Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как изучали земной шар. Путешествия"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Позднова Оксана Николаевна

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как изучали земной шар. Путешествия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.6 КБ
Office presentation icon urok-_puteshestviya_wecompress.com_1.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс, программа: Окружающий мир, 2 класс, УМК «Планета знаний»

Учитель: Позднова Оксана Николаевна

Тема урока: Как изучали земной шар. Путешествия.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: Учащиеся должны узнать, как люди открывали новые земли, совершить заочное путешествие по маршрутам первооткрывателей, оформить совместную газету «Знаменитые путешественники» (краткосрочный проект).

Задачи урока:

Обучающие: узнать, как люди изучали земной шар, расширить знания учащихся о путешественниках.

Развивающие: развивать речь учащихся, кругозор.

Воспитывающие: умение сотрудничать, любознательность, любовь к путешествиям и познанию окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные: получить сведения о знаменитых путешественниках.

Метапредметные:

  • регулятивные УУД: умение определять учебную задачу; самостоятельно планировать пути достижения целей; развивать и тренировать свою наблюдательность; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
  • коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение излагать свою точку зрения, умение работать в паре, группе;
  • познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; формулировать выводы;

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Виды деятельности:

по виду источника информации:

        словесные (объяснение, беседа с учащимися);

        наглядные (иллюстрации, демонстрация, презентации обучающего курса);

        практические.

по виду учебной деятельности:

        проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы работы: работа в малых группах, фронтальная, индивидуальная.

Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления, ИКТ.

Материально-техническое обеспечение: проектор, интерактивная доска, колонки, компьютер, презентация PowerPoint «Как люди изучали мир»; глобус; сигнальные карточки; таблички для индивидуально-групповой работы (путешественники).

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (включен маршрутный лист учебника)

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

 - Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза. То ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы и было так до тех пор, пока не появился голубой шар – Земля (достать глобус).

 - Откройте глаза. Жизнь началась. И как важно, чтобы она продолжалась вечно. Я думаю, что у вас хорошее настроение. Можно и начать урок.

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний

выявление уровня знаний

 -  На какой планете мы живем?

 -  Какую форму имеет наша Земля?

 -  Чтобы изучить родную планету, что нам может помочь? (глобус).

 -  Почему вы так думаете? (глобус – уменьшенная модель Земли).

 -  Что означают разные цвета на глобусе?

 -  Подпиши названия материков, которые видны на глобусе (электронный учебник)

 -  Как вы думаете, как люди изучали земной шар?

III. Постановка учебной задачи

создание проблемной ситуации

 - Прослушайте стихотворение.  Поймите, о каком человеке говорится в стихотворении? Почему? (1 слайд)

Меня по глобусу найти не так - то просто,

Я, то на севере, а то в плену песков,

Но талисманом для меня землицы горстка,

И ласковый дурман от васильков.

Никакой усталости я в пути не ведаю,

Все дороги дальние я пройти смогу.

Кофе пью в Венеции, в Анталии обедаю,

Ужин на Лазурном берегу.

- Это строки из стихотворения Ирины Гвоздевой «Путешественник»

- Какая жизнь у путешественника? (щелчок)

- Хотели бы стать путешественниками?

- Мы сегодня с вами станем путешественниками.

учебные задачи урока

- Что нужно, чтобы стать путешественником?

- Для чего люди путешествуют?

- Какая же тема нашего урока? (2 слайд)

IV. Формирование новых знаний

- Обратимся к материалу нашего учебника и узнаем для чего же люди отправлялись и сейчас отправляются в путешествия? (с. 64-65) (3 слайд)

-  Поработаем со справочником: что означают слова «земледелие», «купец». (4 слайд)

-  Можно ли путешествие назвать способом познания мира?  

 - Много столетий потребовалось учёным, чтобы изучить поверхность Земли, её горы, равнины, моря и океаны. (5 слайд)

 - В конце 14-15 века Европа обогатилась новыми знаниями в мореплавании:

  • на смену неудобным, громоздким кораблям пришли лёгкие каравеллы; (6 слайд)
  • для ориентирования во время путешествий европейцы позаимствовали у китайцев компас; (6 слайд)

 - Всё это позволило мореплавателям выйти в открытый океан.

 - По морю и по суше, пешком, на лошадях и верблюдах, на морских судах, аэропланах и автомобилях отправлялись отважные путешественники изучать неведомые земли.

 (8 слайд)

 - Нередко путь первооткрывателей был труден и опасен. Им приходилось пересекать безводные пустыни.  Идти через непроходимые леса и болота. Морские бури обрушивали волны на палубы кораблей. (9 слайд)

 - Но ни жажда, ни голод, ни холод не могли остановить этих героев. Список имён путешественников-первооткрывателей очень длинен. Благодарное человечество никогда их не забудет. (10 слайд)

ФИЗМИНУТКА

 - Каких путешественников вы знаете?

 - Итак, цель нашей следующей части урока – познакомиться с выдающимися путешественниками, с их географическими открытиями. А полученные на этом этапе урока сведения мы будем оформлять в виде газеты «Знаменитые путешественники».

 - А помогут нам наши одноклассники, которые получили дополнительное задание к сегодняшнему уроку. Они были разделены на 4 группы по 3 человека. В каждой группе есть историк, географ, биолог. Учащиеся собирали материал о путешественниках. Посмотрим, что у них получилось.

 - Но для начала скажите, а что по-вашему должна содержать газета? (статьи, фотографии)

 - Их у моих помощников предостаточно.

 - Надеюсь, что мы справимся с поставленной целью и сможем пригласить ребят из других классов, чтобы они познакомились с нашей работой.

Афанасий Никитин

Историк (11 слайд)

Афанасий Никитин, биография которого известна историкам лишь частично, родился в городе Тверь. Достоверных сведений о его детстве и юности не существует. Известно, что в довольно молодом возрасте он стал купцом и посещал по торговым делам разные страны. Его дела шли успешно: он благополучно возвращался на родину с заморским товаром.   Однажды Афанасий Никитин получил от Великого князя Твери Михаила Борисовича грамоту, которая позволяла ему развернуть обширную торговлю в районе нынешней Астрахани. (12 слайд)

Географ

Весной 1468 тверской купец Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий торговать вместе со своими земляками. На продажу везли дорогие товары, в том числе меха. По дороге на купцов напали и почти все разграбили. Никитин, говоривший на разных языках, решил продать оставшийся товар в других странах. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые кони и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары. Приобретя коня, купец сел на судно, идущее в Индию. (щелчок) Продать жеребца удалось не сразу, и он путешествует по разным городам Индии. Пробыв в Индии около трех лет, записывал все, что слышал и видел. За время своего путешествия он пересек три моря – Каспийское, Аравийское, Черное. (щелчок) Позднее его записи составят книгу «Хождение за три моря».

Биолог (13 слайд)

В Индии растет сандаловое дерево. Это дерево паразит, в первые 7 лет своей жизни питается за счёт других деревьев. Корни сандалового дерева образуют присоски, проникающие в корни других растений, и высасывают из них питательные вещества. Рубят это дерево в 60 лет. Из этого дерева построены храмы в Индии. Люди научились из него получать масло.

(щелчок) Трудно представить себе жизнь без чая. Родина чая – леса Индии. Дикорастущее чайное дерево вырастает до 10 метров. Культурный чай – кустарник. Его листья мы любим заваривать.

(14 слайд) Самое крупное животное Индии - слон.  Его используют на различных работах. Интересно, что сейчас на юге Индии придумали такой закон: когда слону исполняется 65 лет, его отправляют на пенсию. Его будут обеспечивать продуктами, бесплатной медицинской помощью, хорошими условиями жизни. Слоны могут прожить до 100 лет. В Индии корову считают священной. Корова считается матерью, так как кормит людей молоком. Если корова идет по дороге, ее бережно объедут.

 - Афанасий Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное описание Индии, обрисовав её просто и правдиво. Давайте поместим в первый раздел нашей газеты фотографию Афанасия Никитина и небольшую статью. (15 слайд)

Христофор Колумб

Историк (16 слайд)

Христофор Колумб родился в Италии в городе Генуя.  Учился в университете. Много плавал у берегов Европы. Его интересовали дальние страны, и он мечтал о путешествиях, и был уверен, что земля круглая. Колумб решил, что попасть в Индию через Атлантический океан будет намного короче, чем плыть вокруг Африки, как плавали остальные купцы.  

Географ

(17 слайд) Королева Испании предоставила Колумбу две каравеллы: «Пинта» и «Нинья». Кроме того, Колумб нанял еще один парусник, «Санта-Мария». Три судна вышли из порта рано утром 3 августа 1492 года и направились в Атлантический океан на запад. (щелчок) Только 12 октября на горизонте показалась земля. Колумб назвал этот остров Сан-Сальвадор. Исследовав остров, корабли взяли курс на юг, и вскоре были открыты острова Куба и Гаити. (щелчок) Колумб не сомневался, что это Индия, и жителей вновь открытых земель стали называть индейцами. В 1493г Колумб привез в Испанию радостную весть об открытии «Западной Индии» и несметных богатствах там.

Биолог (18 слайд)

Представьте свою жизнь без меня – чем заправить суп, что подать на гарнир к рыбе. А чипсы. Моя родина Америка. А в Европу попала я благодаря испанцам. Французская королева так меня полюбила, что на свою шляпку прикалывала мой цветок. В Россию я попала благодаря Петру I. Хотя вначале меня не приняли и называли чертовым яблоком. Теперь меня все любят. Кто я? (Картофель)

Подсолнечник тоже из Америки. Его еще называют цветком солнца. Сначала его выращивали как цветок, а потом люди обнаружили в нем масло, и стали выращивать на полях. Еще из Америки была завезена тыква, помидор, кукуруза, перец и много другого.

 -  Колумб открыл новый материк Америку. Но до последних дней жизни Колумб думал, что побывал в Индии. На самом деле он открыл Америку.  Второй раздел нашей газеты будет посвящен Христофору Колумбу (19 слайд)

Фернандо Магеллан

Историк (20 слайд)

Магеллан родился весной 1480 года в Португалии, в небогатой, но знатной семье, служил пажом в свите португальской королевы. Изучал астрономию, навигацию. Участвовал в морских сражениях и показал себя храбрым воином, за что получил чин морского капитана. Как и Колумб, Магеллан хотел найти короткий путь в Индию, острова пряностей его манили. Свое путешествие он начал с Испании.

Географ (21 слайд)

10 августа 1519 года из испанской гавани Севилья отплыло пять кораблей, на которых было 265 матросов и офицеров. Они сразу вышли в океан. Магеллан поставил себе трудную задачу – открыть путь из Атлантического океана в Великий. До Магеллана путешественники в течении 20 лет искали этот путь, но найти не могли. Магеллан верил, что есть проход, который соединяет эти океаны. Путешествие длилось три года. Два Магеллановых корабля были прибиты штормом к берегам Южной Америки. Когда море успокоилось, выглянуло долгожданное солнце, моряки вышли на палубу и заметили узкий проход, которые они искали. Теперь он называется Магелланов пролив. Пройдя через пролив вышли в океан. Так как стоял тихий солнечный денек, Магеллан назвал этот океан Тихим. (22 слайд) Только 18 человек и один корабль «Виктория» вернулись в Испанию 6 сентября 1522 года. Это были первые люди, которые совершили кругосветное путешествие. Среди них, к сожалению, Магеллана не было, он погиб в мелкой стычке с туземцами.

Биолог (23 слайд)

Испанцы были довольны, потому что моряки привезли 26 тонн пряностей, которые стоили как золото (1 килограмм пряностей стоил как 1 килограмм золота). А что такое пряности? Растения, которые добавляют в пищу – корица, гвоздика, перец. Они придают пище необыкновенный вкус.

 - Магеллан совершил первое кругосветное плавание, в результате которого было доказано: (24 слайд)

  • земля имеет форму шара;
  • воды на Земле больше, чем суши;
  • все океаны связаны между собой и образуют единый Мировой океан.

 - О Фернандо Магеллане наш третий раздел газеты.

Руал Амундсен

Историк (25 слайд)

Родился он в Норвегии в семье мореплавателей. Еще в 15 лет он решил стать путешественником. В 22 года он отправился в экспедицию к южному полюсу штурманом. Но это путешествие чуть не закончилось катастрофой. Их корабли вмерзли во льды. Тяжело они зимовали, и только весной штурман Амундсен вывел корабль изо льдов и вернулся домой. Через три года он организует свою экспедицию.

Географ (26 слайд)

21 июля 1910 года из гавани Осло что в Норвегии вышел знаменитый корабль «Фрам», которым руководил норвежец Руал Амундсен. Команда состояла из 19 опытных закаленных в путешествиях моряков с сильным характером.  (27 слайд) Амундсен умело выбрал место зимовки – за 100 километров до южного полюса.  Заготовив много тюленьего мяса, как для себя, так и для 52 отборных лаек, которые тянули нарты полярников со снаряжением. 16 декабря в 3 часа дня все дружно закричали: - УРА! Стоп! Приборы показывали точку, где по расчетам должен быть Южный полюс. Пятеро закоченевших на морозе рук подняли древко с норвежским флагом на южной точке земли. Его путешествие туда и обратно длилось 99 дня.

Биолог (28 слайд)

Южный полюс находится в Антарктиде. Там очень холодно. Растения там не растут. Самые распространенные жители Антарктиды — это пингвины. В океане у берегов Антарктиды можно увидеть синих китов – самых крупных из китов, касаток, тюленей, морских леопардов, морских слонов.

 - (29 слайд) Руал Амундсен стёр огромное количество «белых пятен» на карте мира. Но самым известным его подвигом является покорение Южного полюса. Об этом открытии наш последний раздел газеты.

V. Первичное закрепление

- Давайте занесем сведения о знаменитых путешественниках в таблицу. Страна – начало путешествия и открытие. (Проверка со слайдом) (30 слайд)

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение

 - А сейчас мы проведем викторину и посмотрим, кто у нас самый активный. (31 слайд)

•        Назовите самый большой океан.

•        Кто его открыл?

•        Назовите страну, в которой побывал А. Никитин?

•        На каком материке она находится?

•        Кто впервые совершил кругосветное путешествие?

•        кто открыл Америку?

•        Кто первый побывал на южном полюсе?

•        На каком материке находится южный полюс?

-  Поднимите руку, кто считает себя самым активным в викторине.

- Скажите, а нас с вами можно назвать путешественниками? (Да, туристами).

 - Каждый из вас за 8-9 лет уже где-то побывал. И как истинные путешественники мы можем вести с вами свой дневник путешествия. Начните его с сегодняшнего дня. Записывайте в Дневник где вы были, что вам особенно понравилось. Добавляйте свои фотографии, рисунки.

VI. Рефлексия (32 слайд)

- Какая тема была нашего урока?

- Выполнили мы с вами цель урока?

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

- Я узнал…(шелчок)

- Я понял…

- Мне понравилось

 

(33 слайд) Покрутим ножками планету,

Которой много-много лет.

Перелетим над океаном

Туда, где пальмы и тепло.

Приедем в сумраке туманном

В пиратский город Сен-Мало.

Да мало ль мест на этом свете,

Где мы мечтали побывать!

Мир слишком сер без путешествий.

Начнем дороги открывать.

Самооценка:

- Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите зелёный цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – красный

- Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Вы получили за урок отличные оценки.

VII. Домашнее задание (34 слайд)

1.Прочитать текст учебника на стр.64-67 и уметь рассказать о путешественниках.

2. Завести Дневник путешествий.

- Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Меня по глобусу найти не так - то просто, Я, то на севере, а то в плену песков, Но талисманом для меня землицы горстка, И ласковый дурман от васильков. Никакой усталости я в пути не ведаю, Все дороги дальние я пройти смогу. Кофе пью в Венеции, в Анталии обедаю, Ужин на Лазурном берегу. Ирина Гвоздева «Путешественник»

Слайд 3

Тема урока: «Как люди изучали земной шар. Путешествия.» Цель урока: узнать, как люди изучали земной шар; познакомиться с путешественниками.

Слайд 4

Работа с учебником, с. 64 Для чего же люди отправлялись и сейчас отправляются в путешествия?

Слайд 5

Работа со справочником Земледелие - обработка земли для выращивания культурных растений. Купцы – люди, которые покупали и продавали товары.

Слайд 7

Каравеллы -морские парусные судна 14-15 веков.

Слайд 8

ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ КОМПАС

Слайд 12

Афанасий Никитин (?- 1475г.)

Слайд 14

Сандаловое дерево Чайный лист

Слайд 16

Афанасий Никитин (?- 1475г.) Русский путешественник, тверской купец и писатель. Первый побывал в Индии.

Слайд 17

Христофор Колумб 1451-1506

Слайд 20

Христофор Колумб 1451-1506 Великий путешественник, итальянец по происхождению. Открыл «новый» материк, получивший название Америка

Слайд 21

Фернандо Магеллан 1480-1521

Слайд 23

Корабль «Виктория»

Слайд 26

Руал Амундсен 1872 – 1928 г.г.

Слайд 27

Корабль «Фрам»

Слайд 30

Руаль Амундсен 1872 – 1928 г.г.

Слайд 31

Работа с таблицей Фамилия, имя Страна (начало путешествия) Открытие Афанасий Никитин Христофор Колумб Фернандо Магеллан Руал Амундсен г. Тверь, Россия Побывал в Индии Испания Америка Испания Кругосветное путешествие Норвегия Южный полюс

Слайд 32

Викторина «Что? Где? Когда?» Назовите самый большой океан. Кто его открыл? Назовите страну, в которой побывал А. Никитин? На каком материке она находится? Кто впервые совершил кругосветное путешествие? Кто открыл Америку? Кто первый побывал на южном полюсе? На каком материке находится южный полюс?

Слайд 33

Сегодня на уроке: Я узнал (а) … Я понял (а)… Мне понравилось … Для меня было открытием, что…

Слайд 34

Покрутим ножками планету, Которой много-много лет. Перелетим над океаном Туда, где пальмы и тепло. Приедем в сумраке туманном В пиратский город Сен-Мало. Да мало ль мест на этом свете, Где мы мечтали побывать! Мир слишком сер без путешествий. Начнем дороги открывать.

Слайд 35

Домашнее задание 1.Прочитать текст учебника на стр.64-67 и уметь рассказать о путешественниках. 2. Завести Дневник путешествий.

Слайд 36

До встречи на следующем уроке!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИСЬМО?"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИСЬМО?" СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Путешествие за границу России"

Цели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний о сопредельных государствах России; расширение знаний о достопримечательностях соседствующих стран Беларуси и Монголии.Планируемые результатыПр...

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Путешествие по Золотому кольцу России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о древних городах «Золотого кольца России.»Планируемые результаты:Предметные: Знать: историю создания древних русских городов, познако...