Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Эрдынеева Саяна Сергеевна

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России», требованиями Примерной основной образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Улекчинская СОШ» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе:

  1. Федерального Закона РФ «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта НОО второго поколения, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО»;
  3. примерных программ по окружающему миру для основного общего образования на базовом уровне на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  4. основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Улекчинская СОШ»;
  5. авторской программы А.А. Плешаков «Окружающий  мир» 1-4кл. – М., «Просвещение».

     Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

     Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

          Использование материала с региональным компонентом (НРК) на уроках окружающего мира несет очень большой объем знаний по различной тематике:

  1. Обогащение учащихся конкретными знаниями о родном крае.
  2. Формирование активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села, (города).
  3. Формирование экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов родного края.

Общая характеристика курса

      Курс «Окружающий мир» для третьего класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно - научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественно - научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

     В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация

посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.     Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

     В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение курса отводится 2 часа в неделю. Общее количество часов – 68.

  1. Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- определять место человека в мире;

- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- называть основные свойства воздуха и воды;

- объяснять круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

- правилам гигиены; основам здорового образа жизни;

- правилам безопасного поведения в быту и на улице,

- распознавать основные дорожные знаки;

- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;

- называть потребности людей, товары и услуги;

- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.

Учащиеся получат возможность научиться:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столицы.

  1. Календарно-тематический план

Тема урока

Количество часов

Как устроен мир (7 ч)

1

Природа. Ценность природы для людей

1

2

Человек.

1

3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

1

4

Общество.

1

5

Что такое экология?

1

6

Природа в опасности! Охрана природы.

1

7

Проверочная работа по теме «Как устроен мир».

1

Эта удивительная природа (19 ч)

8

Тела, вещества, частицы. Практическая работа

1

9

Разнообразие веществ.  Практическая работа

1

10

Воздух и его охрана. Практическая работа  

1

11

Вода. Практическая работа

1

12

Превращения и круговорот воды. Практическая работа

1

13

Берегите воду!

1

14

Что такое почва? Практическая работа

1

15

Разнообразие растений.

1

16

Солнце, растения и мы с вами. Практическая работа

1

17

Размножение и развитие растений. Практическая работа

1

18

Охрана растений. Практическая работа.

1

19

Разнообразие животных.

1

20

Кто что ест?

1

21

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». НРК

1

22

Размножение и развитие животных.

1

23

Охрана животных. НРК

1

24

В царстве грибов.

1

25

Великий круговорот жизни.

1

26

Тест №1 по теме: «Эта удивительная

природа».

1

Мы и наше здоровье (10 ч)

27

Организм человека.

1

28

Органы чувств. Практическая работа

1

29

Надёжная защита организма.

1

30

Опора тела и движение.

1

31

Наше питание.

1

32

Наши проекты: «Школа кулинаров». НРК

1

33

Дыхание и кровообращение. Практическая работа

1

34

Умей предупреждать болезни.

1

35

Здоровый образ жизни.

1

36

Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье».

1

Наша безопасность (8 ч)

37

Огонь, вода и газ.

1

38

Чтобы путь был счастливым. Тест №2

1

39

Дорожные знаки. Тест №3

1

40

Наши проекты: «Кто нас защищает».

1

41

Опасные места.

1

42

Природа и наша безопасность.

1

43

Экологическая безопасность.

1

44

Проверочная работа по теме «Наша безопасность».

1

Чему учит экономика (12 ч)

45

Для чего нужна экономика.

1

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики. НРК

1

47

Полезные ископаемые. Практическая работа

1

48

Растениеводство. Практическая работа

1

49

Животноводство.

1

50

Какая бывает промышленность.

1

51

Наши проекты: «Экономика родного края». НРК

1

52

Что такое деньги. Тест №4

1

53

Государственный бюджет.

1

54

Семейный бюджет.

1

55

Экономика и экология. Тест № 5

1

56

Проверочная работа по теме «Чему учит экономика».

1

Путешествие по городам и странам (12 ч)

57

Золотое кольцо России.

1

58

Золотое кольцо России.

1

59

Золотое кольцо России.

1

60

Наши проекты: «Музей путешествий»

1

61

Наши ближайшие соседи

1

62

На севере Европы.

1

63

Что такое Бенилюкс.

1

64

В центре Европы.

1

65

По Франции и Великобритании.

1

66

На юге Европы.

1

67

По знаменитым местам мира.

1

68

Проверочная работа по теме «Путешествие по

городам и странам».

1

      Итого: 68 часов

                     

              Материально-техническая база.

Технические средства обучения

  1. Персональный компьютер.
  2. Ксерокс.
  3. Цифровая фотокамера.

Электронные приложения:

  1. дидактический материал для уроков окружающего мира
  2. уроки -  презентации  
  3. видео - уроки

Наглядные пособия:

1. Таблицы к основным разделам

2. Карты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...