Аукцион знаний по теме "Что и кто?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока  окружающего мира в 1 классе в  форме аукциона знаний по теме "Что и кто?" (программа "Школа России"). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_auktsion.docx901.3 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила

учитель начальных классов

МОУ «СОШ п. Возрождение»

Купцова Ольга Владимировна

Тема: Аукцион знаний  «Что и кто?»

Предмет: окружающий мир.

Класс: 1 класс.

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний детей по разделу «Что и кто?».

Задачи:

  • развивать познавательную и творческую активность;
  • формировать коммуникативные способности и умение вести диалог;
  • воспитывать интерес к учению, к познавательной деятельности, чувство уверенности в своих силах, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 

Тип урока: урок обобщения и систематизации  знаний.

Форма проведения: урок – аукцион.

Используемая технология: игровая  технология

Подготовительная работа: предварительно класс разделен на две команды, выбраны им названия и капитаны. С детьми заранее обговорены правила аукциона и объяснено значение этого понятия. Назначены ассистенты в подсчете баллов. Приготовлен раздаточный и наглядный материал. За неделю детям дано задание - повторить материал.

Образовательные ресурсы: 

Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч.1.-М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель: кн. Для учащихся нач. классов.-М.: Просвещение, 2020.

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».  1 класс. – М.: ВАКО, 2012.

Бут Т.В., Лободина Н.В. Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой. – Волгоград: Учитель, 2012.

Оборудование: раздаточный материал, названия команд и  лотов, гонг и молоток, мультимедийный проектор, экран.

Технологическая карта урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оргмомент. Постановка учебной задачи.  

Слайд 2

Добрый день!  Сегодня мы проводим очень интересный урок!  Мы закончили изучать большой раздел «Что и кто?». Давайте сегодня вспомним и проверим наши знания! Я приглашаю вас на «аукцион знаний»  по окружающему миру.

Ребята, вы знаете, что такое «аукцион»? (Ответы детей)

Если дети затрудняются, еще раз дать определение слову «аукцион» и «лот».

 На продажу выставлены очень ценные лоты. Купить их сможет любая команда. Но только не за деньги, а за свои знания!  

Что вам еще понадобится на уроке? (Ответы детей: внимание, сообразительность, смекалка, дружная работа в команде и др.)

Поможет мне ассистент (называю имя). Он будет вести подсчет баллов. (Если нет ассистента, подсчет ведет учитель).

А я буду  ведущей аукциона.

Приветствуют учителя, рассаживаются на приготовленные места.

Вступают в беседу с учителем

Л: умение организовать себя на уроке,

формирование положительных моментов учения,

ценностные установки, нравственные ориентации 

Актуализация знаний

(«Задание – залог»)

Слайд 3

Слайд 4

Прежде чем мы начнем его, команды должны внести залог. Это  будет доказательство вашей способности участвовать в торгах.

Блицтурнир «Наша Родина»

По очереди я буду задавать вопросы командам. Та, которая даст больше всего правильных ответов, будет первой начинать торги.  Отвечать нужно быстро! Если команда не может дать ответ на вопрос, ход переходит другой команде.  

  1. Как по-другому называется наша Родина? (Российская Федерация)
  2. Что такое «малая Родина»? (Место, где мы родились, живем).
  3. Сколько народов проживает на территории нашего государства? (150)
  4. Какие народы живут в России? (Русские, мордва, татары и т.д.)
  5. Назовите государственный язык  нашей страны. (Русский)
  6. Перечислите государственные символы России. (Герб, гимн, флаг)
  7. Назовите столицу нашей страны. (Москва)
  8. Какие достопримечательности можно увидеть в Москве? (Красная площадь, зоопарк, Кремль и т.д.)
  9. Как называли крепость в старых русских городах? Сейчас это главная достопримечательность столицы. (Кремль)
  10. Самый главный, высший орган государственной власти. (Правительство)
  11. Назовите города нашей страны. (Санкт- Петербург, Самара, Саратов, Нижний Новгород и т.д.)

Итак, в блицтурнире победила команда …. (называю), поэтому она начинает торги.

Сегодня на  «аукционе» у нас представлены лоты:

НЕБО       КАМНИ           РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ       ОПАСНОСТИ

Принимают учебную задачу. Отвечают на вопросы.

К: строить  речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять  свои мысли в устной форме.

3. Проведение «аукциона»

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8,9

Слайд 10

Звучит удар гонга.

Внести первый лот  на продажу! (Ассистент выносит красочно оформленный конверт  «НЕБО»)..

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ будет содержать дополнительный интересный материал, команда получит 2 балла.

– Торги начинаются!

Из конверта достаются таблички с определениями по теме. Команды, в соответствии с очередностью, вступают в диалог. За каждый правильный ответ ассистент выставляет балл на  табло у доски. Лот покупает та команда, которая даст больше всего верных  ответов.

ЗЕМЛЯ

Примерный диалог

1.  Третья планета от Солнца.

2. Имеет форму шара.

1.  Пятая по размеру среди других планет.

2. Вращается постоянно.

1. Есть единственный спутник – Луна.

2. Единственная планета, где возможна жизнь.

СОЛНЦЕ

Примерный диалог

1.  Это звезда.

2. Имеет форму шара.

1.  Огромное по размеру.

2. Находится очень далеко.

1. Оно очень горячее.

2. Его видно днем.  

ЗВЕЗДЫ

1. Огромные раскаленные газовые шары.

2.  Различаются цветом.

1. Самые горячие – голубые.

2. Есть звезды – гиганты.

1. Есть звезды – карлики.

2. Образуют созвездия.

СОЗВЕЗДИЯ  (ассистент раздает командам наборы звезд)

Игра.

Самое известное созвездие вы, конечно же, знаете. Это – Большая Медведица.  Его вы не раз видели на звездном небе.  А теперь вам предстоит  выложить его из звезд, которые вы найдете в конверте.  Кто быстрее и правильнее выполнит задание, получит – 2 балла.  (Показываю картинку с созвездием, затем ее убираю. Дети выкладывают  его, а потом сверяют).

C:\Users\Olga\Desktop\Новая папка (2)\image.jpg

Троекратно отстукиваю окончание торгов. 

Лот достается той команде, которая набрала больше всего баллов.  Если количество баллов одинаковое, дается дополнительное задание:  ребус  

C:\Users\Olga\Desktop\ребус.jpg

Проигравшая команда платит «комиссионный сбор». Один из участников рассказывает стихотворение.  

Торги продолжаются (звучит гонг)!

Выносится «черный ящик» с табличкой  «КАМНИ».

Вашему вниманию предлагается загадочный лот. Его стоимость – 5 баллов.  Купить его сможет та команда, которая по описанию узнает, о каком камне идет речь.  Слушайте внимательно!

  1. команда.

Он часто встречается в природе.  Может быть разного цвета – коричневого, желтого, серого и даже черного. Попадаются камни с рисунком. Этот камень выглядит так, как будто натерт воском. Он довольно легко раскалывается на острые обломки. Поэтому первобытные люди делали из него свои орудия труда и охоты – рубила, скребки, ножи, наконечники  стрел и копий.  (Если ответа нет, рассказываю далее). С его помощью высекали искры для разжигания огня. (Кремень).

2 команда.

Этот камень бывает розового, серого, красного цвета.  Его часто можно увидеть в городах.: им облицованы  стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты  для памятников. Это горная порода, состоящая  из  зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это шпат, полупрозрачные, сверкающие – кварц, черные – слюда. (Если ответа нет, рассказываю далее).  «Зерно»  по-латыни – «гранум». Отсюда и название камня. (Гранит)

После того как команда отгадает камень, он достается из  «черного ящика».  

Троекратно отстукиваю окончание торгов.

 Лот достается той команде, которая набрала больше всего баллов.  Если количество баллов одинаковое, дается дополнительное задание:  составить название камня из перепутанных  букв (МРАМОР)

Знакомятся с правилами игры.

Вступают в диалог. Повторяют пройденный материал.

Выкладывают схему созвездия

Разгадывают ребус

Читают стихотворение

Слушают задание, отгадываю содержимое «черного ящика»

Выполняют дополнительное задание

П: выявлять  особенности объектов;  уметь на основе анализа объектов делать выводы.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: строить  речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять  свои мысли в устной форме.

4. Физминутка

Проигравшая команда платит «комиссионный сбор». Один из участников проводит физминутку для всех.

Выполняют физминутку

К: уметь выполнять физические упражнения по команде

5. Продолжение «аукциона»

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Торги продолжаются (звучит гонг)!

Выносится лот  с табличкой  «РАСТЕНИЯ».  Команды, в соответствии с очередностью, вступают в диалог. За каждый правильный ответ ассистент выставляет балл на  табло у доски. Лот покупает та команда, которая даст больше всего верных  ответов.

– Торги начинаются!

Примерный диалог.

  1. Бывают разных видов.
  2. Очищают и увлажняют воздух.
  3. Дают кислород.
  4. Бывают лекарственными.  И т.д.

Дополнительное задание (5 баллов).

Соотнести силуэт дерева с листом (раздаточный материал). За каждое правильное – по 1 баллу. Оценивается правильность выполнения и быстрота.

Троекратно отстукиваю окончание торгов.  

Лот достается той команде, которая набрала больше всего баллов.

 Если количество баллов одинаковое, дается дополнительное задание: назвать лекарственные растения.

Проигравшая команда платит «комиссионный сбор». Один из участников исполняет песню.

Наши торги продолжаются!

 Вашему вниманию предлагается  следующий лот – «ЖИВОТНЫЕ»  (Ассистент выносит конверт).

– Торги начинаются!

Из конверта достаются картинки с определениями по теме. Команды, в соответствии с очередностью, вступают в диалог. За каждый правильный ответ ассистент выставляет балл на  табло у доски. Если ответ будет содержать дополнительный интересный материал, команда получит 2 балла. Лот покупает та команда, которая даст больше всего верных  ответов.

Примерные диалоги:

НАСЕКОМЫЕ

  1. У всех насекомых 6 ног.
  2. У них бывает 2 или 4 крыла.
  1. Это самый многочисленный класс на земле.
  2. Главный орган чувств – усики.   И т.д.

РЫБЫ.

  1. Тело покрыто чешуей.
  2. Живут в воде.
  1. Бывают речные и морские.
  2. Двигаются при помощи хвоста.
  1. Для дыхания  нужны жабры.
  2. У рыб хорошее обоняние и зрение и т.д.

ПТИЦЫ

  1. Есть крылья.
  2. Тело покрыто перьями.
  1. Большинство птиц умеет летать.
  2. Имеют различную форму клюва.
  1. Есть хищные птицы.  И т.д.

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

  1. Кормят детенышей молоком.
  2. Есть шерсть.
  1. Они теплокровные.
  2. Питаются по- разному.
  1. Дышат воздухом.  И т.д.

Троекратно отстукиваю окончание торгов.

Лот достается той команде, которая набрала больше всего баллов.  

Если количество баллов одинаковое, дается дополнительное задание:  «Кто быстрее?» (отгадать загадку).

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

Проигравшая команда платит «комиссионный сбор». Один из участников  показывает пантомиму  по теме задания.

Торги продолжаются  (звучит гонг)!

Вашему вниманию предоставляется последний  лот -  «ОПАСНОСТИ». Его цена – 5 баллов!

Вам необходимо  создать коллаж из данных  заготовок. Но будьте внимательны! Некоторые  из них лишние!

Ассистент раздает каждой команде лист А3, картинки для создания коллажа, клей и фломастеры.   Дети работают в группе.  После выполнения оценивается правильность, аккуратность, композиция.

Троекратно отстукиваю окончание торгов.

 Лот достается той команде, которая набрала больше всего баллов.   При одинаковом количестве баллов в этом лоте, он  засчитывается обеим командам.

Принимают учебную задачу, вступают в диалог.

Работают с раздаточным материалом, соотносят силуэт дерева с его листом

Исполняют песню

Слушают задание, вступают в диалог

Отгадывают загадку

Показывают пантомиму

Работают в группе над коллажем  

П: выявлять  особенности объектов;  уметь на основе анализа объектов делать выводы.

К: понимание речи других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение владеть диалогической формой речи.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Рефлексия.

Слайд 20

Все лоты проданы! Аукцион завершается! Я благодарю всех участников, ассистента за организованную и быструю работу!

Хотелось бы особенно отметить… (называю учеников, которые работали лучше всех).

Ребята, понравилось ли вам сегодня на уроке?

А что не понравилось?

Были ли у вас затруднения?

 В сегодняшнем аукционе заслужено победила команда (называю команду – победительницу). Приглашаю победителей для вручения  дипломов! (Коллективное фото).

Команда (называю) очень хорошо работала! Но, к сожалению, удача сегодня сопутствовала  другим (Грамоты за участие).

Спасибо всем за работу! Вы молодцы!

Подводят итоги.

Делятся впечатлением об уроке, оценивают себя.  

 

Л: адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;  анализировать эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аукцион знаний. Урок русского языка в 4 классе

Урок закрепление. Аукцион знаний...

Внеурочное занятие "Аукцион знаний"

Внеурочное занятие в рамках проекта "Ключ к здоровью" по теме "Наш организм и вода"...

Аукцион знаний. Прощание с 1 классом.

Как интересно провести родительское собрание. Аукцион знаний в игровой , развлекательной форме покажет родителям успехи  учеников и обозначит задачи на будущее....

Урок-аукцион знаний по русскому языку

Урок для учащихся 4 класса по теме "Части речи"....

Аукцион знаний

Интеллектуальная игра ...

Аукцион знаний по русскому языку

Урок русского языка для 4 класса...

Интеллектуальная игра. Аукцион знаний для начальной школы, 3 - 4 класс

Цели и задачи:• развитие интеллектуальных способностей младших школьников;• воспитание духовно-нравственных качеств личности и сплочение детского коллектива.Оборудование. Жетоны, стол для размещения ж...