Программа инновационной деятельности по направлению «Естественнонаучная лаборатория» для начальной школы
рабочая программа по окружающему миру

Николаева Наталия Николаевна

Цели проекта

 Описание и внедрение в деятельность полнофункциональной инновационной модели школьной научной лаборатории  начальной школы для достижения преемственности между дошкольным, начальным и средним уровнями образования.

 Создание инновационной образовательной среды школы, способствующей повышению качества начального общего образования в области естественнонаучных дисциплин на основе развития исследовательской, проектной и творческой деятельности младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_innovatsionnoy_deyatelnosti_po_napravleniyu.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

                        Программа инновационной деятельности  по направлению  

                    «Естественнонаучная лаборатория» для начальной школы

Наименование образовательной организации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Многопрофильная школа № 1955»

 Адрес  

 г. Москва, ул.  Тайнинская, 15 -3  

 Ф.И.О.  составителя программы Николаева Наталия Николаевна

 Тема инновационного проекта  

Школьная научная лаборатория « Лаборатория открытий»  для начальной школы  

Цели проекта 

 Описание и внедрение в деятельность полнофункциональной инновационной модели школьной научной лаборатории  начальной школы для достижения преемственности между дошкольным, начальным и средним уровнями образования.

 Создание инновационной образовательной среды школы, способствующей повышению качества начального общего образования в области естественнонаучных дисциплин на основе развития исследовательской, проектной и творческой деятельности младших школьников.  

Задачи проекта 

1. Проектирование и апробация модели деятельности школьной научной лаборатории,  обеспечивающей овладение обучающимися  ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования в области естественнонаучных дисциплин.      

2. Определение организационно-педагогических, материально-технических условий реализации модели деятельности школьной научной лаборатории, обеспечивающих формирование у обучающихся навыков самостоятельной проектной и учебно-исследовательской деятельности.  

3. Обеспечение преемственности между дошкольной, начальной и средней ступенями обучения гимназии в условиях внедрения в деятельность школьной научной лаборатории.

4. Реализация взаимодействия (в том числе, дистанционного) между всеми участниками образовательного процесса  по типу «обучающийся – учитель – родители» в реализации  инновационного проекта.  

 5. Проектирование модели деятельности детско-взрослой образовательной организации экологической и естественнонаучной направленности. Начальный этап профориентации младших школьников в естественнонаучном и экологическом направлениях.

 

6. Межведомственное взаимодействие в условиях реализации деятельности школьной научной лаборатории (районная библиотека, образовательные организации района).

7. Разработка учебно-методического комплекта, обеспечивающего внедрение модели деятельности школьной научной лаборатории и  ее использование при освоении младшими школьниками основ естественнонаучных дисциплин.

8. Создание системы информационной поддержки и открытости проекта посредством использования дистанционных и информационно-коммуникационных технологий.  

Программа реализации проекта (содержание, методы работы) по этапам работы

1. Подготовительный  

Обеспечение материально-технической базы для  реализации проекта (получение оборудования.)

-диагностика кадрового потенциала;

-повышения квалификации;

Анализ существующего опыта работы начального отделения  в данном направлении.

- анализ  научно-теоретической и специальной методической  литературы по теме проекта;

Научно-методическое обоснование модели деятельности школьной научной лаборатории.

- разработка теоретической модели деятельности лаборатории;  

- создание МОДУЛЬНОЙ рабочей программы проекта;

- разработка управленческой модели реализации проекта.

Создание инициативной  творческой  группы учителей начальных классов, которая будет обеспечивать идейное и методическое сопровождение проекта.

- модернизация рабочих программ курса «Окружающий мир» (1-4 классы) с целью выявления соответствия тем курса оборудованию школьной научной лаборатории, распределение оборудования по тематикам курса. Создание технологических карт использования данного оборудования в соответствии с темами курса.  

- изменение направлений внеурочной деятельности обучающихся в рамках курса «Проектная деятельность и ИКТ» в связи с созданием  научной лаборатории;

 - разработка тем исследовательских проектов (коллективных и индивидуальных) с использованием  оборудования лаборатории;  

2.Основной

Внедрение и апробация модели деятельности школьной научной лаборатории при изучении младшими школьниками основ естественнонаучных дисциплин  и определение организационно-педагогических и материально-технических условий  ее совершенствования.

Методы и формы реализации основного этапа проекта по МОДУЛЯМ смотрите в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Модули:

Урочная деятельность;

Внеурочная деятельность;

Проектная и исследовательская деятельность;

Преемственность;

Обоснование и реализация различных уровней взаимодействия и преемственности в результате деятельности школьной научной лаборатории.

Межведомственное взаимодействие;

ИКТ и информационная открытость проекта.

3.Заключительный  

Разработка учебно-методического комплекта, обеспечивающего внедрение модели деятельности  научной лаборатории.

- подготовка учебно-методического комплекта: методические рекомендации для педагогических работников (инициативная группа учителей), примерные конспекты уроков, сценарии мероприятий  внеурочной  деятельности, типологию и примеры проектов с использованием школьной научной лаборатории, сборник презентаций и видео - фрагментов уроков и занятий.  

- Комплектование сборника технологических карт по использованию оборудования естественно - научной лаборатории.

Описание модели инновационной деятельности школьной научной лаборатории «Лаборатория открытий», организационно-педагогических и материально-технических условий её организации.

Действующая полнофункциональная модель организации деятельности школьной научной лаборатории.

Распространение накопленного  опыта  в  результате внедрения действующей модели  школьной  научной лаборатории, в том числе с применением дистанционных технологий.

- круглые столы, семинары, мастер-классы использования оборудования Естественно – Научной  лаборатории.  Видеоконференции,  вебинары, интерактивные занятия, открытые уроки.

Самоаудит  деятельности лаборатории, включая реализацию преемственности и межведомственного взаимодействия.

- оценка результатов внедрения модели и корректировка составляющих ее элементов, мониторинг и анализ сильных и слабых сторон деятельности  лаборатории по результатам работы.

- мониторинг управленческой модели деятельности по реализации инновационного проекта.

- анализ деятельности детско-взрослой организации естественнонаучного направления.

Перспективы развития школьной научной лаборатории. Обоснование использования оборудования, которое будет востребовано лабораторией.

Руководствуясь:

 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  

 законами города Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», от 6 июня 2012 г. № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве»,

  Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы», Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года,

  Государственной программой города Москвы (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы (Столичное образование)»

 Приказом Минобрнауки РФ от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования,

 Для  организации деятельности школьной научной лаборатории « Лаборатория открытий», способствующей качественному освоению обучающимися естественнонаучных дисциплин в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и развитию исследовательской, проектной и творческой деятельности младших школьников, осуществляющей преемственность между уровнями образования и межведомственное взаимодействие, необходимо следующее оборудование:

Переносная лаборатория CORNELSON  

 Обоснование:  1. Расширение функций школьной научной лаборатории «Лаборатория открытий» возможно только благодаря мобильности, многофункциональности. 2. Сопровождение различных видов деятельности обучающихся и преподавателей из-за высоких технологических характеристик (проведение лабораторных исследований, фиксация результатов образовательной деятельности в оперативном режиме). 3. Расширение возможностей проектно-исследовательской и творческой деятельности младших школьников при наличии данного высокотехнологического оборудования, опираясь на опыт и накопленные результаты деятельности в данном направлении. 4. Обеспечение преемственности и межведомственного взаимодействия в естественнонаучной сфере будет осуществляться с использованием данного оборудования (открытые стационарные и выездные уроки для детей из детских садов, экологические праздники и мероприятия, совместные мероприятия экологической и естественнонаучной направленности с  библиотеками района и т.п.) 5. Начальный этап профориентации младших школьников в естественнонаучной и экологической сферах деятельности (демонстрация возможностей оборудования, работа с данным оборудованием, повышение заинтересованности обучающихся в данном направлении). 6. Деятельность детско-взрослой организации естественнонаучной направленности  будет строиться  на системном использовании оборудования  и расширении творческого потенциала членов организации.  7. Повышение квалификации кадрового состава педагогов, работающих в инновационном режиме. 8. Индивидуализация обучения благодаря наличию индивидуальных рабочих мест обучающихся (творческая и проектно-исследовательская деятельность).  9. Достижение полного охвата обучающихся начального отделения  школы исследовательской деятельностью в естественнонаучном и экологическом направлениях.  

Обоснование по составляющим  

1. Программно-аппаратный комплекс преподавателя. Данный программно-аппаратный комплекс обеспечивает сбор, обработку, хранение и визуализацию данных, в том числе для коллективного восприятия, проведение исследований физических и природных явлений с использованием цифровых средств измерений, ознакомление с основами проведения экологического мониторинга.  

Обоснование 

  Кабинет лаборатории   предполагается  использовать как в урочное (1-я половина дня), так и во внеурочное время. После завершения подготовительного этапа составляется расписание, по которому каждый учитель начальных классов  может  провести урок окружающего мира в лаборатории.  

 

 Соответственно, необходимость использования   преподавателя  очевидна для наглядной демонстрации  различных опытов, измерений и исследований с использованием оборудования лаборатории, для организации индивидуальной и коллективной работы с обучающимися и автоматизации работы  в целом.  

  Во 2-й половине дня учителя могут воспользоваться данным комплексом для подготовки к предстоящим урокам и исследовательской работе.  

  При проведении экскурсий по лаборатории, сетевого и межведомственного взаимодействия, обеспечения преемственности  данный комплекс будет задействован для демонстрации возможностей оборудования лаборатории.

2. Программно-аппаратный комплекс обучающихся –  15 рабочих мест Программно-аппаратный комплект обучающихся  обеспечивает   проведение исследований  физических и природных, ознакомление с основами проведения экологического мониторинга, исследование микрообъектов с использованием цифрового оборудования.

Обоснование 

 Возможность одновременной работы целого класса (пары), отсюда следует активное использование зала лаборатории в урочное время (учитель с классом).  

 При межведомственном взаимодействии при внедрении в деятельность модели школьной научной лаборатории есть возможность предоставить гостям и партнерам проекта (дети из детского сада, школьники из других ОО района) заниматься исследовательской деятельностью с использованием оборудования лаборатории.

  В результате деятельности детско-взрослой организации представители различных профессий естественнонаучной направленности будут проводить классные часы и занятия «В мире интересных профессий», наглядно демонстрируя и давая возможность детям самим проводить мини-исследования на начальном этапе профориентации школьников.

  Во 2-й половине дня есть возможность посещения лаборатории  воспитанниками дошкольного отделения   (осуществление задачи преемственности).

 3.Функциональная составляющая «Эксперименты» 

Данная составляющая  должна  обеспечивать  наблюдение  сезонных изменений в природе, наблюдение за осадками и ветром, определение скорости и направления ветра,  изучения основ ориентирования на местности с использованием специализированных средств, исследование свойств плавучести физических тел, возникновение и распространение звука,   изучение основ астрономии, изучение тепловых явлений.

Обоснование

  Данный комплект разнообразного оборудования обеспечивает получение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов в естественнонаучном направлении (в курсе Окружающего мира),  

 

 способствует развитию исследовательской, проектной и творческой деятельности младших школьников. Данное экспериментальное оборудование будет находиться непосредственно в  кабинете лаборатории, всегда готовое для использования в экспериментальных и исследовательских целях.  

 В рамках внеурочной деятельности, а также в исследовательской работе пользователи лаборатории могут проводить эксперименты с данным набором оборудования под руководством опытного преподавателя.

 Оборудование может быть использовано и обучающимися, и  дошкольниками, что обеспечит преемственность в рамках данного проекта.

Образовательные результаты, на достижение которых направлен проект. 

Образовательные результаты.  Инновационные  продукты, которые будут получены в результате реализации проекта (организационные модели, видео-, дидактические, методические материалы и т. п.).  

Личностные: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность  мотивации к обучению и познанию дисциплин естественнонаучного цикла, повышение личных  коммуникативных навыков в детско-взрослой образовательной среде, развитие самостоятельности и личной ответственности обучающихся.  Работа лаборатории будет способствовать расширению кругозора младших школьников, установлению прочных социальных связей, взаимодействию с родителями, повышению сознания собственной значимости ребенка в общем большом проекте.

Метапредметные: Благодаря активной проектно-исследовательской деятельности в процессе реализации инновационного проекта обучающиеся смогут овладеть следующими компетенциями:

  Компетентность в решении проблемных задач (сильные и слабые стороны результата своей деятельности, выдвигать гипотезы, сравнивать планируемый и реальные результаты своей деятельности).

 Информационная  компетентность (нахождение в различных источниках информации по интересующей теме, использование метода сравнения данных по результатам лабораторных исследований, формулировка выводов по результатам деятельности, отсеивание «лишних» данных).

 Коммуникативная компетентность (понимать позиции разных участников проекта, осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с использованием Интернет, между участниками проекта, выступление с мульти, медиа сопровождением, презентация своих достижений в области естественнонаучной сферы деятельности)

В результате деятельности лаборатории обучающиеся начальной школы получат первоначальное представление о профессиях естественно-научной направленности, повысят личностные коммуникативные навыки в детско-взрослой образовательной среде.  

 

Предметные: В результате реализации модели деятельности школьной научной лаборатории «Лаборатория открытий» и выполнения определенных организационно-педагогических и материально-технических условий при ее внедрении младшие школьники получат навыки  по:

 самостоятельному изучению окружающей природной среды;

 участию в реализации проектов экологической и естественно-научной направленности, развитию способности представлять полученные данные в различной форме (диаграммы, графики, схемы, таблицы);

 наблюдению за погодой;  

 проведению экспериментальных работ по наблюдению процессов:

 плавучести физических тел,  возникновения и распространения звука, равновесия физических тел, магнетизма, притяжения и отталкивания различных предметов, полетов тел, использованию знаково-символических средств представления информации для создания вещественных и виртуально-наглядных моделей с использованием лабораторного оборудования;  определению местонахождения, основам анализа данных, пользованию цифровыми и аналоговыми картами для фиксации мест проведения измерений;  основам экологических знаний и экологической грамотности, элементарных правил  нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоению доступных средств  изучения  природы и общества, в получении информации из различных источников;  установлению и выявлению причинно-следственных связей в окружающем мире.

Инновационные продукты

 

  1. Описание полнофункциональной модели  деятельности школьной научной лаборатории «Лаборатория открытий», способствующая качественному освоению младшими школьниками основ естественнонаучных дисциплин, получению метапредметных и личностных по ФГОС НОО, включающая в себя в том числе:  

 описание непосредственной организация работы кабинета лаборатории,  

 планы урочной и внеурочной деятельности, включающей проектно-исследовательскую деятельность обучающихся,  

 описание использования оборудования лаборатории в соответствии с темами курса «Окружающий мир» (1-4 классы), результаты работы обучающихся над проектами естественно-научной направленности (решение 1, 2 задач)

      2. Информационное  пространство  поддержки  деятельности школьной лаборатории на  сайте школы, доступное для ознакомления и обменом опытом для всех участников образовательного процесса (обучающиеся – учителя – родители – гости). В данном информационном пространстве будет отражена вся организационно-методическая деятельность  школьной лаборатории, а также результаты работы над проектами, работы обучающихся (коллективные и индивидуальные), форумы, презентации, конспекты уроков, видео- и фотоматериалы по деятельности лаборатории.

 

3. Действующая детско-взрослая образовательная организация естественно-научной направленности (взаимодействие обучающихся, родителей и педагогов) школьного и районного уровня, осуществляющую  межведомственное взаимодействие в рамках деятельности лаборатории.  

4. Разработанные и апробированные сценарии проведения серии классных часов и занятий «В мире интересных профессий» с фото- и видео-поддержкой.  

5. Рекомендации  для  жителей  района   о самых экологически чистых и неблагоприятных местах района.

6. Разработанные экскурсионные маршруты «Путешествуем вместе!» по   лаборатории с демонстрацией работы оборудования с непосредственным участием обучающихся начальной школы, ориентированные на различные возрастные категории, в том числе и на дошкольников (преемственность).

 7. Раздел на сайте начального отделения  школы, освещающий деятельность школьной лаборатории. Анонсы, видео- и фотоотчеты о проведенных мероприятиях.  

 8. Образовательный аккаунт на видеохостинге  youtube.com для  выкладки фильмов и слайд-шоу по деятельности лаборатории, в том числе, обучающие ролики для педагогов.  

 9. Методические рекомендации для педагогических работников начальной школы по внедрению модели деятельности школьной научной лаборатории, включая описание организационно-педагогических и материально-технических условий реализации модели.  

10. Технологические  карты  использования  оборудования школьной научной лаборатории в соответствии с темами курса «Окружающий мир» (1-4 классы).  

11. Конспекты уроков с использованием оборудования лаборатории, видеофрагменты уроков и занятий, сборник презентаций к урокам и занятиям с использованием оборудования лаборатории.  

12. Сценарии и описания внеурочной деятельности (классные часы экологической и естественнонаучной направленности, экологические и научные праздники и мероприятия), включая межведомственное взаимодействие в рамках реализации проекта.  

13. Описания  проектов с использованием дидактических и материально-технических ресурсов школьной научной лаборатории, а также результаты работы над ними.  

Таким образом, в результате инновационной работы мы получаем открытую информационно-образовательную среду естественнонаучного направления, открытую для всех участников образовательного процесса начальной школы, осуществляющую преемственность между различными уровнями образования,  межведомственное и сетевое взаимодействие,  способствующую достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Во время проведения апробации модели деятельности школьной научной лаборатории идет  трансляция опыта работы с оборудованием посредством  ИКТ и сетевых технологий. В результате мы имеем выход проекта на более высокий уровень (район, город, регион) уже на этапе реализации.  

Квалификация сотрудников позволяет реализовывать проект в полном объеме: практически все учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации по модулю «Реализация технологии деятельностного обучения в образовательном процессе начальной школы по требованиям  ФГОС  НОО. ИКТ как инструмент формирования УУД младшего школьника»  

Основной этап программы реализации проекта по МОДУЛЯМ

 Урочная деятельность 

 проведение методических объединений учителей начальных классов по тематике проекта;

 проведение серии семинаров и круглых столов для учителей начальных классов  

 Сбор видео- и фотоматериалов уроков и занятий с применением лабораторного оборудования.

 Формирование базы конспектов уроков, презентаций к урокам с использованием оборудования лаборатории.

Внеурочная деятельность 

 формирование экскурсионных маршрутов по   лаборатории с участием обучающихся начальной школы  с учетом возрастных особенностей (дошкольники, начальная школа, средняя школа).  

Проектная и исследовательская деятельность

 разработка экологической тропы « Мой любимый район», включая исследования экологического состояния почвы, воздуха и водных ресурсов района;

 проведение в начальном отделении  Дней наук: представление исследовательских и проектных работ младших школьников с использованием школьной научной лаборатории.

 Школьный конкурс проектных и исследовательских работ « Почемучки»;

 Школьная конференция «Наши поиски и открытия»

 участие обучающихся в различных конкурсах, конференциях по естественнонаучному направлению (районный, городской и региональный уровни).

 Преемственность 

 организация совместных круглых столов с учителями естественно-научного цикла основной школы (химия, география, физика) по использованию оборудования лаборатории.

 Организация экологических праздников и других мероприятий для воспитанников дошкольного отделения, обучающихся начальной школы с участием обучающихся старшей школы.

Межведомственное взаимодействие

  Библиотеки района, детские сады района, образовательные организации района   (экологические праздники, игры, викторины).

   Экскурсии по   лаборатории для детей из детского  сада, родителей и демонстрация возможностей лабораторного оборудования.

 Создание детско-взрослой организации экологической и естественно-научной направленности, объединяющей обучающихся, мотивированных к исследовательской деятельности, родителей и педагогов естественно-научного направления. В сфере деятельности организации планируется разработка и организация начальной профориентации младших школьников (встречи и классные часы «В мире профессий»), выявление одаренных детей в области естественнонаучного направления.

ИКТ и информационная открытость проекта

 Информационно-методического пространства поддержки деятельности школьной научной лаборатории на сайте  школы в информационном пространстве школы;

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"

Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...

Ипользование инновационных и традиционных пед. технологий в начальной школе ( из опыта работы)

Отчет о проделанной работе с детьми 3-его класса за учебный год....

Мастер -класс по работе с цифровой лабораторией в начальной школе

В настоящее время также много уделяют внимание вопросам исследовательского обучения. В связи с этим актуальны занятия в цифровой лаборатории....

занятие внеурочной деятельности по ФГОС "Лаборатория в начальной школе"

Кружковое занятие помогает провести исследовательские работы по выявлению свойств воды, её трех состояний....

Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе.

Использование нетрадиционных методов обучения на уроках в начальной школе....

Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС

Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...

ЛабДиск ГЛОМИР. Естественно-научная лаборатория для начальной школы

Использование ЛабДиска ГЛОМИР в начальной школе позволяет:- овладевать практическими способами работы с информацией;- развивать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтро...