Конспект внеурочного занятия по экологическому воспитанию на тему: «Комнатные растения. Уход за ними» в форме конференции.
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Давыдова Людмила Викторовна

Этот материал поможет учителям начальных классов интересно провести занятие с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

по экологическому воспитанию на тему:

«Комнатные растения. Уход за ними»

в форме конференции.

Автор учитель начальных классов:

Давыдова Людмила Викторовна

2021г

 Тема: «Комнатные растения. Уход за ними»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с комнатными растениями и правилами ухода за растениями.  

Задачи:

- продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;

- подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые организмы, требующие определенного ухода;

- закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

- составить правила ухода за комнатными растениями;

- обучать детей построению высказывания;

- развивать навыки работы по алгоритму;

- воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них ;

- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе..

-развитие функциональной грамотности.

Формирование УУД:

Предметные:  ученик научится: 

  1. распознавать комнатные растения по их внешним признакам;
  2. ухаживать за комнатными растениями;

Ученик получит возможность научиться:

  1. делать выводы из изученного материала.

Универсальные учебные действия:

регулятивные: ученик определяет цель урока с помощью учителя, работает по предложенному учителем плану.

познавательные: ученик понимает содержание прочитанного текста, устанавливает причинно-следственные связи, строит рассуждение,  собирает  информацию, делает выводы.

коммуникативные:  ученик слушает и понимает речь других, обращается  за помощью к товарищу и учителю,  предлагает  помощь и сотрудничество, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

ученик проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

понимает причины успеха в учебной деятельности.

Планируемые результаты достижения учащихся:

- ответить на проблемный  вопрос «Для чего нужно ухаживать за комнатными растениями?»

- научиться ухаживать за комнатными растениями.

Используемые педагогические технологии:

технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения.

Оборудование:

комнатные растения, иллюстрации комнатных растений,   колышки для рыхления почвы, лейка для воды, презентация.

Ход занятия:

I. Определение темы урока, вызов:

- Ребята, посмотрите на слайд, какое время года  изображено на нём? (зима).

- А теперь посмотрите за окно,  что вы там наблюдаете? (пусто, все замерзло, покрыто снегом…)

Несмотря на то, что вместе с зимой приходят к нам метели, вьюги. Сбросили листву и замерзли деревья, кусты , травы. Замерзли, но не умерли. Под мертвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни.  Но есть другая группа растений, которая восполняет этот недостаток это растения, которые цветут и радуют нас своей красотой не только летом, но и зимой.

Эти растения человек выращивает в помещении. Посмотрите  на растения в кабинете.

- Как называется эта группа растений? (Комнатные растения).
- Как вы думаете, ребята, какое отношение имеют комнатные растения к нашему уроку?  

- Вы абсолютно правы.  Мы с вами займёмся изучением правил ухода за комнатными растениями .

II. Организация работы конференции

Учитель. У нас сегодня разговор будет серьезным. И урок наш пройдет в форме научно-практической конференции. Что же обозначает слово, «Конференция»?

 Информация – это сообщение о положении дел.

Пользуясь словарем, я выяснила.  Что конференция, в переводе с латинского языка означает собрание или совещание для обсуждения каких – то вопросов.  А, научно- практическая,  потому что научную информацию мы будем использовать  практически, (на деле) и делать выводы на практике. Для этого мы поделимся на группы.

1-группа - ЛАБОРАНТОВ

2-группа  – ЛАБОРАНТОВ

3 группа - ИНФОРМАТОРОВ 

Давайте вспомним правила работы в группе:

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

На свете существуют 400.000 различных растений. Сотни лет назад во влажных тропических лесах, джунглях или в самых жарких местах нашей планеты - пустынях, жили, размножались, дышали, росли и вымирали различные растения. Человек, чья душа всегда тянулась к прекрасному, решила приблизила природу к себе, и начал человек приручать дикорастущие растения в горшочки. Это требовало много усилий, не всегда эксперименты были удачными.

Задание для лаборантов 1 группы. Изучить текст (Приложение 1)  и познакомить участников конференции с правилами рыхления почвы комнатных растений, оформив на листе.

Задание для лаборантов 2группы Изучить текст (Приложение 2)  и познакомить участников конференции с правилами полива комнатных растений, оформив на листе.

Задание для информаторов. Найти информацию о растениях в классе. Источники: интернет, энциклопедии, атлас-определитель  «От земли до неба». Сделать надпись на цветочном горшке: название, родина происхождения.

III. Теоретическая часть конференции

Слово лаборантам. Что нужно сделать для  того, чтобы правильно посадить цветок.

Нам нужен горшочек с дыркой

Камешки, песок, пепел, хорошая земля.

Чтобы ваше растение было красивым и хорошо росло,           запомните основные правила

Выступление групп со своими правилами.

IV. Практическая  работа. Организует показ своей работы 1 группа лаборантов

- Растения, стоящие перед вами ждут нашего ухода. Для выполнения работы по рыхлению почвы нам нужен колышек, он перед вами. Но Вы  должны соблюдать следующие правила при работе  колышком для рыхления.

Знакомство с правила техники безопасности при работе  колышком для рыхления:

1. Опасности в работе:

  • травма рук;
  • травма глаз.

 2. Что нужно делать во время работы:

  • работать с колышком аккуратно;
  • передавать колышек только тупой частью вперед;
  • нельзя поднимать колышек высоко.

3. Что нужно сделать по окончании работы:

  • вымыть инструмент.

4. Что нужно делать при получении травмы:

  • при получении травмы немедленно обратиться за медицинской помощью.

Засучите рукава, наденьте фартуки и помните, что во время работы нельзя толкаться, разговаривать громко, становитесь так, чтобы всем было удобно и всё хорошо видно, уважайте друг друга

Потрогайте почву в цветочных горках. Какая она на ощупь?

- Почва твердая.

- Посмотрите, как нужно рыхлить почву в цветочных горшках:

  • Горшок с растением я беру двумя руками и ставлю в так, чтобы мне было удобно рыхлить почву.
  • Беру колышек для рыхления и начинаю рыхлить осторожно возле стенок горшка на глубину 1, 5 см. Она у вас отмечена на колышках.

- Учащиеся самостоятельно рыхлят почву в горшках с комнатными растениями, учитель проходит и помогает детям в работе.

- Какой  стала почва в горшке после рыхления?

-  Почва стала  мягкой (рыхлой).

Практическая  работа . Организует показ своей работы 2  группа лаборантов

Учащиеся показывают как правильно нужно поливать растение и вытирать пыль с листьев.

Практическая  работа. Организует показ своей работы 3  группа  информаторы

Учащиеся рассказывают о комнатных растениях, которых находятся в классе. Приклеивают наклейки на цветочные горшки (название и родина растения)

V.  Итог занятия:

1. Какие виды полива вам знакомы? ( в землю горшка, в поддон)

  1. Приведите примеры растений, которые требуют данные виды полива. ( в землю – герань, фикус, кротон, в поддон – фиалка, алоэ, каланхоэ)
  2. В какое время суток лучше поливать растения зимой, летом? ( летом – вечером, зимой – утром)
  3. Какова температура воды для полива? ( 23-24 градуса)
  1. Какие инструменты необходимы для рыхления почвы? ( заостренные палочки, рыхлители)
  2. Чего необходимо опасаться при рыхлении почвы? ( Не повредить корни растений)
  1. С помощью каких инструментов необходимо удалять пыль с:

     –гладких крупных листьев   ( влажной тряпочкой или губкой)

     - с ворсисвых листьев и кактусов ( сметать кисточкой)

     -  с мелких листьев    ( опрыскивать  сифоном)

  1. С помощью каких инструментов можно произвести удаление сухих листьев  с комнатных растений?  ( листья – ножницами, ветки – ножом)

.

VI. Рефлексия

«Букет настроения»

- Ребята, в начале мероприятия я вам раздала цветочки красные, желтые  и голубые. Давайте положим эти цветочки перед собой, и если вы довольны своей работой на уроке, то вы берёте красный цветок, жёлтый – я работал хорошо, но умею ещё лучше, синий - работа не получилась, не доволен собой.На доске изображено комнатное растение, но оно ещё не расцвело. Сейчас вы прикрепите свои цветы к этому растению,  и оно порадует нас  своим цветением.

Спасибо всем за плодотворную работу.

·        Я срезала цветок - он погиб

·        Я поймала бабочку - и она погибла у меня на ладони.

·        И тогда, я поняла, что прикоснуться к красоте…

Можно только сердцем…

Мы частица природы. И не зря первыми Господь БОГ сотворил – растения, а уж на 6 день – человека. Может, все- таки, для того, чтобы мы могли оценить чудесный и красивый свет, который сотворил мир растений. Потому, что каждый цветок нам на радость. Каждое растение – для нашего добра. Каждая травинка, для нашего здоровья. Вы лишь присматривайтесь, запомните, хорошо выучите. Познайте природу- это вам нужно, чтобы вы не заблудились в этом свете, а счастливо и радостно жили.

Помните:

         ЧТО ПРИКОСНУТЬСЯ К ПРИРОДЕ  МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ!

Приложение 1 

Нужно ли рыхлить землю у комнатных цветов?

В жаркое лето, особенно если длительное время нет дождей, очень важно рыхлить почву в саду и не только для того, чтобы избавится от сорняков, которые растут при любой погоде, но и для повышения газообмена в верхнем слое почвы и для сохранения влаги.

Рыхление почвы обеспечивает хорошее снабжение овощных культур основными элементами питания. Для увеличения урожая таких растений необходимо чаще рыхлить почву.

Если почва тяжелая по механическому составу, то очень быстро верхний слой покрывается твердой коркой и влага из нижних слоев почвы быстро подымается по многочисленным трещинам и капиллярам на поверхность, где испаряется.

При сильном уплотнении почвы и наличии корки на ее поверхности нарушает процессы газообмена воздуха в верхнем слое почвы – корни задыхаются, не получая необходимого кислорода.

Рыхлят почву не глубже, чем на 1— 1,5 см и только у стенок горшка, чтобы не повредить корней, близко расположенных к поверхности.

Если не рыхлить почву растение не только задыхается, еще страдает от черной ножки.

Постоянное рыхление почвы в горшке разрушает трещины и капилляры в верхнем слое почвы, в результате верхние слои почвы становятся воздухопроницаемыми, испарение влаги из земли уменьшается, влага остается в земле.

2 группа лаборантов. Вспомнить или  познакомиться с текстом о правильном поливе комнатных растений и представить классу.

Приложение 2

Правила  полива комнатных растений

1. Обеспечьте дренаж

Важным условием в правильном обеспечении растений влагой является наличие дренажного слоя и отверстия в цветочном горшке.

  • Снизу горшка следует сделать дренажное отверстие, а горшок ставить на поддон. Н
  • На дно горшка насыпать слой дренажа, для этого идеально подойдет керамзит, глиняные или керамические осколки, крупнозернистый песок, битый кирпич и т.д.

При этом поливная вода не будет застаиваться в субстрате, а значит, не навредит корневой системе растений, так как при длительном контакте корней с водой может наблюдаться их загнивание.

2. Лучше «недолить» или «перелить»

И недостаток, и переизбыток влаги может оказаться губительным для растений. При этом бывает сложно определить причины увядания, ведь в обоих случаях первичные признаки одинаковые. Различия можно выявить после полива увядшего растения.

  • Если листья становятся упругими, то наблюдался недостаток влаги. Чтобы спасти сильно пересушенное растение, следует опустить горшок в емкость с теплой водой на несколько минут, до полного выхода пузырьков воздуха. Затем достать горшок и подождать пока стечет лишняя вода. Постараться больше не доводить это растение до такого стресса. 
  • При излишнем поливе листья будут вялыми, в дальнейшем могут начать коричневеть, гнить или опадать, а на поверхности субстрата появиться плесень. С переувлажненным растением будет больше хлопот. В таком субстрате его не следует оставлять, а срочно извлечь из горшка вместе с земляным комом. Убрать подгнившие корни, если таковые имеются. Далее завернуть ком в бумагу и оставить до высушивания. Если влаги очень много, следует предварительно пропитать ее тканью. Затем растение пересадить в другой горшок со свежим субстратом.

3. Поливайте отстоянной и талой водой

Вода, предназначенная для полива комнатных растений, должна иметь определенные качества:

  • быть достаточно мягкой и слабокислой. Понять, что вы используете для полива слишком жесткую воду можно по образовавшемуся белому налету на поверхности субстрата и стенках горшка. Если вовремя не принять меры, это может привести к хлорозу листьев или другим заболеваниям. Смягчить воду можно отстаиванием, добавлением древесной золы, торфа или щавелевой кислоты, а также специальными химическими препаратами.
  • содержать большое количество кислорода и элементов питания.
  • иметь комфортную температуру. Лучше использовать воду, температура которой составляет на 2-3 °С выше комнатной температуры воздуха. Поливать слишком холодной или горячей водой нельзя, так как это отрицательно отразится на состоянии растений.
  • быть некипяченой. Низкое содержание кислорода в прокипяченной воде растениям точно не понравится.

Можно считать обычную водопроводную воду оптимальной, если предварительно ее подержать в открытой емкости не менее 2 суток, при этом из нее улетучится хлор и некоторое количество извести.

Рекомендуется иногда побаловать своих комнатных любимцев и поливать их чистой талой водой. Тогда они порадуют пышным цветением или обильной листвой.

  • Наберите снег в емкости, подождите, пока он растает и процедите.
  • Не следует брать снег на территории города или вблизи больших трасс, ведь здесь он может содержать огромное количество вредных примесей.

4. Придерживайтесь постоянного режима полива

Соблюдайте стабильность полива, то есть для каждого растения придерживайтесь определенной периодичности и обилия полива.

Приложение 3.  

Декоративно -  листовые  отличаются от обычных цветов  красивыми разноцветными резными листьями. Они бывают вьющими, их можно подвешивать .

ХЛОРОФИТУМ – изящное декоративно – листовое, розеточное растение с длинными узкими листьями и длинными цветоносами, на которых цветут мелкие цветочки. Это наилучший очиститель воздуха.

КОЛЕУС – родина Африка и Азия, цениться за удивительно окрашенные листья. Цветет мелкими, голубыми  цветочками . Колеус прекрасно растет при ярком солнечном освещении. Легко переносит жару. Этот цветок  нужно часто поливать. Каждую неделю подкармливать удобрениями. А зимой  обрезать под корень, оставляя 3-4 почки.

 

  ТРАДЕСКАНЦИЯ  – быстро растет в тени и на солнце. Очень  много видов этих растений. Традесканцию нужно часто подкармливать минеральными удобрениями. Этот цветок нужно каждый год обновлять  . Традесканция зебровидная  требует хорошего освещения  и поливать её  мягкой водой.

Учитель. Какие растения вы запомнили. Что же  узнали наши научные информаторы о декоративно-цветущих растениях.

 ПЕЛАРГОНИЯ - семейство гераниевых,  Родина – Южная Африка. Это светолюбивое растение, требует частого полива. Размножается черенками, только в парниковую землю. Используют в медицине,  парфюмерной и кондитерской промышленности

Бальзамин

Бальзамин - чрезвычайно неприхотливое многолетнее растение со светло-зелеными травянистыми сочными стеблями. Образует пышные кустики с некрупными, слегка морщинистыми темно-зелеными листьями овально-сердцевидной формы. Цветы чаще ярко-розовой окраски, за что растение повсеместно называют «огоньком».

Родом бальзамин из тропической Африки. Есть разновидности с белыми и красными цветками.

Молодые растения цветут очень обильно все лето и в начале зимы, если стоят на светлом окне теплой комнаты. В прохладном помещении листья опадают, а весной вырастают новые. Бальзамин растет в любой земле, но предпочитает очень питательную, содержащую много перегноя. Летом растение поливают обильно, а зимой, в период отдыха, - умеренно. С трехлетнего возраста бальзамины теряют способность обильно цвести, и их надо заменять новыми, молодыми, выращенными из черенков. Многие цветоводы не знают этого и часто держат на окнах старые кусты, на которых изредка появляются отдельные цветочки. Черенки довольно легко укореняются с весны до конца лета, но обязательно под стеклом.

Приложение 4

Образец памятки, которая будет висеть в классе и дома.

1. Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие.

2. Почти все комнатные растения привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы. Поэтому их весь год держат в теплых помещениях.

3. Поливай растения водой комнатной температуры летом каждый день, зимой - реже, но следи, чтобы почва в горшках была влажной.

Кактусы летом поливай через два-три дня, а зимой - один-два раза в две недели. Поливай их из лейки сбоку, а не сверху.

4. Палочкой рыхли почву на поверхности, чтобы к корням поступал воздух.

5. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушёнными опрыскивай водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-практикум "Комнатные растения. Уход за ними"

Цель:   Развивать интерес к комнатным растениям; Задачи: - Продолжать обучать детей описывать растение, выявляя различия и сходства по характерным признакам; -Воспитывать у детей б...

Конспект внеурочного занятия по этическому воспитанию с подготовительной группой детскогосада.

Данное занятие проведено в рамках семинара по этическому воспитанию "Этическое воспитание школьников - актуальная проблема воспитания".В этом занятии были задействованы воспитанники МДОУ "радуга" - бу...

План-конспект внеурочного занятия «Веселый английский» 1 класс Тема: Моя семья

Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в рабочий процесс...

План-конспект внеурочного занятия (ФГОС) «Экологические связи неживой и живой природы. Растения и животные нашего края»

Систематизировать и расширять знания учащихся о природе родного края. Формирование интереса к изучению флоры и фауны региона и её значения в жизни человека, формирование экологической культуры...

Конспект внеурочного занятия по патриотическому воспитанию

конспект занятия по патриотическому воспитанию кружка "юный патриот" на тему "Красная площадь-сердце нашей родины"....

Конспект внеурочного занятия на экологическую тематику

Занятие направлено на воспитание бережного отношения к окружающей среде...