Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Экономика и экология".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сюмайкина Надежда Анатольевна

Тема: Экономика и экология.

Дата: 12.04.2021 г.

Предмет: Окружающий мир.

Тема: Экономика и экология.

Класс: 3 класс, УМК «Школа России».

Учитель:

Урок «Экономика и экология»  проводится по окружающему миру в 3 классе, УМК «Школа России» автор учебника Плешаков А.А.

Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика».  В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное влияние экономики на окружающую среду, найдут  причины и пути решения данной проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_i_ekologi.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экономика и экология.

Дата: 12.04.2021 г.

Предмет: Окружающий мир.

Тема: Экономика и экология.

Класс: 3 класс, УМК «Школа России».

Учитель:

Урок «Экономика и экология»  проводится по окружающему миру в 3классе, УМК «Школа России» автор учебника Плешаков А.А.

Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика».  В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное влияние экономики на окружающую среду, найдут  причины и пути решения данной проблемы.

Цель урока: познакомить учеников с понятием «экология», ее задачами; найти причины и пути решения экологических проблем.

Результаты:

Личностные УУД: овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные  результаты: знать об «экологической катастрофе», «экономике», рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;  приводить примеры; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:  освоение способов решения проблем поискового характера и  основ познавательной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,  установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,  высказывать свое предположение.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Тип урока по целеполаганию: Урок получения первичных новых знаний.

Основные термины и понятия темы: «экологическая катастрофа», «экономика», «экология».

Оборудование: презентация к уроку; компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация учащихся.

Вы готовы начать урок?

Беритесь ребята  скорей за работу.

Проверим готовность к уроку.

Дети настраиваются на урок.

2.Актуализация знаний,  целеполагание.

 Итак, ребята, впереди нас ждёт интересная работа, а для начала вспомним пройденный материал.

-Что такое доходы семьи?

-Расходы семьи  это…

-Что такое семейный бюджет?

-Решите задачу: Зарплата папы70, покупка компьютера 20, услуги парикмахера 10, з.п. мамы 50, услуги ЖКХ-30, стипендия сына30, покупка велосипеда 20, пенсия бабушки 40, путевка на отдых 60, выигрыш в лотерею 10 и т. д., покупка игрушек-20, лечение зубов-10, на питание-50.

-Определите сумму расхода и дохода, сравните эти значения и сделайте вывод.

-Что вы можете предложить семье, если расходы превышают доходов?

- Давайте повторим пройденный материал.

-Что такое экономика?

-Назовите отрасли промышленности:

-Зарплата папы, мамы, стипендия сына, пенсия бабушки и т. д.

Расходы

на питание, одежду

Это доходы и расходы семьи

Доходы-200

Расходы-220

Расходов больше, чем доходов, значит семье необходимо отказаться от какой-нибудь покупки или взять в кредит.Можно сэкономить на каких-нибудь покупках.

Добывающая, элекроэнергетика, маталлургия, машиностроение, химическая, легкая, пищевая

-Все отрасли промышленности составляют ЭКОНОМИКУ.

Повторение понятия  «экономика». (Демонстрация слайдов презентация «Экономика родного края»)

Экономика - хозяйственная деятельность общества.

Для чего нужна экономика?

Для удовлетворения потребностей человека (товары и услуги).

Получается, что результатом экономики – это блага для человека.

-В русского народа есть одна пословица, связанная с предметом, которая у меня в руках. Это медаль. Вы можете назвать эту пословицу?

- Одна сторона экономики- это необходимая и полезная продукция, а вторую вы назовете сами.

 

Просмотр видеоролика по новой теме или беседа учителя с обучающимися (См. конспект ниже).

https://youtu.be/Wiitpl1MXxg

Чтение учителем высказывания В.А. Сухомлинского о природе под музыкальное сопровождение.

  - Ребята, хочу ознакомить вас с высказыванием великого педагога В.А.Сухомлинского. Внимательно послушайте, и скажите, какие мысли у вас возникают при прослушивании?

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».

 -Эти слова принадлежат великому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.  

 − С каким настроением вы слушали это высказывание?  Какие мысли у вас возникли при прослушивании?

Вывод: 

- Что человек без природы не может существовать.

−Давайте смотреть дальше.  

(идёт просмотр об экологических проблемах)

Учитель:−  изменилось  ли у вас настроение? Почему?

-Что вы увидели?

-(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)

-как вредит  дым окружающий среде, людям?

-Как влияют на состояние окружающей среды сточные воды?

- Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?

  • бутылка пластиковая;
  • пакет.

(Учитель демонстрирует пластиковую бутылку и пакет).

- Как?

- Что делает человек с этими предметами, когда их использует?

(Выбросит).

- Куда  выбросит?

- Все ли люди так поступают?

- Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

- Так какая же вторая неприятная сторона экономики?

Экологическая катастрофа

Кто в этом виноват?

-Человек!

- Какая наука занимается предотвращением этого?

-Экология! (Вывесить табличку «Экология»)

-У любой медали две стороны.

 

Слушают высказывание.

 Повторение понятия  «экология».(5 слайд)

Учитель: - Что такое экология?

Экология  - это наука о взаимодействии живых организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей.  «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит,  экология – это наука о нашем общем доме.

- Кто может сформулировать тему урока?

- Экономика и экология.

3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).

Экологическая катастрофа.

-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.

-У нас существует проблема – какая? Ребята, очень много катастроф происходит на нашей планете Земля.

Таким образом, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.

-Как  решить эту проблему?

-Что мы с вами можем сделать для экологического благополучия нашей страны?

-Как вы считаете, какой должна быть экономика?

- Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.

Физминутка

«Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!

(Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.

(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.

(Дети садятся.)

-Назовите растения, которые встретились в физкультминутке.

-Как вы считаете, пострадают ли они, если экология ухудшится?

-Что или кто может пагубно повлиять на экологическую ситуацию?

-Нанесение вреда природе, глобальные экологические катастрофы.

-Строительство очистных сооружений, установка фильтров, раздельный сбор мусора и вторичное использование бросового материала.

-Принимать активное участие в сборе макулатуры и в акции «Добрые крышечки», сдавать в пункты приёма использованные батарейки, сажать деревья и ухаживать за ними…

Экономика должна быть полезной

-Человек и последствия его деятельности.

4. Практический этап. (Работа по учебнику, тетрадям).

- А сейчас, внимание!

- Откройте учебник на странице с.79 (читать), посмотрите на иллюстрацию. Представьте, что вы находитесь в этом месте.

- Что вы видите? ….. (говорят).

- Какая?

- Какие живые существа пострадали от аварии нефтеналивного танкера?

- Все верно. Открываем рабочие тетради на стр.49 и самостоятельно выполняем задание 1.

- Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать.

-Случилась беда.

-Экологическая катастрофа.

-Рыбы, морские моллюски, крабы, водоросли.

5.Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Подведение итогов
  2. Игра «Экологический свет»

- Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаете красный кружок, если действия не вредят природе – зелёный кружок.

1 ситуация. Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.

-Не опоздал! – радостно подумал Валера.

2 ситуация.Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу.  Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об  этом библиотекарю.                                                                                                                                                            

3 ситуация.Бабушка попросила  Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома  и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.

- Над чем данный урок заставил вас задуматься?

(Гибнет природа, ее нужно сохранить).

- Вспомните, какими вы были на уроке?

(Активными, внимательными).

- Оправдались ли ваши ожидания?

- Хлопните в ладоши, если у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение.

Домашнее задание. 

С.81-85 (пересказ); р.т. №2, №3.

Наш урок подошел к концу.

- Хочу поблагодарить всех за работу на уроке, (кто не получил оценку, в следующий раз я вас обязательно послушаю).

Ребята, а сейчас посмотрите видеоклип «Земля наш общий дом».

Оценивание урока детьми с помощью смайлика.

Список использованных интернет-источников

https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2FЗагрузки%2Fekonomika_ekologiya_2017.pptx

Презентация

https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-po-teme-ekonomika-moskovskoj-oblasti-3-klass-umk-shkola-rossii-5135867.html

Видео к уроку

https://youtu.be/KQ9Fm5AVkMI

https://youtu.be/Wiitpl1MXxg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по окружающему миру 4 класс "Прошлое и настоящее глазами эколога"

конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ технологий, проблемного метода обучения...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Экономика и экология. 1 ч. УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя:- знакомство с двумя сторонами экономики – полезной и опасной;- раскрытие экологических проблем нашей планеты.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое эконо...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Экономика и экология. 2 ч. УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя:- формирование представления о взаимосвязи экологии и экономики.Планируемый результат:Предметные:- Знать понятия экономики и экологии;- Знать задачи экономики и экологии;- Си...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему «Экономика и экология, их взаимозависимость»

Конспект урока по окружающему мируТема: «Экономика и экология, их взаимозависимость»Цели деятельности учителя: формирование представления о двух сторонах экономики – полезной и опасн...