Урок Окружающего мира 1 класс " Почему Солнце светит днём, а звезды ночью?"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Холмогорова Елена Андреевна

Конспект урока

Окружающий мир

1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_solntse_svetit_dnyom_a_zvyozdy_nochyu.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Холмогорова Елена Андреевна учитель начальных классов, первая квалификационная категория, МОУ СОШ с. Беклемишево

Читинского района Забайкальского края

Открытый урок в рамках конкурса «Учитель года» - 2 этап

Предмет: Окружающий мир

УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 1 класс 2 часть,

 автор А.А.Плешаков, 2017 г.

Тема урока: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

Место урока в теме:1-й  урок в разделе «Почему и зачем?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель (для учителя): 

формировать первоначальные представления  о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.

Задачи урока (для учителя):

  1. Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.
  2. Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.
  3. Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.
  4. Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.

Планируемые достижения обучающихся:

Предметные:

  • иметь представление о звёздах;
  • сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;

Метапредметные:

регулятивные:

  • ставить учебные задачи под руководством учителя;
  • планировать учебную деятельность;
  • удерживать цель и задачи в течение урока;
  • оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;

познавательные:

  • осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;
  • моделировать звёзды;
  • наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;
  • установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;

 коммуникативные:

  • строить монологические высказывания;
  • работать в парах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).

Личностные:

  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование к уроку: учебник, электронное приложение к учебнику на CD, атлас-определитель «От земли до неба», пластилин для моделирования звезд, тест.

Технологическая карта урока

Этапы урока;

задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

 

Учиться извлекать необходимую информацию;  уметь отвечать и задавать вопросы по изучаемой теме

Приветствие детей.

Мальчик и девочка одеты в костюм звездочётов.

- Как вы думаете, почему назвали их звездочётами?

- А как называется наука и учёные, изучающие космос?

- Где можно узнать значение данных слов?

- Сегодня на уроке мы тоже выступим в роли астрономов.

- А можем ли мы увидеть звезды невооружённым взглядом?

- Хорошо ли они будут видны?

- Какой прибор используется для наблюдения за звездами?

- Когда лучше всего наблюдать звёзды? Почему?

-  А только ли ночью светят звёзды?

- Что бы вы хотели узнать о  звёздах?

Ответы детей.

Ответы детей.

В толковом словаре.

Звездочёт читает определения из словаря: «астрономия», «астроном».

(Приложение 1)

Ответы детей.

Ответы детей.

- Телескоп.

Звездочёт читает определение из толкового словаря: «телескоп»

(Приложение 2)

- Наверное, ночью.

Ответы детей.

Вопросы детей.

Познавательные

(логические)

Познавательные:

Информационные

(поиск и извлечение информации)

Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)

Целеполагание

 Учиться, исходя из темы урока, определять под руководством учителя цель, учебные задачи, планировать свою деятельность на уроке

- Откройте учебник на стр. 31.

- Какой новый раздел начинаем изучать?

- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?

- С какой целью?

- Прочитайте тему урока.

- Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать?

- Для того, чтобы изучить тему мы будем двигаться по плану, который расположен у вас на столах.

- «Почему и зачем?»

Ответы детей.

- Чтобы получить новые для себя знания; выяснить причины

- Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

Под руководством учителя дети определяют учебную задачу: узнать и выяснить причины видимости солнца и звёзд в разное время суток.

Дети под руководством учителя намечают план предстоящих учебных действий:

1. Узнать, что такое звёзды.

2. Определить сходство и различия звёзд.

3. Установить, почему солнце светит днем, а звёзды ночью.

4. Ответить на вопросы и оценить свои достижения на уроке.

Познавательные

(информационные)

Коммуникативные (высказывания детей)

Познавательные (умозаключение)

Регулятивные

(принятие  цели и постановка задач урока)

Регулятивные (планирование действий)

  1. Операционно- познавательный этап

Развивать умения извлекать и интерпретировать информацию;

создавать модели;

учиться  взаимодействовать в группе и давать оценку работы своей группы;

делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

- Какую первую учебную задачу надо решить?

- Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды?

- Из каких источников можно получить дополнительную информацию?

- Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба».

- А теперь в учебнике на стр.32 прочитайте три строки сверху.

- Скажите, что такое «звёзды»?

Вопрос учителя к звездочёту:

- Звёзды –это шары, а почему мы тогда рисуем их остроконечными?

- Узнать, что такое звёзды.

Ответы детей.

- Из Интернета, атласа-определителя, энциклопедии, учебника.

- Звездочёт читает отрывок (Звёзды).

(Приложение 3)

Работа с текстом. А знаете ли вы, что Солнце – это ближайшая к Земле звезда? Все звезды – огромные пылающие шары. Многие из них гораздо больше Солнца.

- Звёзды – это огромные пылающие шары.

Звездочёт отвечает, читая (Форма звёзд)

(Приложение 4)

Регулятивные

(удержание цели урока)

Коммуникативные

(высказывания детей)

Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение информации)

Физкультминутка

Снять усталость и восстановить силы

Операционно- познавательный этап

Назовите 2 задачу.

- Чтобы это выяснить, вылепим из пластилина модели звёзд (рисунок в учебнике стр. 32).

-  Работая в парах, будьте очень внимательны.

- Оценивать работу и себя по критериям помогает учитель:

1. Умение распределять  обязанности  между собой.

2. Умение договариваться друг с другом.

3. Следовать указаниям в учебнике.

Вопросы парам по оценке работы и себя:

1. Какие звезды  кто из вас делал? Запомнили ли названия?

2. Какой формы модели звезд? Почему?

3. Покажите звезду Солнце?

4. Какого размера модели звезд? Почему?

5. Какая звезда самая большая из представленных?

6. Какая звезда самая маленькая из представленных?

7. Правильно ли выполнили работу, сравнили с учебником?

- Знаете ли вы, почему модели выполнены из пластилина разного цвета? А хотите узнать?

- Подвёдём итог по 2-й задаче.

- Назовите сходство и различия звёзд.

- Назовите 3-ю задачу.

- Для этого прочитайте в учебнике последний абзац на стр. 33 жирным шрифтом.

- Светят ли звёзды днём?

Почему мы их не видим днём?

Определить сходство и различия звёзд.

Дети открывают учебники на

стр. 32.

Моделирование

Работая в паре распределяют работу и обязанности, договариваются между собой, модель какой звезды каждый выполняет. Каждый контролирует себя по учебнику.

Дети по критериям оценивают работу в паре.

Ответы детей.

Звучат названия звёзд: Альдебаран, Регул, Сириус, Солнце.

Ответы детей. Форма – шар, потому что все звезды шары

Ответы детей.

Ответы детей. Размер разный потому, что многие звезды больше Солнца

Ответы детей.

Даже невооружённым взглядом можно заметить, что звёзды бывают разного цвета. По цвету можно определить их температуру. Самые горячие - голубого цвета, затем идут жёлтые звёзды, наиболее холодные - красные звёзды. Наше Солнце является жёлтой звёздой.

Среди звёзд есть гиганты и карлики. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Карлики - в основном красные звёзды (в половину меньше Солнца). Солнце по своему размеру является средней звездой. (Звёзды. Серия «Что есть что»).

Ответы детей. Сходства – форма шар, различия – размер и цвет

- Установить причину света солнца днём, а звёзд – вечером.

Дети, прочитав нужный абзац, определяют и называют причину света солнца днём, а звёзд ночью.

Ответы детей.

Познавательные (моделирование)

Коммуникативные

(взаимодействие)

Регулятивные

(самоконтроль)

Регулятивные (оценка)

Познавательные логические

(умозаключение)

Познавательные логические

(сравнение)

Познавательные логические (причинно-следственные связи)

Первичное закрепление Зафиксировать усвоение нового материала, причинно-следственные связи

- Просмотрите видеофрагмент.

- Выполните задание на интерактивной доске.

(Электронное приложение к учебнику. Задание №2)

- Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? И так ли это?

Работают с интерактивной доской

Ответы детей

Познавательные

информационные

Познавательные:

информационные

(извлечение)

  1. Контрольно- оценочный этап

Учиться контролировать и оценивать себя

- Переходим к заключительной 4-ой задаче.

 - Назовите её.

- Ответим на итоговые вопросы, выполнив тест на листах  (приложение 3).

- Проверьте себя по эталону (приложение 4).

- Поднимите руку те, кто верно ответил на все три вопроса.

- Кто хочет рассказать о своей оценке?

- Решение каких задач у вас вызвали затруднения?  Почему?

- Пригодятся ли нам эти знания в жизни и зачем?

- В последующие годы обучения мы ещё больше будем узнавать о звёздах и других космических телах. И может быть, кто-то из вас в будущем захочет стать настоящими астрономами, чтобы открывать новые и новые тайны Вселенной и других Галактик

- Ответить на итоговые вопросы и оценить свои достижения на уроке.

Дети выполняют тест. (Приложение 5)

- Звездочёт: кто правильно ответит на все вопросы теста, тот получит звезду от звездочёта.

Интерактивная доска:

Дети по эталону проверяют себя и определяют сумму баллов за тест.

Самооценка детей по шкале и критериям:

3 верных ответа – это значит, что вы знаете на что похожи звезды и их форму, а также узнаете Солнце среди других звёзд;

2 верных ответа – это значит, что у тебя есть сомнения о форме звезд или размере и цвете звезды Солнце;

1 верный ответ – у тебя недостаточно знаний по данной теме.

Ответы детей.

Звездочёт раздаёт звезды.

Регулятивные (удержание цели)

Регулятивные (самоконтроль)

Регулятивные (самооценка)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Личностные (компетентность в поступках и деятельности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?" ("Школа России")

В конспекте урока даны комментарии, в которых делается акцент на использование в ходе урока современных подходов к образованию, организации самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся. ...

Открытый урок в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью"

Данный урок интересен тем, что дети в процессе урока сами узнают, что такое звёзды, когда мы их видим , а когда нет, и почему это происходит. На уроке используются различные формы работы, поэтому на н...

Открытый урок на тему: Почему солнце светит днём, в звезды - ночью?, 1 класс

Урок проведен в 1 классе по окружающему миру. Целями данного урока являются: 1. Формирование представления о звездах, Солнце и созвездиях.2. Развитие познавательных способностей учащихся в процес...

1 класс. Почему Солнце светит днём, а звезды – ночью?

Урок: Окружающий мир.Тема урока: Почему Солнце светит днём, а звезды – ночью?Место урока в разделе: 1-й  урок в разделе «Почему и зачем?»Цель урока: научить узнавать объекты и я...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью. 1 класс.

Вашему вниманию представлен конспект урока окружающего мира для 1 класса. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью....

Конспект урока по Окружающему миру. Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?» (3 класс)

Цель урока: формирование представления о небесных телах;Планируемые результаты:- воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведение тетради; воспитывать жела...

Технологическая карта урока окружающего мира "Почему солнце светит днём, а звезды-ночью" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у учащихся о Солнце, звёздах, созвездиях.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся со...