Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: Экономия и экология.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Экономика и экология»
Тип урока: комбинированный.
Цели деятельности учителя:
- познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной;
- систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть экологические проблемы нашей планеты.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать экологическую культуру, экологическое сознание и мышление.
Прививать навыки бережного отношение к природе, как норму поведения людей любого возраста; Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Предметные: учащиеся научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией; строить простейшие экологические прогнозы; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека; необходимость бережного отношения к природным богатствам;
Оборудование для учителя: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.
Оборудование для учащихся: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро- Номе- траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя | 2 | - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вновь встретились на уроке окружающего мира. Я очень рада вас видеть. Желаю всем хорошего дня и отличного настроения! | Приветствовать; | Р: формировать положительное отношение УК урокам окружающего мира; |
2. | Актуализация знаний Фронтальный опрос | 3 | - Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? (семейный бюджет). - Что такое семейный бюджет? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц) - Для чего он нужен? (мнения учащихся) - Какие виды доходов может получать семья? (з/плата, пенсия, пособия). | Проверять домашнее задание; Отвечать на вопросы; | К: строить речевые высказывания; |
3. | Постановка учебной задачи | 5 | - Ребята, а сейчас дополните предложения: - Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. (экология). - Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача… (экономики). - Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (экономика и экология). - Какие цели можем поставить на урок? (узнать в какой связи находятся экономика и экология). - Хорошо. | Дополнять предложения; Давать определения; Определять тему урока; Ставить цели урока; | К: участвовать в учебном диалоге; Р: определять цель деятельности |
4. | Решение частных задач Словесн.: ответы на вопросы; Практич.: анализ ситуаций; Словесн.: слово учителя; Словесн.: ответы на вопросы; | 5 5 | - Ребята, вот мы с вами вспомнили, что такое экология, экономика и есть ли между ними связь. А сейчас поработаем над слайдами: – Ребята, что изображено на рисунках? ( СЛАЙД 1) ( Планета Земля - полушария). - А почему там разные цвета? (вода, лес, пустыня и горы) - Да, наша земля очень богата. В ней есть и моря – океаны, леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли… – Природа нашего края очень богата и красива! Посмотрите, какие чудесные места есть вокруг нас! (СЛАЙД 2,3) - А как вы думаете, все ценят эти богатства? ( Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе). - Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее? (сажаем растения, убираем мусор, чистим родники…) - Да, сейчас из - под снега выходит мусор, который мы бросали, целую зиму. А что вы делаете с собранным мусором? (сжигаем, бросаем в яму…) - Многие люди в весеннее время убираются у себя во дворе, в огороде – это очень хорошо, но когда дым от костров поднимается в воздух и отравляет его – это уже очень плохо! Нужно стараться, чтобы меньше вреда наносить природе. – Ребята, представьте, что перед вами большое болото. Какая там растительность и животный мир? (мох, карликовые березы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики…) Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на место болота построить городок? (погибнут и растения и животные). - Другой пример. В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесен природе? (пострадали птицы, рыбы, растения, люди) - Нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу! (СЛАЙД 4) - Кто виноват в такой катастрофе? (человек) - Ребята, а сейчас мне бы хотелось вам рассказать о глобальной катастрофе, которая произошла в 1986 году в Чернобыле, может кто-то из вас слышал. А вы смотрите на слайды экологических катастроф. Авария на Чернобыльской АЭС в 1986г стала самым масштабным экологическим бедствием ХХ века. Выброшенная во время взрыва радиация сделала опасной для жизни территорию площадью 5 млн. га, занятую, в основном, сельхозугодьями. В донном иле рек Припять и Днепр, Киевского водохранилища накопилось опасное количество радионуклидов. В воде спустя десятилетия после аварии их содержание в 10-100 раз превышало допустимые показатели. Вокруг Чернобыльской АЭС расположено более 100 могильников ядерных отходов, вмещающих 40 млн. кубометров радиоактивных веществ. Последствия техногенной катастрофы сказались на здоровье нескольких поколений и, судя по всему, будут ощущаться многие годы. - Какие эмоции возникали у вас в ходе рассказа? (ответы учеников). - Как называются такие ситуации? (экологические катастрофы). - Кто виноват в такой катастрофе? (человек). Вот мы с вами ещё раз убеждаемся, что многое происходит по вине человека. | Работать со слайдами; Анализировать; Отвечать на вопросы; Высказывать свои предположения; Анализировать ситуации; Отвечать на вопросы; Разбирать примеры; Слушать; Рассматривать слайды; Отвечать на вопросы; | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя; |
Словесн.: ответы на вопросы; Практич.: работа в парах Практич.: работа по учебнику; Словесн.: ответы на вопросы; | 7 | - Сейчас мы с вами рассмотрим и поговорим, какие две стороны имеет экономика. - Назовите составные части экологии? (солнце, воздух, вода, растения, животные). - Связаны ли они между собой? (да). Приведите примеры. - Для чего нам нужна экономика? (для удовлетворения потребностей). - Из каких отраслей состоит экономика? (сельское хозяйство, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность). - Что даёт людям сельское хозяйство? (продукты питания). - Это полезная сторона экономики. В чем же заключается, опасна сторона сельского хозяйства? (в загрязнении почвы, ядохимикатами). - Что даёт людям металлургия? (металл) Это полезная сторона экономики. В чем же заключается опасная сторона? (загрязнение воздуха и воды). - Сейчас обсудите в парах полезную и опасную стороны экономики других отраслей? - Давайте, сейчас прочитаем текст учебника на стр. 80-82. - Итак, какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (без воды жизнь на Земле невозможна). - Как экономить воду? Как её охранять? (ставить фильтры на трубы, сажать деревья вокруг водоемов). - Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (На земле выращивают растения). - Какой вред человек наносит почве? (вырубает леса, загрязняет мусором, вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов). - Как нужно охранять почву? (не загрязнять, не вырубать огромные территории лесов). - Ребята, что вы поняли об экономике? Сколько сторон она имеет? (2). Какие? (У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции). | Отвечать на вопросы; Работать в паре; Обсуждать; Читать; Анализировать прочитанное; Определять стороны экономики; Выделять положительное; Выделять отрицательное; Делать выводы; | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; К: Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» отделять новое от известного; выделять главное П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя; П: устанавливать причинно-следственные связи; | |
Физминутка | 3 | - Ну а сейчас давайте немного отдохнём. Мы шагаем, мы шагаем Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Ходьба с подниманием рук. Вдруг мы видим: у куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берём И назад в дупло кладём. Наклоны вперёд. Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисицу обхитрим, На носочках побежим. Бег на носочках. | Выполнять упражнения; | Р: саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии; | |
5 | Первичное закрепление. Словесн.: ответы на вопросы; | 2 | - Ребята, сегодня нередки случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества? - Некоторые промышленные предприятия сливают в водоёмы отработанную воду, содержащую ядовитые вещества. Как это может отразиться на рыбных богатствах? - Ребята, вот чтобы не случалось таких катастроф необходимо составлять экологические прогнозы. Как вы думаете что это? (мнения детей) - Давайте попробуем составить экологический прогноз для ситуаций: 1. В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей. 2. На берегу озеро было принято решение построить завод, в отходах которого содержится ртуть. - Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода? | Анализировать; Отвечать на вопросы; Давать прогноз; Составлять рекомендации; | Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; К: устанавливать причинно-следственные связи; |
6 | Вторичное закрепление Практич.: работа в рабочей тетради; | 5 | - А сейчас выполним задание в рабочей тетради. №1. Прочитайте в учебнике и выпишите ответ. №2. Прочитайте задания. Используя текст учебника, заполните таблицу. - Какой экологический вред приносит металлургия? 9много отходов, загрязняют реки, воздух). Запишите. - Какой вред экологии приносит строительство электроэнергетических станций? (ответы детей). - Продолжите самостоятельно заполнять таблицу. | Выполнять задания в рабочей тетради; Заполнять таблицу; | П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. |
7 | Рефлексия. Подведение итогов. | 3 | Какую тему изучали на уроке? Как связаны между собой экономика и экология? Какие стороны экономики существуют? В чем заключается полезная сторона? В чём заключается опасная сторона? Что вы нового для себя узнали? Достиг ли ты поставленных целей? Понравился тебе урок? Молодцы. | Подводить итог урока; | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру по теме " Наука экология" . 2 класс.
Конспек урока окружающего мира по теме "Наука экология" Целью урока является формирование представления о взаимосвязи человека с окружающей средой и ответствен...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: "ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ" в 3 классе ( УМК "Школа России")
УРОК БЫЛ ПРОВЕДЕН В РАМКАХ КОНКУРСА "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир глазами эколога"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир глазами эколога"...
Урок по окружающему миру на тему:"Экономика и экология"(3 класс)
Урок по окружающему миру на тему: "Экономика и экология" адаптирован для учащихся 3 класса специальной коррекционной школы для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи по УМК "Школа Росс...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Экономика и экология", 3 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: формирование представление о двух сторонах экономики- полезной и опасной (положительной и отрицательной) создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию...