Открытый урок "Водные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Плотникова Римма Эдуардовна

Тема: «Водные богатства»

Учебный предмет: окружающий мир

Ф.И.О. учителя: Плотникова Римма Эдуардовна

Класс: 2 «в»

УМК: «Школа России»

Автор программы учебника: А.А. Плешаков, 2019 г., стр. 82 - 85.

Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника «Путешествия»

Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыка), игровой (отгадывание загадок, помощь Муравьишке), проблемно-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная парная, групповая.

Оборудование:

1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение,

2019 г.

2.А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2019 г.

3. Глобус.

4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodnye_bogatstva.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Водные богатства»

Учебный предмет: окружающий мир

Ф.И.О. учителя: Плотникова Римма Эдуардовна

Класс: 2 «в»

УМК: «Школа России»

Автор программы учебника: А.А. Плешаков, 2019 г., стр. 82 - 85.

Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника «Путешествия»

Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыка), игровой (отгадывание загадок, помощь Муравьишке), проблемно-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная парная, групповая.

Оборудование:

1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение,

2019 г.

2.А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2019 г.

3. Глобус.

4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Цель: познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов.

Задачи:

1. Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

2. Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Формировать понятие река и её части.

2. Формировать понятия значимости рек в жизни.

Метапредметные:

Регулятивные.

1. Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

2. Планировать свои действия.

3. Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные.

1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

2. Оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль.

Познавательные.

1. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Личностные.

1. Формирование положительных отношений к учению.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Слайд 1.

- На одной планете дружно жили дети.

Не разоряли гнезда птиц ради нескольких яиц,

Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы,

Травку не топтали, рек не загрязняли!

Все старательно с умом берегли свой общий дом

Под названием Земля, где живем и ты, и я!

- Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего дня.

- Мы продолжаем изучать раздел, который называется «Путешествия» Слайд 2 и сегодня будем дальше путешествовать по планете. Но продолжить путешествие мы сможем только в том случае, если вы докажите, что не утратили знания, полученные в предыдущем путешествии. Давайте это проверим.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Слайд 4-14

Мудрая Черепаха и Муравьишка–Вопросик приготовили для нас электронный тест.

Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности: уровень А – базовый, уровень В – средней сложности, уровень С – повышенной сложности. Задания уровней А и В предполагают один верный ответ, в заданиях уровня С может быть как один, так и несколько правильных ответов.

  Рекомендации по оцениванию результатов:

Каждое верно выполненное задание

уровня А оценивается в 1 балл,

уровня В – в 2 балла,

уровня С – в 3 балла.

80 – 100% - оценка «5»;

60 – 80%  -  оценка «4»;

40 – 60%  -  оценка «3»;

0   -  40%  - оценка «2».

Проверка работы и самооценка. Выполним задания в электронном приложении Результаты отражаются в таблице.

3. Постановка учебной задачи

Звучит мелодия. Слайд 15

 Чтение сказки учителем «Про Капельку»

(на доске прикреплена тучка с Капельками)

- Ребята, начать урок я хочу со сказки .

В большой Тучке жила маленькая Капелька. Было у нее много подружек, которые постоянно куда-то улетали. Как Капелька не просила их рассказать, куда они отправляются путешествовать, всегда в ответ слышала, что еще слишком маленькая. Однажды после таких слов Капелька заплакала и спросила у Тучки: « Тучка, все мои подружки куда-то улетают, расскажи куда?» «Ладно, отпущу и ты всё узнаешь сама. Только обещай, что больше не будешь плакать». Собрались дождевые капли и Тучка отпустила нашу Капельку. Капелька стремительно полетела вниз. Ей было немного страшно, но очень интересно. Во время своего полета она успела поздороваться с рыженьким Солнышком, познакомиться с другими капельками и увидеть много интересного… А вот, что увидела наша путешественница, узнаете, отгадав загадки:

Загадки о водоёмах: Работа на доске.

1.Кругом вода, а с питьём беда (море) 

(Море)

- Правильно ребята, Капелька увидела море. Красивым было море, огромным, но Капелька решила продолжить своё путешествие…и увидела она…

2.Посреди поля
Лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)

 (Озеро)

- Верно, озеро! Обрадовалась Капелька, вода чистая, голубая. Заметила своих подружек- Капелек в озере. Они весело играли, но нашей Капельке захотелось ещё продолжить своё путешествие…

2. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море. (река)

- Да, дети, это река. Понравилась река Капельке. Она продолжила свое путешествие….

3.Он могучий и огромный,
Много в нём морей глубоких.
Глубже и огромней лужи
На земле не обнаружить.
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный ... . (океан)

- Познакомилась Капелька с океаном, и продолжила свой путь….

4.Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной
Ледяной поит водой. (Родник)

 - Весело и задорно порезвилась Капелька с ручейком и продолжила свое путешествие…

6.Сверху ряска,
А наступить – вязко.
Не пройдёшь, не проплывёшь –
Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. (Болото)

-Долго путешествовала капелька ей интересно стало:

- Как одним словом назвать море, реку, озеро, океан, родник? (Водоёмы)

- Богата наша планета водоёмами?

3. Формулировка темы урока

-Кто может назвать тему урока?

- Все эти водоёмы, которые увидела Капелька, называются…как? (слайд16 тема) (Водные богатства)

Постановка целей и задач урока

- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке и чему научимся?

(Узнаем, что составляет водные богатства нашей планеты.

задачи урока) Научимся рассказывать по схеме о частях реки.

Будем учиться замечать и ценить красоту природы.

Ребята,

- Что у меня в руках и у вас на партах (Глобус)

- Что такое глобус? (Модель Земли)

- Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? (Синий, коричневый, жёлтый, зелёный)

- Оттенков какого цвета больше всего? Почему? (Синего. На планете Земля - вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%)

4. Изучение новой темы (решение учебной задачи)

- На какие 2 группы можно разделить водоёмы?

- Итак, болото, море, река, океан, родник как можно назвать их одним словом? Какие это водоёмы? (естественные)

Работа в личных дневниках

- В любом путешествии принято вести личный дневник. В нём вы будете записывать важную информацию. У каждого из вас на парте есть дневник. Откройте его найдите с. 51 задание 1, тему урока «Водные богатства». Запишите в таблице, какие водные богатства нашей планеты имеют естественное происхождение

Естественные водоёмы – реки, озёра, моря, океаны.

- Какие еще бывают водоёмы? (создал человек - искусственные)

- Какие водоёмы относятся к искусственным?

- А это мы узнаем, работая по группам.

Работа по группам

Ребятам каждой группы даётся текст с искусственным водоёмом (водохранилище, пруд, канал). Они работают с ним, потом рассказывают по плану (1.Название. 2.Для чего человек создал)

Рассказы детей

Подведение итога. На слайде текст, с пропущенными словами. Надо вставить.

1.Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди построили запруду. И на этом месте появился _____пруд________. Теперь в нем разводят рыбу и водоплавающую птицу. А еще небольшие их делают для украшения сада или участка около домов, с небольшими фонтанчиками, водопадами и украшают их водяными растениями.

2.Между двумя реками люди прорыли углубление (длинную яму) и пустили по нему воду. Так появился ____канал_________. Теперь из одной реки можно проплыть на теплоходе в другую, сократив путь и использовать воду для полива полей.

3.Люди перегородили реку большой плотиной в том месте, где были высокие берега. Получилась большая и глубокая яма, которая постепенно заполнилась водой. Так появилось _____водохранилище_____, воду из которого люди используют для нужд народного хозяйства.

 Ребята продолжают заполнять таблицу, водные богатства нашей планеты созданы искусственно  (Искусственные водоёмы– каналы, пруды, водохранилища)

5. Физминутка. «А рыбы в море плавают вот так»

- А какие водоёмы Ставропольского края вы знаете? (Ребятам ранее было дано задание найти сообщение о водоёмах Ставропольского края) Приложение 1

(ответы детей – исследовательская работа)

- Посмотрите, сколько различных водоёмов. Но среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке! Воды одного только Тихого океана хватит для нужд человечества на многие годы! Почему человек обеспокоен?

(Дети могут возразить, что в океанах и морях вода солёная, для нужд человека она не пригодна. Человеку необходима пресная вода.)

- А как вы понимаете пословицу: «Не всякая водица для питья годится» (предположения детей)

- Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода не пригодна для питья. В морской воде содержится 35г соли на стакан воды. Это примерно с размер спичечного коробка. Кроме соли, в такой воде растворён йод и различные примеси.

Проведение опыта (сможем ли мы пить морскую воду.  Чистая вода и солёная вода, приближенная к морской)

- Всякая пресная вода безопасна для здоровья человека? И почему мы перешли на употребление бутилированной воды?

- Расскажите, каким образом человек, не задумываясь, загрязняет воды рек и озёр, морей и океанов. (Сточные воды сливаются чаще всего даже без предварительной очистки, разбрасывают мусор)

- Самое удивительное, что очистить отходы не составляет труда - есть прекрасные технологии для этого. Но утилизация стоит денег! Поэтому, скажем, не слишком богатые страны считают строительство заводов по переработке отходов непозволительной роскошью.

Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите  и сохранении этих богатств.(слайд– обращение Путина)

-Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды  сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно.  

      Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы.

      Свой вклад должен внести каждый, от Президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать  участие в экологических мероприятиях.

- Что можем для этого делать мы? (не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу)

Выражения, связанные с водой

- В русском языке много образованных выражений, связанных с водой. Например, “как в воду кануть” – бесследно исчезнуть; ”как в воду опущенный”- имеющий унылый вид и т.д.

 Соедините выражения со значениями.

1. Хранить молчание (Набрать в рот воды).

2. Угадал, правильно предсказал (Как в воду глядел)

3. О полном сходстве. (Как две капли воды)

4. Ничем не проймёшь, все нипочём. (Как с гуся воды)

5. Много времени пришло. (Много воды утекло)

- Вспомните, что вы уже знаете о реках и морях? Сегодня мы об этом поговорим.

- Послушайте стихотворение и попробуйте сказать: как образуются реки?

В день весенний и погожий

Два шумливых ручейка

Лезут под ноги прохожим:

« Где река? Где река?

Мы бежим издалека».

Отвечает им народ:

« Дальше, милые, вперёд».

Разговаривая звонко,

Мчатся дальше вперегонки…

Вдруг пред ними водоём,

Отразилось солнце в нём.

Подбегают к водоёму

Два весёлых ручейка,

Говорит один другому:

« Это вовсе не река.

Попадёшь сюда на горе,

Не увидишь сине море-

Здесь стоячая вода,

Мне не хочется сюда».

Оба в сторону метнулись

И…нечаянно столкнулись,

И слились в один ручей.

Стал он  больше и бойчей.

И опять бегут вперёд.

Вправо, влево, поворот…

Вдруг навстречу выбегает

Ручеёк из-под ворот.

« Где река? Где река?»-

Слышен голос ручейка.

« Сами ищем, сами ищем,

Не нашли ещё пока.

Слейся с нами- так втроём

Мы её быстрей найдём».

Вместе наши ручейки

Мчатся к берегу реки,

Трое- все в одном потоке,

Словно давние дружки.

« Разыскали, пострелята»,-

Улыбается река.

И нырнули вглубь куда-то

Три весёлых ручейка.

И другие мчатся с кручи,

Чтобы стать рекой могучей.

- Как же образуется река?

- Предлагаю вам открыть учебник на с. 83, рассмотреть схему и прочитать о частях реки.

Самостоятельное чтение текста учебника.

6. Первичное закрепление

Работа по схеме «Части реки». (СЛАЙД)

- Как называют начало реки?

- Что такое устье реки?

- Что такое русло реки?

- Как определить левый и правый берега?

- Что такое притоки?

- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

- Как вы думаете, почему текут реки?

Ответы детей:

Это ручейки, ручьи, весной вода бежит в реку, когда тает снег, идут дожди.

Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.

- Каждая река имеет своё название. Какие реки вы знаете?

- Какая река протекает в нашей станице?

- Что вы знаете о происхождении названия реки?

7. Обобщение и закрепление (практическая работа)

Заполнение схемы «Части реки» Выполнение в тетради задания 2 на с.51.

8.Рефлексия. Итог урока

- Наш урок подошёл к концу. Так в чём же богатство воды ? (Нужно бережно относиться к водоёмам. Не загрязнять их. Чистой воды на Земле осталось очень мало. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется.)

Чтение подготовленным учеником стихотворения «Берегите воду»

Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

- Ребята, Капелька закончила свое путешествие. Вам нужно оценить наше путешествие на уроке. Возьмите капельку, соответствующую вашему настроению и прикрепите ее к тучке.

- Я рада, что у вас сегодня многое получилось. Согласно со многими оценками, которые вы себе дали. Спасибо за работу.

9. Домашнее задание

Учебник: с.82-85,тетрадь: с.52, з.4, с.53, з.6

Приложение 1

Сообщение

  • Истоки главных рек Ставрополья в трех географических точках: в высокогорье начинаются Кубань и Терек, в хребтах предгорий - Кума и на Ставропольской возвышенности - Егорлык и Калаус. Ставропольская возвышенность является водоразделом рек, несущих свои воды в Азовское и Каспийское моря.

Сообщение

  • Наибольшее количество озер Ставрополья расположено в Манычской долине. В долине Калауса наиболее привлекательны озера Бешпагирское, Донско-Балковское, Сергиевское, Северно-Калиновское, Лушниковское. Долина Егорлыка начинается озером Сенгилеевским, севернее лежат озера Птичье, Соленое. В предгорье, в районе Кавказских Минеральных Вод, широко известны Тамбуканское Большое, Тамбуканское Малое, Лысогорское Северное, Лысогорское Южное. Известны они, прежде всего, своими лечебными грязями.

Сообщение

  • Искусственные водоемы: водохранилища Егорлыкское, Новотроицкое, Отказненское, Пролетарское, Чограйское, множество прудов и каналов.

Ставрополье не входит в состав озерных территорий России, но, тем не менее, в крае насчитывается около 40 мелких и крупных озер. Это в основном озера-лиманы и карстовые озера.

Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Богатства природы" УМК "Школа 2100"

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Богатства природы" УМК "Школа 2100" 1 класс. Презентация разбита на 4 части, так как насыщена фотографиями. Дополнительн...

Открытый урок "Водные богатства"

Конспект урока 2 класс...

Презентация к открытому уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства" УМК "Школа России"

Презентация разработана к открытому уроку по теме "Наши подземные богатства" УМК "Школа России". Презентация содержит краеведческих материал о полезных ископаемых Воронежской облас...

Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства"

Урок окружающего мира разработан по УМК "Школа России" на основе краеведческого материала Воронежской области...

Открытый урок по теме: «Водные богатства»

Данный урок выбран согласно календарно-тематическому плану с использованием УМК «Школа России» во 2 классе.Тема урока: «Водные богатства».Тип урока: открытие нового знания.Форм...

"Хлеб-наше богатство" - открытый урок по окружающему миру во 2 классе

Цели урока:I. УчебныеОрганизовывать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о культурных растениях.Содействовать осознанию ценности изучаемого материала.Создавать условия для развития умения фор...

Открытый урок по окружающему миру "Водные богатства нашего края"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/20/vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx...