Экскурсия по окружающему миру
план-конспект по окружающему миру

Шелудько Эльза Бабашевна

Экскурсия 2-4 класс. Природа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл exkursia_po_okruzhayuschemu_miru.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект весенней экскурсии

Допуск педагога-наставника____________

Тема: Весна: пробуждение природы. Весенняя экскурсия.

Класс: 4

Цели: создать условия для ознакомления учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; формирование представления о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период; научить определять признаки весны.

Планируемые результаты:

Личностные:

•        самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру;

•        смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве  разнообразии природы;

•        интерес к исследовательской работе.

Метапредметные:

 а) Регулятивные:

•        контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом,

•        понимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии.

б) Познавательные:

•        находить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические - анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом,

•        осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

•        анализ и синтез, выведение следствий;

 в) Коммуникативные:

•        умение организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;

•        умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

•        управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

•        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные:        

•        рассказывать об изменениях, происходящих в природе ранней весной;

•        характеризовать весенний месяц;

•        знакомиться с жизнью птиц весной,

•        обобщить и привести в систему знания детей о весенних изменениях в природе,

•        формировать инструментальные навыки и умения исследовательского поведения: видеть проблему, строить предположения, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи,

•        расширить кругозор детей,

•        вырабатывать правила поведения в окружающем мире.

Оборудование: карточки для наблюдения во время экскурсии, карандаш, лупа, блокнот.

Место проведения: окружение гимназии № 4.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовительный этап

Подготовка учителя:

Тема экскурсии: Весна: пробуждение природы.

Цели: создать условия для ознакомления учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; формирование представления о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период; научить определять признаки весны.

Маршрут экскурсии: окружение гимназии № 4.

Подготовка инструкционных карточек с заданиями.

Инструктаж по технике безопасности:

Во время похода экскурсии учащийся обязан:

- соблюдать настоящую инструкцию;

- соблюдать правила эксплуатации оборудования;

- соблюдать программу, маршрут, график проведения и установленный порядок проведения экскурсии;

- соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать установленную руководителем группы форму одежды;

- соблюдать правила безопасности в конкретных природных и погодных условиях;

- бережно относиться к природе, к личному и групповому имуществу;

- беспрекословно выполнять все требования и указания сопровождающих лиц.

Учащимся запрещается:

- покидать место расположения группы;

- трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения;

- пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»;

- без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости;

- выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.

Подготовительный этап в классе

(разбиваем детей на 5 групп)

2.Основной этап

1. Показ на экране картинки весны.

-Ребята, какое время года изображено у нас на картинке?

-Посмотрите, как хорошо на улице! Деревья пробудились от зимнего сна. Греет солнышко. А что ещё изменилось с приходом весны?

– Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию.

– На каких экскурсиях вы уже были?

– За какими объектами наблюдали?

– Давайте составим план сегодняшней экскурсии.

- А давайте составим план нашей  экскурсии.

Дети предлагают, учитель обобщает.

На доске появляется примерный план.

1. Наблюдение за признаками погоды.

2. Наблюдение за земляным покровом.

3. Наблюдение за явлениями природы.

4. Наблюдение за растениями.

5. Наблюдение за птицами.

– Какой вопрос заинтересовал вас больше всего?

– Почему?

Для чего мы составили план работы?

2. Каждая группа получает своё задание.

Непосредственно на природе учащиеся по плану своих исследований знакомятся с состоянием природных объектов и явлений, отмечая их признаки, характерные для весеннего времени. Данные наблюдений ученики фиксируют на своих карточках.

1-я группа.

Задания:

  1. Пронаблюдайте за погодой.
  2. Отметьте крестиком признаки  погоды.

Признаки

Весна

Тепло

Холодно

Прохладно

Морозно

Ясно

Облачно

Осадки: - снег

            - дождь

          -нет осадков

Сильный ветер

Нет ветра

2-я группа.

Задания:

  1. Пронаблюдайте за почвой.
  2. Определите признаки почвы.

Признаки

Весна

Холодная

Сухая

Теплая

Влажная

Трава

3-я группа.

Задания:

  1. Пронаблюдайте за явлениями природы.
  2.  Отметьте явления природы.

Признаки

Весна

Оттепель

Появление проталин

Повышение температуры воздуха

Возвращение перелетных птиц

Распускание почек

4-я группа.

Задания: 

  1. Пронаблюдайте за деревьями.
  2. Определите, как выглядят деревья.

Признаки

Весна

Стоят без листьев

Набухли почки

Распустились листья

5-я группа.

Задания:

  1. Пронаблюдайте за птицами.
  2.  Определите, каких вы увидели  птиц.

Признаки

Весна

Ворона

Воробей

Галка

Грач

Скворец

Ласточка

3. Всю весну природа будет просыпаться, но свои тайны она тщательно прячет. Вы справились с исследованием? Давайте, послушаем ваши отчёты по группам. За чем вы наблюдали? Что понравилось?

-Снег сошёл, птицы прилетели, появляется трава.

-Осенней и зимней

-Наблюдали за изменениями природы, за животными, за растениями.

-Выявление различий с признаками, характерными для зимнего периода.

-Потому что это интересно и полезно.

- Составляли план урока.

-Умение организовывать свои дела

Наблюдают, выполняют задания из карточек, фиксируют результаты.

- Да

Краткий отчет по группам.

3. Заключительный этап

– Почему мы начали изучать такое время года, как весна?

– Что нового вы узнали на уроке-экскурсии?  

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой в группе?

А знаете ли вы какие-нибудь приметы и пословицы о весне, которые подходят по смыслу к нашей сегодняшней теме и погоде на улице?

- Потому что сейчас за окном весна.

- Мы наблюдали за изменениями природы.

-Дети рассказывают пословицы и поговорки.

Оценка педагога-наставника_______________

1-я группа.

Задания:

1)        Пронаблюдайте за погодой.

2)        Отметьте крестиком признаки  погоды.

Признаки

Весна

Тепло

Холодно

Прохладно

Морозно

Ясно

Облачно

Осадки: - снег

            - дождь

          -нет осадков

Сильный ветер

Нет ветра

2-я группа.

Задания:

1)        Пронаблюдайте за почвой.

2)        Определите признаки почвы.

Признаки

Весна

Холодная

Сухая

Теплая

Влажная

Трава

3-я группа.

Задания:

1)        Пронаблюдайте за явлениями природы.

2)         Отметьте явления природы.

Признаки

Весна

Оттепель

Появление проталин

Повышение температуры воздуха

Возвращение перелетных птиц

Распускание почек

4-я группа.

Задания:

1)        Пронаблюдайте за деревьями.

2)        Определите, как выглядят деревья.

Признаки

Весна

Стоят без листьев

Набухли почки

Распустились листья

5-я группа.

Задания:

1)        Пронаблюдайте за птицами.

2)         Определите, каких вы увидели  птиц.

Признаки

Весна

Ворона

Воробей

Галка

Грач

Скворец

Ласточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия по окружающему миру "Жизнь растений осенью" 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Урок-экскурсия в осенний лес. Это увлекательное путешествие будет проходить вместе со сказочной героиней Осенью.Она познакомит ребят с изменениями в жизни растений в это время года....

Урок - экскурсия по окружающему миру "Природа вокруг нас"

Представлен план- конспект урока - экскурсии по теме "Природа вокруг нас"...

Экскурсии по окружающему миру: ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)

Примеры экскурсий по окружающему миру ("ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)) помогут молодым учителм и студентам при подг...

Урок - экскурсия по окружающему миру

Урок - экускурсия по окружающему миру для 1 класса, УМК "Перспектива". Составила Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, Санкт - Петербург.Тема: "Осенние...

Урок - экскурсия по окружающему миру

Урок - экускурсия по окружающему миру для 1 класса, УМК "Перспектива". Составила Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, Санкт - Петербург.Тема: "Осенние...