План-конспект внеурочного занятия (ФГОС) «Экологические связи неживой и живой природы. Растения и животные нашего края»
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Митронина Валентина Николаевна

Систематизировать и расширять знания учащихся о природе родного края.

Формирование интереса к изучению флоры и фауны региона и её значения в жизни человека, формирование экологической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект внеурочного занятия (ФГОС)

«Экологические связи неживой и живой природы.

Растения  и животные нашего края»

Подготовила и провела:  Митронина Валентина Николаевна,                          учитель начальных классов МОБУ «Б-Сыресевская СОШ» Ичалковского района Республики Мордовия.

Цель: Систематизировать и расширять знания учащихся о природе родного края, формирование интереса к изучению флоры и фауны региона, ее значение в жизни человека, формирование экологической культуры

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию из всех источников;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-формировать коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

-развивать навыки самооценки и самоконтроля

Планируемый результат: уметь ориентироваться в растительном и животном мире родного края, умению определять основные признаки лиственных и хвойных растений региона, культуры поведения в природе

Основные понятия: флора, фауна.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный и демонстрационный материал,  рисунки детей по экологическим проблемам ОКРЕСТНОСТЕЙ СЁЛ Селищи, Папулево, Берегово-Сыреси, план Б-Сыресевского сельского поселения Ичалковского района Республики Мордовия, карта России, презентация «Наш край».

Ход занятия

I.  Организационный момент.

Звучит фонограмма пения птиц. В зал входит Красная Шапочка.

Здравствуйте, гости!

Здравствуйте, дети!

Здравствуйте, все!

На всём белом свете!

Здравствуйте, реки, деревья, цветы,

Солнышко, здравствуй, поярче свети!

Здравствуй, Природа,

Для всех ты нас - Мать,

Должны тебя люди любить, уважать.

Чтобы жилось хорошо на планете,

Чтобы на ней были счастливы дети!

Выбегает Волк, пряча за спиной цветы.

Здравствуй, Красная Шапочка! Это тебе! (протягивает цветы)

Крас. Шап.  Но зачем мне столько цветов?

Волк.  А это для того, чтобы тебя порадовать!

Крас. Шап. Мне жаль эти цветы… Они скоро завянут и никому не будут нужны. Если хочешь знать, Волк, я люблю только живые цветы, которые растут на полях и лугах. Они улыбаются и даже говорят со мной.

Волк. Ерунда! Цветы не могут разговаривать.

Крас. Шап. Ничего не понимаешь, Волк! У тебя, наверное, сердца нет!

(Отворачивается от него).

Волк. Этой Красной Шапочке никак не угодишь!

Чтобы ещё придумать, чтобы подружиться с этой чудесной девочкой?

(Уходит в лес, возвращается и тащит ёжика с собой)

Волк.  Красная Шапочка, у меня для тебя сюрприз!

Крас. Шап. Что за сюрприз? Обожаю сюрпризы.

Волк.  Я Ёжика для тебя в лесу поймал! Настоящего!

Крас. Шап.  Отпусти его, немедленно! Ну, пожалуйста, у него ведь в лесу остались маленькие ежата. Они пропадут одни.

Волк. Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ёжиков ловят, приносят домой. Даже дают им молоко и конфеты.

Крас. Шап. Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают. Беги, Ёжик, в свой родной лес.

Волк. Как уже домой? Я же его ловил, старался, хотел с ним поиграть.

 -  Что можно сказать о поведении сказочных персонажей?

 - А вы знаете правила друзей природы?

 - Дети по очереди называют правила.

                                                          Беседа
        Человек живет среди природы. Нет на свете человека, который бы не любил природу, не любовался ее голубым, ясным небом, цветущими лугами, огненными закатами. Природа всегда манит нас своей неповторимой красотой, она то ласковая, то суровая, но всегда это неповторимое чудо! И, конечно, каждому человеку близка и дорога природа своего родного края. 
         А в чем особенность природы нашего края? Какая она? (ровная поверхность, местами холмистая, реки и речушки, леса и перелески, глаза озер, огромные просторы). 

          В нашей природе удивительно сочетание тишины, нежности и огромного размаха. И неудивительно, что природа средней полосы постоянно привлекала к себе внимание художников, музыкантов, поэтов и свое восхищение ее красотой они выражали в своих произведениях.

А теперь послушайте, как о красоте родной природы писал наш земляк поэт Н. Языков.
Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее.

II. Основная часть

        Предлагаю вам, не теряя времени, отправиться в путешествие  в природу  нашей местности. Для этого мы воспользуемся картой-планом нашего Б-Сыресевского сельского поселения. Обратите внимание, на этом плане обозначены все сёла. Найдите свои населённые пункты. Посмотрите, что окружает: речки, озёра, луга, лес.

Во время заочной экскурсии мы совершим несколько остановок. Вы готовы?

Познакомимся с планом путешествия по  нашей местности (на доске).

Итак, в путь!

Выступления детей в сопровождении презентаций.

1 остановка – «Луг – природное сообщество»

Шунихина Арина

         Я хочу рассказать про природное сообщество “Луг”. Луга располагаются поблизости рек и озер. Растительный мир наших лугов  очень богатый, потому что каждый год  луга заливает Алатырь.  Некоторые растения я  сама узнала, это ромашка, колокольчик, василёк, клевер, чистотел, одуванчик, пастушья сумка. А  некоторые определяла по справочнику:  лапчатка, гравилат, нивяник.

        Среди них встречается много медоносных, кормовых, лекарственных растений, а также ядовитые экземпляры.

        Ещё  много разных травянистых растений, которые являются кормом для диких и домашних животных. Там пасутся стада коров, овец.

Пискайкин Вадим (продолжает)

На первый взгляд может показаться, что на лугах никто не живет, но это совсем не так. Достаточно прислушаться, и можно услышать мерный гул – это многочисленные насекомые живут своей обычной жизнью:

  • пчелы без устали добывают цветочный нектар;
  • быстрые стрекозы охотятся на разных мошек и комаров;
  • всеядные муравьи заняты благоустройством своего муравейника;
  • жук-могильщик, внешне очень похожий на шмеля, ловко прячется от врагов, и все время занят поиском пищи.

Луговые птицы, как правило, небольшие, с пестрым оперением, которое сливается с разнотравьем. Форма их тела – обтекаемая, чтобы можно было легче пробираться через густую траву.

         Среди животных природного сообщества “Луг” очень много различных грызунов, для которых луг является отличной кормовой базой. Тут можно встретить зайца, крота, мышку, лису, барсука.

2 остановка – сообщество «Водоёмы  нашего края»

  Пискайкина Алина

        Наш  край богат и водоёмами.  Главным нашим водоёмом мы считаем реку Алатырь.

У Алатыря есть два притока:  Нуя и Селеёвка. А  стоит только перейти по красивому мосту через Алатырь, впереди до самого леса простирается красивый луг. Там можно встретить много маленьких, но очень красивых озёр: Щучье, Ягодово, Пичерка, Песчаное, Мохнатое, Малая Инерка. Малую Инерку  у нас в народе называют Богдан-эрьке. Когда-то давно это озеро принадлежало барину по имени Богдан. На  берегу этого озера  был маленький завод, где готовили вар дёготь.

Наши озёра  богаты водной и околоводной растительностью. На берегу и на мелководье можно встретить такие растения: тростник, рогоз, камыш, стрелолист, сусак, частуха, ежеголовник. На глубине более метра обитают водные растения: кувшинка белая (ее неправильно называют белой лилией) и кубышка желтая (ее неправильно называют кувшинкой). Корни этих растений находятся на дне водоемом, а листья и цветы плавают на поверхности. На поверхности плавает и небольшой водяной папоротник – сальвиния. Это редкое растение, занесенное в Красную книгу. Также занесен в Красную книгу чилим – водяной орех. Гораздо более распространенным растением является ряска – одно из самых крохотных цветковых. В поверхностном слое воды растут наяда, рдест, роголистник. Также в толще воды обитают одноклеточные водоросли.

Миронова Олеся (продолжает)

        Животные, обитающие в водоемах это беспозвоночные, например, клопы-водомерки, жук-плавунец, пиявка, рак, личинки комаров и других насекомых, моллюски: беззубка, прудовик, катушка, различные микроорганизмы.

         Рыбы наших водоемов: карась, линь, плотва, голавль, сазан, язь, густела, щука, окунь, судак, сом и многие другие виды. Земноводные и пресмыкающиеся водоемов: различные виды лягушек и их головастики, водяной и обыкновенный уж, гадюка.

      С водоемами тесно связана жизнь многих птиц: здесь кормятся и гнездятся у воды утки, гуси, цапли, зимородки. В водной и околоводной среде обитают такие звери как бобр, выдра, норка, ондатра.

        В целях сохранения наших водоемов, некоторые из них объявлены памятниками природы. Среди них озеро  Малая Инерка.

3 остановка – «Лес – природное сообщество»

Ширяева Дарья

      “Лес” – удивительное природное сообщество, которая включает в себя большое количество видов животных и растений. И все они связаны друг с другом.

       В лесу хорошо наблюдаются ярусы: деревья, кусты, травы.  Самый верхний ярус занимают крупные и высокие деревья. Все деревья стараются как можно больше вытянуться вверх, чтобы получить больше солнечного света.  Под высокими деревьями располагается средний ярус: кустарники (подлесок). Затем следует нижний ярус: различные травы, мхи.

        В нашем лесу растут  хвойные деревья: сосны, ели. Встречаются и берёзы,  липы, тополя, дубы.   Из кустарников я видела  шиповник, смородину, малину, жимолость, ежевика. К невысоким лесным растениям относятся папоротники, земляника, черника. Также в лесу растет много мхов и грибов.

      В нашем лесу очень много животных. Там живут   медведи, волки, лоси, олени, лисы, зайцы, ежи, белки, кабаны. В лесах очень много больших и мелких грызунов, различных птиц. Но больше всего в лесу разных  насекомых.

        Я считаю, что лес – это самое главное  и самое красивое чудо нашей природы.  Не зря же наш лес находится под охраной и является национальным парком.

Музыкальная физкультминутка «Танец маленьких утят». Презентация.

III. Закрепление.

4 остановка – Привал.

За время нашего путешествия мы узнали, что природа нашего края очень красива и разнообразна. Познакомились  с флорой и фауной разных сообществ нашей местности.  И, конечно, заметили, что некоторые представители природы требуют особого внимания или, быть может, охраны.

Составим Жалобы от имени растений или животных в «Лесную книгу жалоб».

Работа в группах.

А теперь проверим, как хорошо вы знаете природу нашего края. Я предлагаю «Свою игру «Природа нашего края».

Соревнования между двумя  командами «Экологи» и «Друзья природы».

IV. Итог занятия.

V. Рефлексия «Дерево успеха»

          - Наше занятие подошло к концу. Что больше всего вам запомнилось и понравилось?                                                                                                                                                  

- На доске вы видите изображение букета, листьев у него много, а вот цветов нет, и какой-то он невеселый, давайте мы его украсим цветочками-смайликами. Ребята, а вы знаете, что это такое смайлик?

(Смайлики – это условное изображение лица, выражающее эмоции: радость, равнодушие, недовольство).

- Вот какое у вас сейчас настроение, такой смайлик вы ему и подарите. Первый смайлик прикреплю я. Я снимаю защитную пленку со скотча и креплю цветок. Он у меня улыбается, потому что мне было очень приятно с вами общаться и работать. А теперь ваша очередь крепить смайлики.

- Вот такой у нас получился красивый букет, большинство цветочков улыбаются, а это значит что в основном у всех хорошее настроение.

Тренинг «Сотвори солнце в себе»

         В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, Возьмитесь за руки и представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем – всем. Почувствуйте тепло друг друга. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу.

         Откройте глаза и  подарите лучики вашего добра всем окружающим: животным, растениям, людям, друг другу, гостям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ Экологические связи неживой и живой природы.

Слайд 2

НАШИ ЛУГА

Слайд 3

Луговые растения . крапива белена чёрная чистотел большой золототысячник обыкновенный пижма

Слайд 5

НАШИ ВОДОЁМЫ

Слайд 9

Щука , Окунь , C удак , Карась , Голавль . Обитатели наших водоймов

Слайд 10

НАШ ЛЕС

Слайд 11

Какие растения растут в лесу? деревья кустарники травянистые растения мхи

Слайд 13

Обитатели леса. сова кабан лисица соболь кукушка лось заяц дятел ёж медведь белка

Слайд 14

ПРИВАЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе на тему: «Как связана неживая и живая природа?»

Цель: научить детей устанавливать связи неживой природы и живой.Задачи: обсудить с учащимися связи неживой и живой природы, способствовать развитию умений сравнивать объекты живой и неживой прир...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Как связаны неживая и живая природа" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Как связаны неживая и живая природа?» Цели деятельности учителя:дать ученикам общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы;развить мышление,...

план- конспект по внеурочному занятию

план- конспект по внеурочному занятию...

план- конспект по внеурочному занятию

план- конспект по внеурочному занятию (2 класс)...

План конспекта по внеурочному занятию 3 класс

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯТема: «Урок мужества». Время помнит Чернобыль. Кубанские ликвидаторы на Чернобыльской АЭС....

План-конспект урока по окружающему миру. 3 класс. Человек - часть живой природы.

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. Человек - часть живой природы....

План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру(экология: природные связи) + дорожная карта к нему

План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру(экология: природные связи) + дорожная карта к нему3 классПродукт проекта(изделие): памятка "Я - эколог"...