Урок окружающего мира по теме "Почва" в 3классе
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Молчанова Ольга Николаевна

Цель: сформировать представление о почве, её разновидности, образовании, составе и свойствах.

 Задачи:

  1. сформировать представление о почве и ее образовании, о составе;
  2. продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно- следственные связи между живой и неживой природой;
  3. делать выводы на основе проведенных опытов;
  4. воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
  5. прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы

 Формируемые УУД:

  1. Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
  2. Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
  3. Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
  4. Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mira_3kl_pochvy.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Нелюбинская средняя общеобразовательная школа» Томского района

д. Нелюбино,   ул. Дорожная  1, тел. 918-534

e-mail: nelubino@mfil.ru

Открытый урок по окружающему миру

в 3классе

Автор -

Молчанова Ольга Николаевна

Тема урока: Почва и ее свойства    Класс: 3класс    УМК: «Гармония»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представление о почве, её разновидности, образовании, составе и свойствах.

Задачи:

  1. сформировать представление о почве и ее образовании, о составе;
  2. продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно- следственные связи между живой и неживой природой;
  3. делать выводы на основе проведенных опытов;
  4. воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
  5. прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы

Формируемые УУД:

  1. Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
  2. Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
  3. Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
  4. Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

Оборудование: ИД доска, проектор, ноутбук, горелка, пробирки, земля, вода, спички, CD«Школа Кирилла и Мефодия» - 3класс, презентация

Литература:

  1. учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова, Издательство «Ассоциация 21век» Смоленск. 2013год.
  2. Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова, Издательство «Ассоциация 21век» Смоленск. 2013год.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:

Основные понятия

Почва – это верхний плодородный слой земли

Гумус – перегной, смесь органических веществ

Чернозём – богатая перегноем почва

Плодородие –способность почвы обеспечивать растения питательными веществами

Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы – профессии

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, карточки для практической работы

Презентация, словари, интерактивная доска - ИД

Организация пространства

Учебный кабинет

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

время

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Сл.1 Приветствие

Сл.2

Что вы уже знаете о формах земной поверхности?

Чем они различаются?

Как образуются овраги? Какие места для жизни облюбовал человек? Почему?

Сл. 3

Предложения + стих.

Вопросы:

Почему одно и тоже слово написано по-разному?

Равнина, холм, гора, овраг

Чтение предложений и стиха, работа по их содержанию

Ответы на вопросы учителя

Почему одно и тоже слово написано по-разному?

Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
«земля» - слой почвы.

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

4мин.

II. Актуализация знаний

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Какой раздел мы изучаем?

-Какие еще вещества мы изучали?

- Что о них узнали?

- Можно ли предположить, что почва это тоже вещество?

Вывод: значит …

- А для чего нам это нужно?

Сл.4 – Цель и задачи

- Можем ли мы уже ответить на вопрос «Что такое почва?»

Сл.5

Путешествие в мир веществ

Воздух, вода

Свойства и состав

Да, вещество, потому что …

… мы можем узнать состав почвы.

Мы живем в селе, у каждого есть огород, нам просто необходимо знать, какая почва пригодна для выращивания растений, плодов.

1 гр. - работа с толковым словарем –2гр. – с учебником,

3гр. – пытаются сформулировать ответ самостоятельно

Найти объяснение слова «Почва»

Почва – это верхний плодородный слой земли.

Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
«земля» - слой почвы.

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

Регулятивные: ставим цель и задачи

6мин.

III. Постановка учебной задачи

Цель:

Формулирование темы урока

Сл. 6

-Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды)

-А как они появляются в почве (родятся)

Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие –

Сл.7

Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову

Вот это и есть главное, основное свойство почвы.

Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него  прожить можно, а без почвы нельзя.

Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… Сл.8

Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»

Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей.

Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.

Познавательные: «Земля» - кормилица, матушка.

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам

5мин.

IV. Открытие учащимися новых знаний

Цель:

Узнать, как образуется почва.

- Всякая ли почва становится местом обитания растений, животных и человека?

- А как же образуется почва?

Видео – Уроки Кирилла и Мефодия, тема №3, урок 10

Сл. 9

Работа в группах:

Моделируем образование почвы:

горная порода, вода, ветер, солнце, мхи, бактерии, лишайники, растения и животные.

Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания.

Пытаются закрепить на основе картинок слайда:

Горные породы разрушаются под действием Солнца,воды и ветра. При нагревании горные породы расширяются, апри охлаждении сжимаются. Эти процессы приводят к появлению трещин. Вода заполняет трещины в горной породе, увеличивая их.

Ветер выдувает мелкие осколки породы, перенося их в другие места. Наносит мелкие частицы песка и глины, образуя

участки, где смогут прижиться семена растений. Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местахпоселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу

по созданию почвы.

Познавательные:Почему не всякая почва является местом обитания

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

Регулятивные: ставим цель и задачи

Личностные: умение работать в группе

5мин.

Физминутка

2мин.

V. Практическая работа

Цель:

Дать возможность узнать о составе почвы

- А как узнать о составе почвы?

Работа в группах – опыты

Сл. 10

воздух, песок и глина

Продолжить узнавать состав почвы:

  1. Уроки КиМ, тема №3, урок 4

  1. Снимем стекло, продолжим нагревать почву.

  1. Прокалённую почву высыпаем в воду, размешиваем. Даем немного отстояться, профильтруем  и капнем немного воды на сухое стекло. Прогреем его над огнем.

Вывод по Сл.10

Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов

Что увидели на стекле?

Вывод: в почве есть вода(Щ)

Что почувствовали?

Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных (Щ)

Что произошло?

Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей(Щ)

1гр:

  1. Налей полстакана воды
  2. Опусти туда комочек почвы
  3. Понаблюдай, что происходит
  4. Сделай вывод

2гр:

  1. Налей полстакана воды
  2. Опусти туда комочек почвы
  3. Размешай ложечкой
  4. Что произошло
  5. Дай постоять раствору
  6. Что осело на дне стакана?
  7. Сделай вывод

3гр:

  1. Рассмотри стаканы с почвой
  2. Попробуй визуально определить, какая там почва
  3. Сделай вывод: в каком стакане будет лучше расти цветок, почему?

Познавательные:состав почвы

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод

Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы

Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

13мин.

VІ. Рефлексия

Цель:

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы  и всего класса

И так, коллективно, своим плодотворным трудом,  мы смогли узнать о составе почвы.

Уроки КиМ моделируем схему состава почвы, тема №3, урок 8

(ИД) – СТР.2

Давайте составим  вопросы и заполним кроссворд – по 2 вопроса каждой группе, чтобы получить ключевое слово «плодородие»

А почему человек селится в большей степени там, где почва более плодородна?

Сл. 11

Значит, какие слова из стихотворения являются главными к теме сегодняшнего урока?

Выберите картинки, которые помогут составить схему образования почвы

Работа по составлению вопросов по ответам кроссворда

почва,вода, чернозем, воздух, глина, песок

Вывод: земля – чтобы жить!

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод

Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы

Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

8мин.

VII. Д/з

Цель:

Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке

Сл. 12

Сл.13 – спасибо за работу

Познавательные:состав почвы

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод

Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы

2мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира в 3классе, УМК "Гармония" Тема: "Почва, её состав и образование"

Урок построен в соответствии с ФГОС, сопровождается презентацией. Урок был представлен на районном семинаре завучей....

Урок окружающего мира для уч-ся 3класса "Вода и ее свойства"

Основная цель урока - становить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, учить определять по свойствам воды возможность ее использования....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Транспорт" 3класс

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс тема "Транспорт" УМК "Перспекива"...

Урок окружающего мира в 3классе по теме «Экологическая безопасность»

Предметная область: окружающий мир.Участники(возраст, класс): 9 лет, 3класс.  Цели: Познакомить детей с терминами «экология», «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»-Систематизирова...

Проект по окружающему миру "Будем здоровы"(3класс)

Раздел по окружающему миру "Мы и наше здоровье" мы завершаем защитой проектов.Ученики выбирают предложенные им темы, делятся на группы или индивидуально готовят проект. В классе мы подбираем материал ...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Экосистема озера» 3класс

Урок открытия новых знаний с использованием технологии РКМЧП. Составление маркировочной таблицы «ЗХУ», использование приёма «Чтение с пометками» , составление синкве...

Интегрированный урок окружающего мира и кружок Юный театрал риторик. 3класс

Интегрированный урок окружающего мира и кружок Юный театрал риторик. 3классТема: Учимся быть пешеходами. Пешеходный переход.Цель занятия: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правила...