.

1

4.09

3

1.3

Звёздное небо – великая книга природы.

1

10.09

4

1.4

Мир глазами географа.

1

11.09

5

1.5

Мир глазами историка

1

17.09

6

1.6

Когда и где?

1

18.09

7

1.7

Мир глазами эколога

1

24.09

8, 9

1.8  - 1.9

Сокровища Земли под охраной человечества.

2

25.09-1.10

Раздел 2.  Природа России (11 ч)

10

2.1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

1

2.10

11

2.2

Моря, озёра и реки России.

1

8.10

12

2.3

Природные зоны России.

1

9.10

13

2.4

Зона Арктических пустынь.

1

15.10

14

2.5

Тундра.

1

16.10

15

2.6

Леса России.

1

22.10

16

2.7

Лес и человек.

1

23.10

17

2.8

Зона степей.

1

29.10

18

2.9

Пустыни.

1

30.10

19

2.10

У Чёрного моря.

1

12.11

20

2.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

1

13.11

Раздел 3.  Родной край – часть большой страны (14ч)

21

3.1

Наш край.

1

19.11

22

3.2

Поверхность нашего края.

1

20.11

23

3.3

Поверхность нашего края. (экскурсия)

1

26.11

24

3.4

Водные богатства нашего края

1

27.11

25

3.5

Наши подземные богатства.

1

3.12

26

3.6

Земля-кормилица.

1

4.12

27

3.7

Экскурсия в лес и на луг

1

10.12

28

3.8

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

1

11.12

29

3.9

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

1

17.12

30

3.10

Жизнь пресного водоёма.

1

18.12

31

3.11

Экскурсия к водоёму

1

24.12

32

3.12

Растениеводство в нашем крае.

1

25.12

33

3.13

Животноводство в нашем крае.

1

14.01

34

3.14

Обобщающий урок-игра «Я познаю родной край»

1

15.01

Раздел 4.  Страницы всемирной истории. (5 ч)

35

4.1

Начало истории человечества.

1

21.01

36

4.2

Мир древности: далёкий и близкий.

1

22.01

37

4.3

Средние века: время рыцарей и замков.

1

28.01

38

4.4

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

29.01

39

4.5

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

4.02

Раздел 5. Страницы истории России  (20 ч)

40

5.1

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории» Жизнь древних славян

1

5.02

41

5.2

Во времена Древней Руси.

1

11.02

42

5.3

Страна городов.

1

12.02

43

5.4

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

18.02

44

5.5

Трудные времена на Русской земле

1

19.02

45

5.6

Русь расправляет крылья.

1

25.02

46

5.7

Куликовская битва.

1

26.02

47

5.8

Иван 3.

1

4.03

48

5.9

Мастера печатных дел.

1

5.03

49

5.10

Патриоты России.

1

11.03

50

5.11

Пётр Великий.

1

12.03

51

5.12

Михаил Васильевич Ломоносов

1

18.03

52

5.13

Екатерина Великая.

1

19.03

53

5.14

Отечественная война 1812 года.

1

1.04

54

5.15

Страницы истории 19 века.

1

2.04

55

5.16

Россия вступает в 20 век.

1

8.04

56

5.17

Страницы истории 20 - 30 годов.

1

9.04

57, 58

5.18 5.19

Велика война и Великая Победа.

2

15.04

59

5.20

Страна, открывшая путь в космос.

1

16.04

Раздел 6. Современная Россия (9 ч)

60

6.1

Обобщающий урок по теме «По страницам истории отечества». Основной закон России

1

22.04

61

6.2

Мы - граждане России.

1

23.04

62

6.3

Славные символы России

1

6.05

63

6.4

Такие разные праздники.

1

7.05

64  65

66

6.5   6.6   6.7

Путешествие по России

1

13.05

67

6.8

Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие

1

14.05

68

6.9

Презентация проектов

1

20-21.05

итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...