Конспект урока по окружающему миру 2 класс А.Плешаков «Школа России» «Какие бывают животные»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Анна Владимировна Константинова

Цели: обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые); показать зависимость строения животных от их образа жизни.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию; выступать с сообщениями.

Оборудование: анаграммы на доске, картинки с изображением животных разных групп, фотографии, слайды, видеофрагменты, школьные словарики «Животные России», «Птицы России»; у учащихся — стрелки из цветной бумаги, цветные карандаши.

 Задачи урока:
 Предметные умения:

  • Узнавать и называть животных на рисунках учебника. 
  •  Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. 
  •  Приводить, примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).
  •  Классифицировать животных по изученным признакам. 
  • Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям
  • Формировать представление об охране животных

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_konkurs.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 2 класс А.Плешаков «Школа России»

Тема: «Какие бывают животные»

Цели: обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые); показать зависимость строения животных от их образа жизни.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию; выступать с сообщениями.

Оборудование: анаграммы на доске, картинки с изображением животных разных групп, фотографии, слайды, видеофрагменты, школьные словарики «Животные России», «Птицы России»; у учащихся — стрелки из цветной бумаги, цветные карандаши.

 Задачи урока:
 
Предметные умения:

  • Узнавать и называть животных на рисунках учебника. 
  •  Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. 
  •  Приводить, примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).
  •  Классифицировать животных по изученным признакам. 
  • Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям
  • Формировать представление об охране животных

  Ход урока:

1.Организационный момент (1мин)

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Проверка домашнего задания (6 мин)

- Лунтик Вопросик прислал вам письмо с загадками. Отгадайте загадки:

  1. Две сестрицы летом зелены,
    К осени одна краснеет, 
    Другая чернеет. (Красная и чёрная смородина)

  1. Растёт зелёный кустик,
    Дотронешься – укусит. (Крапива)

  1. Что за дерево стоит –
    Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)

  1. Высока, стройна, душиста,
    В небо тянется она.
    Вся одежда золотиста,
    Только шапка зелена. (Сосна)

  1. То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул - облетел! (Одуванчик)

На слайде появляются картинки с угаданными растениями.

 - Ребята, как одним словом можно назвать все предметы, изображённые на рисунках?

 - На какие группы можно разделить все растения?

3. Актуализация знаний

1. Викторина «Какие бывают растения?»

1. Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Травы.)

2. Эти растения имеют листья в виде пластинок. (Лиственные.)

3. Эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стеблей — стволиков. (Кустарники.)

4. У этих растений листья в виде иголок (хвоинок). (Хвойные.)

5. У этих растений от корня отходит один толстый стебель — ствол. (Деревья.)

2. Проверка домашнего задания

(Проверка задания в рабочей тетради.)

— Кто приготовил фоторассказ на тему «Красота растений»? (Ответы детей.)

— Кто подготовил рассказ о растении по книге «Зеленые страницы»?

(Заслушиваются несколько сообщений. Можно использовать КИМы (тест 13, с. 19).)

4. Самоопределение к деятельности (8 мин)

(На доске анаграммы.)

КАУЛШЯГ

ИЖФАР

ЛООКС

ЗАКОСРТЕ

РАМУВЙЕ

— Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока. (Лягушка, жираф, сокол, стрекоза, муравей.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О животных.)

— Прочитайте тему урока на с. 60 учебника. (Какие бывают животные.)

— Что вы уже знаете о животных?

— Что еще хотите узнать?

— Как вы думаете, какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, что говорит об этом Лунтик.

– Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? (Под музыку «В мире животных»)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. А о чём именно, прочитайте на стр.60 (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)

5. Работа по теме урока (10 мин)

Урок наш необычный. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие……

Какое? Попробуйте отгадать…..

Показ слайда картины  Слайд

 Эдвард Хикс. Ноев ковчег.

По легенде, на Ноевом Ковчеге спаслись от потопа по паре всех животных. Что изобразил художник?

Каких животных вы узнаете?

В основу данной картины был положен библейский сюжет о Всемирном потопе. Бог рассердился на людей за их грехи и решил смыть всех с лица Земли Великим потопом. Но до этого он предупредил честного и праведного человека по имени Ной, чтобы тот сделал большой корабль (ковчег) и спас на нем свою семью и по несколько представителей животного мира.

  • Посмотри, каких диких животных нарисовал художник. Назови их. Где они живут?

- В земле, в траве, в воде, в лесу…

- Эти животные называются дикими, потому что они живут в дикой природе, сами по себе без участия человека.

Итак, наше путешествие в мир животных ….

А что вы знаете вообще о животных?

- Какие животные живут под землей?

- Червяки и некоторые пауки живут под землей, муравьи, кроты…

- Как передвигаются животные? 

- Дождевой червяк ползает, улитка тоже ползает, паук ходит и бегает, бабочка летает, щука плавает, лягушка – прыгает и плавает, крокодил плавает, ходит и бегает, аист летает и ходит, лиса бегает и ходит.

- Назовите других животных, которые прыгают, бегают, ходят, ползают, плавают, летают.

- Каких животных вам доводилось наблюдать в природе?

- А каких животных опасно наблюдать в природе?

Зачем нужны зоопарки?

- В зоопарках можно наблюдать за животными, которых опасно наблюдать в дикой природе.

- В зоопарках можно увидеть диких животных, которые прячутся от людей.

- В зоопарках можно изучать животных, наблюдать за их поведением

(Видео животные в зоопарке)

- Ребята, вы рассказали очень много информации. Как вы думаете можно всю эту информацию упорядочить?  Слайд

Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

6 ног

Тело покрыто чешуёй

Тело покрыто перьями

Тело покрыто шерстью

  1. Физкультминутка (2мин)

    По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

Продолжение работы (8мин)

– Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных.

На слайде фотографии лягушки и крокодила.

На слайде ещё два представителя мира животных. Узнали их?

Скажите, к какой группе животных вы их отнесёте.

            - Сегодня мы с вами выясним, к каким группам животных относятся лягушка и крокодил.

 - Одна из двух новых групп животных, с которыми мы сегодня познакомимся называется земноводные.

Почему же земноводные получили такое название? Вслушайтесь в это слово, оно указывает, что животное обитает и на земле, и в воде. (Живут на земле и в воде.)

- Это удивительные существа! В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами. Вырастая, животное переселяется на землю. Посмотрим, как это происходит (видео).

- К земноводным относятся лягушки, жабы и тритоны.

 - Внимательно посмотрите на земноводных и назовите их отличительные признаки. (Четыре ноги и гладкая кожа.) – дополняем слайд

Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

Земноводные

6 ног

Тело покрыто чешуёй

Тело покрыто перьями

Тело покрыто шерстью

4 ноги, гладкая

Чем покрыто тело земноводных? Кожа у них тонкая и влажная, периодически её надо увлажнять, поэтому эти животные любят сырость.

Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется «Пресмыкающиеся». Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили своё название. Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.

 - Назовите отличительные признаки пресмыкающихся. (Четыре ноги или отсутствие ног и тело покрыто роговыми чешуйками).

Заполним до конца нашу таблицу.

Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

Земноводные

Пресмыкающиеся

6 ног

Тело покрыто чешуёй

Тело покрыто перьями

Тело покрыто шерстью

4 ноги, гладкая

4 ноги или отсутствие ног, тело покрыто роговыми чешуйками

  1. Рефлексия (3мин) 

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 63, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

8. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Какая информация была для вас новой?

— Что особенно вам понравилось на уроке?

— Что было трудно?

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 22).

2. Прочитать в книге «Зеленые страницы» рассказ «Похожие, но разные». Сравнить лягушку и жабу.

3. Приготовить сообщение о любом животном.

 Дополнительный материал

Летучая мышь

Летучая мышь — это зверек, который умеет летать и бегать по земле. Летать он даже больше любит. И пищу себе добывает на лету. Как только стемнеет, летучие мыши просыпаются и вылетают на охоту за ночными насекомыми — мотыльками, майскими жуками, комарами. Некоторые летучие мыши едят пыльцу и нектар с цветков. А есть такие — они живут в Америке, — которые сосут кровь животных.

Зрение у летучих мышей плохое, зато у них очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые люди могут услышать только с помощью специальных приборов. Днем летучие мыши спят на чердаках и деревьях, повиснув головой вниз, прикрывшись крыльями, как плащом.

Летучие мыши рождаются слепыми и беспомощными. Первые два месяца малютки живут, крепко вцепившись в мать, и ни на секунду не отрываются от нее: ночью летят вместе с ней на охоту, а днем спят, укрытые материнским крылом-плащом.

Врагов у летучих мышей немного: ночью их могут схватить совы. Зимовать эти зверьки улетают в теплые края, как птицы. Плотно прижавшись друг к другу, они спят в пещере, зацепившись лапками за стены и выступы и повиснув вниз головой.

Летучие мыши

Летают над крышей,

А если хотят,

То летают и выше.

И думает кошка,

Смотря из окошка:

«Как жалко, что я

Не летучая кошка!»

Ю. Воронский

Сова

У совы большая круглая голова и небольшой, как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за ее большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.

У совы отличное зрение. В самую темную ночь с высоты она видит притаившуюся на земле мышку. Днем сова тоже видит, но охотится только ночью. А еще у совы замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши. Сама же она летает бесшумно.

Совы очень любят купаться. Под мелким теплым дождиком они принимают душ. Позабыв обо всем, долго кружатся в воздухе, распушась и развернув веерами хвосты.

Гнезда сова не строит. Если найдет чье-то готовое, подправит немного и займет его. Может устроить гнездо в дупле, в ямке на земле, на камнях. В ее гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуха. Совята появляются не все сразу, а друг за другом. Когда появятся первые птенцы, сова улетает на охоту, а пока ее нет, старшие братья согревают остальных. В гнезде совята сидят, тесно прижавшись друг к другу. Едва оперившись, птенцы вылезают из гнезда. Летать и охотиться они еще не умеют, но в гнездо больше не возвращаются. Писком они сообщают родителям о себе и ждут корма.

Мудрейшая птица на свете — сова.

Все слышит.

Но очень скупа на слова.

Чем больше услышит,

Тем меньше болтает.

Ах, этого многим из нас не хватает!

Еж

Еж — единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что он такой храбрый. Просто еж плохо видит, больше надеется на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную сторону, он не чувствует приближения человека или животного. Не убегает еж и потому, что у него иной способ защиты: почуяв опасность, еж сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иглы. Попробуй-ка подступись!

Впрочем, если бы он захотел убежать, у него все равно ничего бы не получилось: слишком короткие ноги, да и сам он очень неуклюжий. Зато на охоте еж проворен и ловок. Охотится он обычно по ночам.

Летом готовит себе еж гнездо под кустом или под вывороченным пнем. Здесь рождаются ежата. Обычно самки через семь недель приносят до восьми детенышей. Ночью и днем еж таскает в нору сухие листья и мягкий мох — так он готовится к зимней спячке. Спит еж всю зиму до весеннего солнышка.

Светлячки

Сказочно преображается лес, когда в сумерки светлячки зажигают свои фонарики. Под кустами и в траве, тут и там во мраке светятся зеленые огоньки, мерцают, затухая, и ярко вспыхивают.

Яркие малоподвижные огоньки на земле — самки светлячков. Они не умеют летать и в самом деле похожи на червяков — тело длинное, без крыльев. Когда самцы поблизости, их фонарики горят особенно ярко. Живут светлячки в траве, под опавшей листвой, в кустах. Питаются гниющими растениями и мелкими животными.

Светящийся орган — фотофор. Прежде думали, что это светящиеся бактерии, а выяснилось, что это самые маленькие «энергетические станции». Иногда в полете он светится продолжительно и кажется падающей звездой.

Земноводные

В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда же малыши-головастики подрастают, они теряют жабры и начинают дышать легкими, как и все наземные животные.

Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании. Поэтому они не отходят далеко от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.

Все земноводные — хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастики питаются подводными растениями. А вот увидеть, как пьет лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, «пьет» она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходится раскрывать рта для питья.

Весной лягушка мечет в водоемах икру. Прогретые ласковым солнышком, в икринках развиваются зародыши. Вскоре из икринок появляются крошечные головастики, похожие на мальков рыб. У них длинные хвосты и еще нет и намека на ноги. Но вот головастик подрастает, у него появляются сначала задние, а потом и передние ноги. По бокам головы торчит пара ветвистых жабр.

Наконец головастик подрос и собирается выходить на сушу. И теперь с ним происходит удивительное превращение: жабры исчезают, а потом, уже на берегу, пропадает и хвост. Перед нами появляется маленький лягушонок, совсем непохожий на головастика.

Рыбы

Каких только рыб не бывает на свете! Морские, пресноводные, исполины и карлики, опасные для человека и абсолютно безобидные, стайные и одиночки, хищники и вегетарианцы, глубоководные и даже летучие!

На Земле в настоящее время обитает свыше 20 000 видов рыб. В пресных водах России и в прибрежной зоне омывающих ее морей водится не менее 2000 видов. Рыбы — одни из самых древних позвоночных животных. Они были, когда не существовало еще ни птиц, ни земноводных, ни рептилий, ни млекопитающих. Тем не менее каждый год ученые открывают новые виды. И кто знает, встречи с какими еще необыкновенными рыбами ждут нас впереди.

Угадай рыбу

1. Из всех рыб наших водоемов ее считают самой прожорливой. Она обедает не только другими видами рыб, но и своими собратьями. Она утаскивает под воду куликов, зашедших попить, от нее попадает и белкам на переправах в сибирских реках, и водяным крысам. А оказывается, что аппетит у нее обычный — просто переваривает пищу желудок лишь тогда, когда есть надобность. В общем, съедает она не больше других хищников. Ее зубы в старину клали на притолоку двери — это должно было принести счастье. (Щука.)

2. Многие рыбы этого вида начинают свой день, покидая удивительный слизистый спальный мешок, который охраняет их в течение долгой ночи. На постройку своего спального мешка эта рыба тратит около получаса, и столько же ей требуется, чтобы освободиться от него. Ученые предполагают, что слизь мешка крайне неприятна на вкус и запах. Это и предохраняет его владельца от нападений ночных хищников. (Рыба- попугай.)

3. Эта рыба удивляет нас выпуклым, будто вздутым телом, огромными выразительными глазами и длинными плавниками, особенно хвостовым. Чем больше выпучены глаза и чем длиннее хвостовой плавник, тем больше ценится эта рыбка. Окраска может быть разная: оранжевая с металлическим блеском, ярко-красная, бархатно-черная, пестрая. (Телескоп.)

Автор: Константинова Анна Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о водных богатствах.Планируемые результаты:Предметные:Знать:разнообразие водоёмов;части реки;Уметь:различать по происхождению искусственные и естественны...

Конспект урока по окружающему миру "Музей путешествий" (УМК Школа России, 3 класс)

Конспект урока по окружающему мируТема: «Музей путешествий» Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о достопримечательностях и культуре городов мира; формирован...

Конспект урока по окружающему миру "На севере Европы" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание ситуации для знакомства с северными европейскими странами. Планируемые результаты: Предметные: - знать названия стран Скандинавии, их столицы и особенности. - уметь...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое Бенилюкс" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развитие кругозораучащихся, их познавательного интереса. Планируемые результаты Предметные:- знат...