Рабочая программа по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Артемьева Мария Юрьевна

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3 г. Гусиноозерска

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________Коохо О.Ш

Протокол № ___ от

«___»____________2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ ООШ № 3

___________Н.Н.Будунова

«___»______________2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ ООШ № 3

____________Н.В.Давидовская

«___»_______________2020 г.

Рабочая программа

по окружающему миру

1 класс

Составил: Артемьева М.Ю

учитель начальных классов.

г. Гусиноозерск

2020 г.


Ⅰ. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике 1 класса составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми инструктивно – методическими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года №1664 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от !7 декабря 2010 года № 1897.

4. Примерной программы   федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

5. Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).

6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ №3 г. Гусиноозерска, республики Бурятия.

7. Положение о рабочей программе МБОУ ООШ №3.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Особенности рабочей программы.

Содержание курса «Окружающий мир» основывается на следующих ведущих идеях:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Методы и приёмы обучения:

Наблюдение, открытый ответ, краткий ответ, выбор ответа, самооценка.

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по справочным пособиям);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-решение тестовых заданий;

-работа с карточками;

-интерактивное обучение.

Формы организации образовательного процесса:

- урок изучения нового материала;

- урок закрепления знаний, умений и навыков;

- повторительно-обобщающий урок;

- урок – игра;

-урок обобщения и систематизации знаний;

-урок развития умений и навыков;

-урок контроля знаний.

Ⅱ. Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса

Изучение курса «Окружающий мир» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Ⅲ. Содержание учебного процесса

Программа курса «Окружающий мир» для первого класса рассчитана на 66 часов (33 учебные недели по 2 часа в неделю).

Введение 1 ч.

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Что и кто? 20 ч.

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? 12 ч.

Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда?  11 ч.

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».  Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? 22 ч.

Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово?


График проведения проверочных работ

№ урока

Вид работы

Тема

21

Проверочная работа

Что и кто?

33

Проверочная работа

Как, откуда и куда?

44

Проверочная работа

Где и когда?

66

Проверочная работа

Почему и зачем?

Общее количество

4

Перечень практических работ

№ урока

Тема

Вид работы

7

Что у нас под ногами

Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя.

8

Что общего у разных растений?

Нахождение у растений их частей, показ и называние.

9

Что растёт на подоконнике?

Определение комнатных растений с помощью атласа-определителя.

10

Что растёт на грядке?

Определение растений цветника с помощью атласа-определителя.

11

Что это за листья?

Определение деревьев по листьям.

15

Кто такие птицы?

Исследование строения пера птицы.

23

Откуда в ваш дом приходит вода и куда она уходит?

Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.

27

Откуда берутся снег и лёд?

Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанного опыта.

28

Как живут растения?

Наблюдение за ростом и развитием растений

30

Как зимой помочь птицам?

Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма.

32

Откуда в снежках грязь?

Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений.

38

Где живут белые медведи?

Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика.


Разделы учебного предмета «Окружающий мир»

Раздел

Кол-во часов

Проектная деятельность

Задавайте вопросы!

1 ч

«Что и кто?»

20 ч

Проект «Моя малая Родина»

«Как, откуда и куда?»

12 ч

«Где и когда?»

11 ч

Проект «Мой класс и моя школа»

«Почему и зачем?»

22 ч

Проект «Мои домашние питомцы»

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

Итого:

66 ч

3

Ⅳ. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение

1

2.

Что и кто?

20

7

3.

Как, откуда и куда?

12

5

4.

Где и когда?

11

3

5

Почему и зачем?

22

4

6

Итого

 66

Ⅴ. Календарное тематическое планирование

№ п/п

урока

Дата

Тема раздела, урока

запланированная

фактическая

1

1

Задавайте вопросы! (Вводный урок)

2

2

Раздел. Что и кто? (20ч). Что такое наша школа?

3

3

Что у нас на школьном дворе?

4

4

Что такое Родина?

5

5

Что мы знаем о народах России?

5

5

Что мы знаем о Москве? (Москва — столица России)

6

6

Что у нас над головой? (Неживая природа: Солнце, Луна, звёзды, созвездия, облака)

7

7

Что у нас под ногами? (Виды камней)

8

8

Что общего у разных растений? (Строение растений)

9

9

Что растёт на подоконнике? (Комнатные растения)

10

10

Что растёт на клумбе? (Растения цветника)

11

11

Что это за листья? (Лиственные растения)

12

12

Что такое хвоинки? (Хвойные растения)

13

13

Кто такие насекомые? (Группы животных Насекомые)

14

14

Кто такие рыбы? (Группы животных Рыбы)

15

15

Кто такие птицы? (Группы животных Птицы)

16

16

Кто такие звери? (Группы животных Млекопитающие)

17

17

Что окружает нас дома? (Предметы домашнего обихода)

18

18

Что умеет компьютер? (Компьютер в нашей жизни)

19

19

Что вокруг нас может быть опасным? (Безопасное поведение дома и на улице)

20

20

На что похожа наша планета? (Форма и движение Земли)

21

21

Раздел. Как, откуда и куда? (12ч). Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина».

22

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

23

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Вода в жизни человека)

24

24

Откуда в наш дом приходит электричество? (Электричество в нашем доме)

25

25

Как путешествует письмо? (Работа почты)

26

26

Куда текут реки? (Реки и моря)

27

27

Откуда берутся снег и лёд? (Состояния воды: снег, лёд)

28

28

Как живут растения? (Растения — живой организм)

29

29

Как живут животные? (Животные — живые организмы)

30

30

Как зимой помочь птицам? (Зимующие птицы нашего края)

31

31

Откуда берётся и куда девается мусор? (Сортировка и переработка мусора)

32

32

Откуда в снежках грязь? (Источники загрязнения нашей планеты)

33

33

Раздел. Где и когда? (11ч). Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

34

34

Когда учиться интересно? (Я — ученик)

35

35

Проект «Мой класс и моя школа».

36

36

Когда придёт суббота? (Время и его течение. Дни недели)

37

37

Когда наступит лето? (Смена времён года)

38

38

Где живут белые медведи? (Животный мир Северного Ледовитого океана и Антарктиды)

39

39

Где живут слоны? (Животный мир саванны и тропических лесов)

40

40

Где зимуют птицы? (Зимующие и перелётные птицы)

41

41

Когда появилась одежда? (История появления одежды и развития моды)

42

42

Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)

43

43

Когда мы станем взрослыми? (Дети и взрослые)

44

44

Раздел. Почему и зачем? (22ч). Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

45

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? (Солнце — ближайшая к Земле звезда)

46

46

Почему Луна бывает разной? (Луна — спутник Земли)

47

47

Почему идёт дождь и дует ветер? (Дождь и ветер. Их значение для жизни растений, животных и человека)

48

48

Почему звенит звонок? (Звуки в окружающем мире)

49

49

Почему радуга разноцветная? (Радуга — явление природы)

50

50

Почему мы любим кошек и собак? (Домашние животные)

51

51

Проект «Мои домашние питомцы».

52

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (Разнообразие цветов и бабочек на лугу)

53

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

54

54

Зачем мы спим ночью? (Значение сна в жизни человека)

55

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Значение овощей и фруктов в питании человека)

56

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (Соблюдение правил гигиены)

57

57

Зачем нам телефон и телевизор? (Средства связи и средства массовой информации)

58

58

Зачем нужны автомобили? (Разнообразие и значение автомобилей)

59

59

Зачем нужны поезда? (Железнодорожный транспорт)

60

60

Зачем строят корабли? (Водный транспорт)

61

61

Зачем строят самолёты? (Воздушный транспорт)

62

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (Правила безопасности в транспорте)

63

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? (Правила безопасности в транспорте)

64

64

Зачем люди осваивают космос? (Освоение космоса)

65

65

Почему мы часто слышим слово «экология»? (Первоначальное представление об экологии)

66

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...