Рабочая программа по окружающему миру 4 класс на 2021/2022 уч.год
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая общеобразовательная программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по окружающему миру для 4 класса.

В 4 классе предмет «Окружающий мир» является интегрированным, в его содержание введены разделы социально гуманитарной направленности и «Азбука Смоленского края». Реализуется УМК под редакцией А.А. Плешакова и С.А. Болотовой. Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr.miru_4_klass.docx50.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Андрейковская средняя общеобразовательная школа»

Вяземского района Смоленской области

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по окружающему миру для 4  класса

на 2021/2022 учебный год

                                                                                        учитель Л.И. Соколова

Согласовано

на заседании методического совета

МБОУ «Андрейковская

СОШ»,

протокол от 28.08.2020 №3

Принято

на заседании педагогического совета

МБОУ «Андрейковская СОШ»,

протокол от 31.08.2020 №10

Утверждено

приказом директора

МБОУ «Андрейковская СОШ»

от 31.08.2020 № 198/01-10

Соответствует федеральному  государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373 с изменениями)

Пояснительная записка

Рабочая общеобразовательная программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по окружающему миру для 4 класса.

Программа по окружающему миру для 4  класса изучается в объеме 68 часов в год (2 часа в неделю) на основании учебного плана МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области. В 4 классе предмет «Окружающий мир» является интегрированным, в его содержание введены разделы социально гуманитарной направленности и «Азбука Смоленского края». Реализуется УМК под редакцией А.А. Плешакова и С.А. Болотовой. Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Освоение программы предмета возможно с использованием электронного обучения и с использованием дистанционных образовательных технологий.

Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение учащимися  личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные.

У выпускника будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества и Смоленского края, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Выпускник получит возможность научиться:

  • способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
  • установке на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  • бережному отношению к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построению элементарных производственных цепочек, осмыслению вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Выпускник научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

Выпускник получит возможность научиться:

  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные.

Выпускник научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); 
  • находить и выделять  необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

Выпускник получит возможность научиться:

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; 
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь»
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные.

Выпускник научится:

  • включаться в диалог с учителем;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

Выпускник получат возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Предметные результаты.

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

у выпускников будут сформированы:

  1. уважительное отношение к семье, населенному пункту, Смоленскому региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Человек и природа.

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, в том числе на примере живой и неживой природы Смоленской области;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки, в том числе на примере объектов живой и неживой природы Смоленской области;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
  • использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе (в том числе на примере природы Смоленской области);
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья;
  • осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество.

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;
  • находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее;
  • соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
  • на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
  • понимать основы законодательства о защите прав потребителей
  • правам потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
  • оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны, своего региона;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке;
  • участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
  • навыкам заключения договоров
  • правам потребителя на обмен товара ненадлежащего качества.

Содержание учебного предмета.

В 4 классе учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным, в его содержание введены разделы социально гуманитарной направленности (правила дорожного движения и потребительская культура), а также Азбука Смоленского края.

Земля и человечество.

Мир глазами астронома.

Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Красная книга Смоленской области. Смоленское Поозерье.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России.

Разнообразие и красота природы России.

Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны.

Наш край на карте Родины. 

Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Природные особенности: географическое положение, площадь, рельеф и климат Смоленской области. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Водоемы Смоленщины. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Полезные ископаемые Смоленской области. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Почвы Смоленской области. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (Смоленский лен) (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;

знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;

знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории

Представление о периодизации истории.

Начало истории человечества: первобытное общество.

Древний мир: древние сооружения — свидетельства прошлого.

Средние века: о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.

Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в. Смоленское сражение 1812года. Памятники войны 1812года на Смоленщине.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и 16 патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник. Смоленщина в годы ВОВ 1941-1945годов. Памятные места войны 1941-1945 годов на Смоленщине.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Первый космонавт Юрий Гагарин-уроженец Смоленской области.

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Герб и флаг Смоленской области.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Проекты: темы по выбору учащихся. (Путешествуем без опасности. Всемирное наследие в России. Красная книга в России. Заповедники и национальные парки в России. Всемирное наследие за рубежом. Международная Красная книга. Национальные парки мира. Как защищают природу. Красная книга нашего края. Охрана природы в нашем крае). Мой атлас-определитель. Мои «Зелёные страницы». Чему меня научили уроки экологической этики.

Основы прав потребителя.

      Основы законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров. (Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителя)

      Качество товара (работы, услуги). Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). Право потребителя на обмен товара ненадлежащего качества

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол – во часов

Земля и человечество. Мир глазами астронома.

1

Планеты Солнечной системы. Изготовление макета.

1

Звȅздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №1 Знакомство с картой звездного неба.

1

Мир глазами географа. Практическая работа №2 Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах.

1

Входной тест.

1

Мир глазами историка. Когда и где? Практическая работа №3 Знакомство с историческими картами.

1

Мир глазами эколога.

1

Сокровища Земли под охраной человечества. Охрана памятника природы «Смоленское Поозерье».

1

Проверим себя по разделу «Земля и человечество». ПДД. Причины дорожно - транспортного травматизма. Воспитание навыков сознательного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте.

1

Природа России. Равнины и горы России. Практическая работа №4 Поиск и показ изучаемых объектов на географических картах.

1

Моря,  озёра и реки России. Реки и озера Смоленской области

1

Природные зоны России. Практическая работа №5 Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России.

1

Зона арктических пустынь.

1

Тундра.

1

Леса России.

1

Лес и человек.

1

Зона степей.

1

Пустыни.

1

У Чȅрного моря.

1

Проверим себя по разделу «Природа России». ПДД. Автомобили: грузовые, легковые, специальные. Их назначение. Городской общественный транспорт. Железнодорожный транспорт и его назначение. Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.

1

Родной край – часть большой страны. Наш край - Смоленская область.

1

Поверхность нашего края – Смоленщины. Практическая работа №6 Знакомство с картой родного края.

1

Водные богатства нашего края.

1

Наши подземные богатства. Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края.

1

Земля – кормилица. Почвы Смоленщины.

1

Экскурсия в лес и на луг.

1

Жизнь леса. Красная книга Смоленской области. Практическая работа №7 Работа с атласом -определителем.

1

Жизнь луга. Практическая работа №8 Работа с атласом -определителем.

1

Жизнь в пресных  водах. Практическая работа №9 Работа с атласом -определителем.

1

Экскурсия к водоёму.

1

Растениеводство в нашем крае. Смоленский лен. Выращивание льна.

1

Животноводство в нашем крае.

1

Проверим себя по разделу «Родной край – часть большой страны».

1

Начало истории человечества.

1

Мир древности: далёкий и близкий.

1

Средние века: время рыцарей и замков.

1

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Проверим себя по разделу «Страницы всемирной истории».

1

Страницы истории России. Жизнь древних славян. Восточные славяне - наши предки.

1

Во времена Древней Руси. Письменность. Жилище, предметы быта, праздники Смоленской области

1

Страна городов. Названия древних городов Смоленщины

1

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

Трудные времена на Русской земле.

1

Русь расправляет крылья.

1

Куликовская битва. Практическая работа №10 Поиск и показ изучаемых объектов на исторических  картах.

1

Иван Третий.

1

Мастера печатных дел.

1

Патриоты России.

1

Пȅтр Великий.

1

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

Екатерина Великая.

1

Отечественная война 1812 года. Партизанское движение на Смоленщине. Практическая работа №11 Поиск и показ изучаемых объектов на исторических  картах.

1

Страницы истории XIX века.

1

Россия вступает в XX век.

1

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

1

Великая Отечественная война и Великая Победа. Военное прошлое Смоленщины. Практическая работа №12 Поиск и показ изучаемых объектов на исторических  картах.

1

Страна, открывшая путь в космос. Знаменитые люди Смоленщины

1

Проверим себя по разделу «Страницы истории России».

1

ВПР.

1

Современная Россия. Основной закон России и права человека.

1

Мы  - граждане России.

1

Славные символы России. Герб и флаг Смоленской области.

1

Такие разные праздники. Культура Смоленщины Сегодня.

1

Путешествие по России. Памятники Смоленщины. Практическая работа №13. Поиск и показ изучаемых объектов на картах.

1

Проверим себя по разделу «Современная Россия». Основы законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров.

1

Промежуточная аттестация. Тест.

1

Качество товара (работы, услуги). Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс на 2021/2022 уч.год

Рабочая общеобразовательная программа по математике для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образо...

Рабочая программа по технологии 4 класс на 2021/2022 уч.год

Рабочая общеобразовательная программа по технологии для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образо...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России, 2021/2022 учебный год)

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы....

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс 2021 - 2022 учебный год

Обучающийся научится:называть окружающие предметы и их взаимосвязи;объяснять, как люди помогают друг другу жить;называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;называть основны...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ФГОС "Школа России" на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ФГОС "Школа России" на 2021-2022 учебный год...