Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс "Начальная школа 21 век"
рабочая программа по окружающему миру

ПУШКОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

Цели программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx834.59 КБ

Предварительный просмотр:

G:\скан прог\окр.ю.jpg

                                       

                             

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Рабочая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федерального Закона "Об образовании РФ" от 29 декабря 2012 №273-ФЗ;

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования от 08.04.2015 №115;

  • Федерального образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (зарегистрирован в Минюст от 22.12.2009 №15785) "Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования");

  • Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 и 22.09.2011 г. "2357, 18.12 2012, (29.12.2014 г., 18.05.2015 г. "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №272";

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление от 29.12.10 г. "189, зарегистрированного в Минюсте 03.03.2011 г. №19993);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Вараксинкая ОШ (Принята  на педагогическом совете. Протокол № 1 от 30.08.17г.)

  • Устава МКОУ Вараксинская ОШ;

  • Положения о рабочей программе МКОУ Вараксинская ОШ (Принято на педагогическом совете  Протокол №1 от 30.08.2017 г.)

  • Программы «Окружающий мир»:1-4 классы / Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана – Граф, 2017.- (Начальная школа XXI века);

  • Примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: «Азбука Смоленского края»/С.А. Болотова – Смоленск: «Русич», 2010г

Цели и задачи данной программы

Цели программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Задачи:

- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

- формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта;

-  формирование у школьников УУД, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

-  развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

-формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении села, области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край.

Место и роль учебного предмета «Окружающий мир»    

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе  представляет в обобщённом виде

культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формирует у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся:

- экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания;

- нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества;

- исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных

традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В содержательные линии учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе  на интегрированной основе включается курса «Азбука Смоленского края» (авт. С. А. Болотова). Курс «Азбука Смоленского края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.

   Основные цели курса - формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МКОУ Вараксинская ОШ)

Предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет  270  часов.  

 Таким образом,  общее количество часов в год составляет:

1 класс – 33 учебных недели (66 часа в год);

2 класс  - 34 учебных недели (68 часов в год);

3 класс - 34 учебных недели (68часов в год);

4 класс – 34 учебных недели (68 часов в год).

Учебно-методический комплект по окружающему миру включает:

  • «Окружающий мир»: 1 класс: учебник для общеобразов. учреждений: в 2 ч.:  / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова  - М: Вентана - Граф, 2016
  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс / Н.Ф.Виноградова  - М.: Вентана - Граф.

  2 класс

  • Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. . 1, 2./ Виноградова Н. Ф./ – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016.
  • Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова.- М.: Вентана- Граф.

  3 класс

  • Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2./ Виноградова Н. Ф./ – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016.
  • Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова.- М.: Вентана- Граф, 2016
  • С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» 1-3 ч. Мир природы.- Смоленск: Русич, 2015.

  4 класс

  • Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2./ Виноградова Н. Ф./ – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016.
  • Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова.- М.: Вентана- Граф.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  

Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

- Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

- Человечество как многообразие народов, культур, религии.

- Международная основа мира на земле.

- Патриотизм как одно  из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся к любви к России, народу, малой Родине,        в осознанном  желании служить Отечеству.

- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

- Гражданственность   как   личная   сопричастность   идеям   правового   государства,   гражданского   общества,   свободы   совести   и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.

      - Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности

                                   

                                                           ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы: 

-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; 

– готовность целенаправленно использовать  знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

– способность к организации самостоятельной деятельности.

– способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;

- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

-знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

- приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Ученики получат возможность для формирования:

-основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Окружающий мир»;

-понимания важности знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;

-навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;

– внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

-основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 - основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

 - планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения учебных задач;

-находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их;

-контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-   способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

        – осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму.

-самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

-осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Ученики получат возможность научиться:

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др., в том числе с использованием Интернет ресурсов);

– создавать модели и схемы для решения задач и преобразовывать их;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– проводить сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

-самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;

-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  -строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

   - понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр;

-принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

-контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Ученик  получит возможность научиться:

  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
  •  контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Чтение. Работа с текстом  (метапредметные результаты)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного          

Выпускник научится:

– находить в тексте конкретные сведения, факты;

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

- характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов;

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

– использовать формальные элементы текста  для поиска нужной информации;

– работать с несколькими источниками информации;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,  

     подтверждающие вывод;

– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,

 отвечая на  поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

 Работа с текстом: оценка информации

 Выпускник научится:

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

– сопоставлять различные точки зрения;      

– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

-выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

    - использовать начальные сведения о компьютере как универсальном средстве          обработки информации, инструменте моделирования и конструирования;

- владеть основами культуры работы с компьютерной техникой;

- обрабатывать несложную информацию с помощью компьютера.

        Выпускник  получит возможность научиться:

          - пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной,  

        звуковой информацией в сети Интернет.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

             -пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,    

              -использовать полуавтоматический орфографический контроль;

-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность

-научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет.

- критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

-создавать простые сообщения  с использованием иллюстраций,  текста;

-создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

-создавать простые изображения, пользуясь графическими

  возможностями            компьютера.

Выпускник получит возможность научиться:

-представлять данные.

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

-планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

-моделировать объекты и процессы реального мира.

 Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир»

В результате изучения курса будет:

1) сформировано понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформировано уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) сформировано осознанное понимание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) приобретены первоначальные  доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) приобретены первоначальные  доступные способы выявлять, причинно-следственные связи в окружающем мире.

                          Человек и природа

Выпускник научится:

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

-воспринимать мир не только рационально, но и образно;

        – узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

– и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

– использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

- узнавать о природных и географических особенностях Смоленской области;

– понимать необходимость сохранения  природы родного края.

Выпускник получит возможность научиться:

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

                                 Человек и общество

Выпускник научится:

        

– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

- узнавать  об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении села, области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край.

Выпускник получит возможность научиться:

– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                           Правила безопасной жизни .

Выпускник научится:

— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице, правил поведения на дороге.

-знать правила пользования общественным транспортом, пожарной безопасности, обращения с бытовыми и газовыми приборами;

-знать номера телефоны экстренных вызовов;

- знать правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае;

- знать правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством).

 

Выпускник получит возможность научиться:

— анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

-различать опасные растения и животные;

- анализировать ситуацию общения с незнакомыми людьми.

                                 СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                                                   Человек и природа

Введение. Этот удивительный мир

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Окружающий мир: неживая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Родная природа.

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

АСК: Животные нашего края. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. АСК: Охрана родной природы. Бережное отношение к растениям и животным.

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия АСК: Красная книга Смоленской области: Красная книга. «Чёрная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Мы – жители Земли.

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.         Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

        Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

        Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

        Животные – живые тела (организмы). Проведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.  АСК: Водоемы. Полезные ископаемые. Грибы Смоленской области. Растения нашего края. Животные нашего края.

        Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

        Как человек одомашнил животных.

        Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

        Растения – живые тела, (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

        Охрана растений.

        Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

  Земля – наш общий дом.

        Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

        Солнечная система. Солнце - звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

        Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. АСК: Реки Смоленской области. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.  АСК: Охрана природных богатств..

 Человек изучает Землю.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. АСК: Географическое положение Смоленской области. Площадь. Рельеф.

 Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Природные сообщества.

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. АСК: растения родного края. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. АСК: животный мир родного края.

Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. АСК: водоемы родного края.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. АСК. Растения нашего края.

 Человек – живое существо (организм).

        Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

        Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

        Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

        Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

        Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

        Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

        Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

        Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Человек – часть природы.

        Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Родная страна: от края до края.

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Твоё здоровье.

        Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.

                                        Человек и общество

Мы – школьники.

Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения  на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность сдержанность, аккуратность.

Твоё здоровье.

 Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

Я и другие люди.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою. Радоваться успехам друзей.) АСК: Наши земляки. 

Труд людей.

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. Особенности труда людей родного края. АСК: Смоленский лен

Семья.

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Наша страна – Россия. Родной края.

Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села), профессии (например, строитель, шахтёр, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

    Кто ты такой.

        Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

        Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники – органы чувств.

        Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

        Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

        ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

  Кто живёт рядом с тобой.

        Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. АСК:  Наши предки. Занятие предков.  Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

        Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор. АСК: Во что верили наши предки.  Праздники. Хороводы и игры.

  Россия – твоя Родина.

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом. АСК: Наши предки. Из варяг в греки

Москва — столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IX веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

АСК: Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы — граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. АСК: Герб и Флаг Смоленской области. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух- трёх народов.

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы, историей родного края.

Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

  Наша Родина: от Руси до России.

        Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства. АСК: Герб и флаг нашей области,  «Из варяг в греки»,  Смоленская крепостная стена, Города Смоленщины,  Письменность.

   Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

 Как люди жили в старину.

        Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.  АСК:  Наши предки. Занятие предков. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.

        Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

        Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

        Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

  Как трудились в старину.

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.).
АСК: Наши земляки.  Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). АСК: Города Смоленщины. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. АСК: Смоленский лен. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Человек среди людей.

        Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.

Человек – творец культурных ценностей.

Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I , во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. АСК: Смоленская крепостная стена. Улицы, история и происхождение названий города Смоленска. АСК: Творения В.И. Бажова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А.Жуковский,  А.Н.Плещеев, Н.А.Некрасов,  В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов).  АСК:  М.И.Глинка,   П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан, и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.Малявин, К.С.Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.).  АСК: Докучаев В.В..  

    Человек – защитник своего Отечества.

        Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

        Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов.

        Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. АСК: Военное прошлое Смоленского края. Места боевой славы. Практические работы. Работа с исторической картой. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года.АСК: Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох. Экскурсии. В  (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий). Практические работы. Работа с исторической картой.

Гражданин и государство.

Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символика государства. АСК: Символика нашей области.  Экскурсии. В  (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

                              Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

         Количество итоговых и проверочных  контрольных работ по классам

Текущий контроль осуществляется в форме устного и письменного опроса.

В соответствии с положением  о формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся в течение учебного года по окружающему миру   запланировано 2 контрольные точки: вводный контроль,  итоговый контроль для выявления уровня усвоения школьниками программного материала (промежуточная аттестация).

П./п.

Форма контроля

Кол-во часов

в 1 кл.

Кол-во часов во 2 кл.

Кол-во часов в 3 кл.

Кол-во часов в 4 кл.

Итого

Стартовая диагностика

-

1

1

1

3

Проверочных работ

-

4

4

5

13

Промежуточная аттестация

1

1

1

1

4

Экскурсии, опыты, практические работы

П./п.

Вид деятельности

Кол-во часов

в 1 кл.

Кол-во часов во 2 кл.

Кол-во часов в 3 кл.

Кол-во часов в 4 кл.

Итого

Практические работы

1

3

3

8

15

Экскурсии

12

9

3

1

25

Опыты

 3

2

 5

8

18

     

                                           ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе

Тема

Количество часов

1

Введение. Этот удивительный мир

1час

2

Мы — школьники

2 часа

3

Ты и здоровье

6 часов

4.

Я и другие люди

3 часа

5

Родная природа

30 часов

6

Труд людей

8 часов

6

Семья

2 часа

7

Наша страна — Россия. Родной край

14часов

Итого

66 часов

Тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе

Тема

Количество часов

1

Введение. Что окружает человека

1час

2

Кто ты такой         

Красота природы. Природа

14 часов

3

Кто живет рядом с тобой

6 часов

4

Россия — твоя Родина

13 часов

5

Мы — жители Земли

9 часов

6

Природные сообщества

23 часа

7

Природа и человек

2 часа

Итого

68 часов

Тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе

Тема

Количество часов

1

Земля – наш общий дом

7 часов

2

Человек, изучающий землю АСК[1]

4 часа

3

Царство природы АСК

27  часов

4

Наша Родина: от Руси до России АСК

11 часов

5

Как люди жили в старину АСК

12 часов

6

Как трудились в старину АСК

7 часов

Итого

68 часов

 АСК – Азбука Смоленского края

Тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе

Тема

Количество часов

1

Человек — живое существо (организм)

16 часов

2

Твоё здоровье

12 часов

3

Человек – часть природы

2 часа

4

Человек среди людей

6 часов

5

Родина страна: от края и до края

10 часов

6

Человек творец культурных ценностей

12 часов

7

Человек – защитник своего Отечества

5 часов

8

Гражданин и государство

5часов

Итого

68 часов

Материально – техническое обеспечение

Интернет-ресурсы.

1. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education

Наглядные пособия.

1. Таблицы. Растения и животный мир.

2. Географические карты. Физическая карта.

3. Глобус.

4. Иллюстрации с изображением растений, животных.

Технические средства обучения.

1.  Компьютер.

  2. Ноутбук

                                               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

   Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, на основе ...

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа России"

Здесь представлена рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" 3 класс. Автор А.А.Плешаков....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   на основе Примерной программы  ...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"

Учебно - тематическое планирование по окружающему миру. В программе дана пояснительная записка, содержание программы и результаты изучения предмета....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Школа России" к учебника А.А.Плешакова...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Школа России" к учебника А.А.Плешакова...