Конспект урока "Дорожные знаки" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сытикова Светлана Васильевна

Разработка урока по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnye_znaki.docx79.62 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир
Класс:
3 класс
Автор УМК:
«Школа России»
Тема урока: «
Дорожные знаки» (стр. 14-17)

Тип урока: изучение нового материала
Учитель:
Сытикова Светлана Васильевна 

Задачи:

- познакомить с характерными группами дорожных знаков; учить различать дорожные знаки.

- подвести учащихся к мысли о том, что знание дорожных знаков и соблюдение правил дорожного движения поможет сохранить собственное здоровье;

- развивать интерес к новым знаниям

                                                                                                             Планируемые результаты

Предметные:

Научаться различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; 

Анализировать, сравнивать, обобщать.

Метапредметные:

Регулятивные:  действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности,  вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения. 

Познавательные:  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. 

Достаточно полно и чётко выражают свои мысли, при необходимости задают вопросы уточняющего характера.

Личностные

формирование устойчивой мотивации к самостоятельной аналитической деятельности, оценка собственной учебной деятельности, осознание безопасного поведения на дорогах. 

Ресурсы урока: рабочая программа, учебник стр. 14-17, рабочая тетрадь стр.  карточки для парной и индивидуальной работы, картинки с изображением дорожных знаков, презентация «Дорожные знаки».  

Межпредметные связи: чтение – работа над выразительностью речи при чтении

                                                                                                           Ход урока

                      Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

                                                                          Мотивация познавательной деятельности

Эмоционально готовит уч-ся  к началу урока: 

- сегодня наш урок – урок изучения нового материала, а узнавать новое – это всегда очень трудно. Поэтому  я вам желаю успехов на уроке.

Рассуждают, опираясь на личный опыт, высказывают своё мнение.

                                                                            Актуализация  необходимых знаний

Создаёт условия для активизации знаний уч-ся  

- Когда человек собирается куда-то идти или ехать, родные и друзья ему всегда говорят: «Счастливого пути!»  Но для того, чтобы это пожелание сбылось, надо очень постараться, ведь любая дорога таит опасности.

- Давайте вспомним, какие правила безопасности должен соблюдать пешеход? 

Вспомните, над каким разделом мы работаем?  

- Проведём разминку
1. Как иначе называется пешеходный переход?
(Зебра)
2. Инспектор, регулирующий движение?
(Регулировщик)
3. Место для передвижения машин?
(Дорога)
4. Что бывает пешеходным и подземным?
(Переход)
5. Лицо, управляющее каким-либо транспортом?
(Шофёр)
6. Как называется аппарат, по которому переходят дорогу? (
Светофор)
7. Человек, передвигающийся пешком?
(Пешеход)
8. Кто должен обратить внимание на знак «Дети»?
(Водитель)
9. Сердце у автомобиля.
 (мотор)
10. Если на светофоре горит красный свет - …
(Стой)
11. Человек, не выполняющий правила дорожного движения?
(Нарушитель)
12. Что не должен превышать водитель?
(Скорость)

Игра «Мозговой штурм»

С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города, села?  (с 14 лет)
- Расскажите, какие правила безопасности нужно соблюдать, если катаешься на велосипеде? 
(пересказ)
- Если человек находится внутри транспорта, путешествует, он кто? 
(пассажир);

- Расскажите, какие правила безопасности нужно соблюдать при езде на личном и общественном транспорте? (пересказ).

Итог: На улице человек может быть пешеходом, пассажиром, велосипедистом. Но во всех случаях нужно выполнять правила безопасности. А так же правила культуры поведения в общественных местах.

Рассуждают, высказывают своё мнение, доказывают свою точку зрения.

                                                                                                        Организация познавательной деятельности

- Отгадайте загадку.

“Сами не видят, а другим указывают”

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Предлагает, подумать чему будут учиться…  

- Определите тему и задачи урока по схеме: тема урока:

 

                                          «Дорожные знаки»

                                                Цель урока:        

        ↓        ↓

           познакомиться…                                   учиться …

- Тема нашего урока — … («Дорожные знаки»)

- Ребята, как вы думаете, чему  мы должны сегодня на уроке научиться?  

- А что же такое «Дорожные знаки»?

Работа с текстом (парная)

Каждой паре выдается текст, уч-ся читают текст, делают пометки на полях по мере осмысления информации.

- Попробуем найти значение этого слова. На столе у вас листки с определениями. Прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки 

    Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов 

    Дорожные знаки – знаки действий, которые встречаются на уроке.

    Дорожные знаки -  элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний

     Дорожные знаки - пометка, изображение, предмет, в котором отмечается, обозначается  что-нибудь.

- Итак, какое определение вы выбрали?

- Дорожные знаки – замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Причём в разных странах они одинаковы.

(Историческая справка)

- В 1909 году на Международной конференции автомобилистов в г. Париже утверждены первые четыре дорожных знака

- Посмотрите, это старинные знаки и написаны по правилам правописания принятым в то далёкое время

- Попробуйте прочитать название этих знаков. (Перекрёсток, шлагбаум, двойной поворот, препятствие в виде насыпи и канавы)

На доске хаотично находятся карточки с дорожными знаками.

 - Что объединяет карточки на доске? (Это дорожные знаки)

 - Что их различает? (Форма, цвет, изображение)

 - Есть ли похожие знаки? Какие? Чем они похожи?

 Разделите знаки на группы  

 - Сколько групп знаков получилось и как можно назвать каждую группу? (разные мнения)

Решение проблемного вопроса

- Какая проблема встала перед нами?  

- Попробуем выяснить, как определить?

- Как мы можем узнать об этом?

-  Какой путь вы выбираете?

 - Какую цель  поставим перед собой на уроке? Узнать, правильно ли мы разделили знаки на группы, узнать, как называются группы знаков. Сегодня нам предстоит узнать, почему знаки имеют различный вид.

Музыкальная физминутка.

Создаёт условия для выполнения задания, предоставляя уч-ся возможность наблюдать, рассуждать, планировать свою деятельность.

-  Понаблюдаем за знаками и поработаем в группах.

- Вспомните правила работы в группах (на столах карточка «Правила работы в группах»)

Рассаживаются по группам 

(Каждая группа наблюдает, дописывает информацию о своём знаке…)

1 группа: (предупреждающие знаки)

1. Рассмотреть дорожные знаки.

2. Определить, что общего у этих знаков?

3. Какая форма у знака?

4. Какой цвет?

5. Что изображено на знаке?

6. Подумать, что могут обозначать эти знаки? (если трудно, смотри информацию в учебнике на стр. 14)

7. Как можно назвать эту группу знаков?

8. Какой вывод можно сделать?

9. Заполнить карточку для отчёта группы.

Вывод: Знаки  представляют собой  __________________________________ _____________ каймой. Эти знаки _____________________________ водителя о _______________________ к опасному участку дороги.  

 

2 группа: (запрещающие знаки)

1. Рассмотреть дорожные знаки.

2. Определить, что общего у этих знаков?

3. Какая форма у знака?

4. Какой цвет?

5. Что изображено на знаке?

6. Подумать, что могут обозначать эти знаки? (если трудно, смотри информацию в учебнике на стр. 14-15)

7. Как можно назвать эту группу знаков?

8. Какой вывод можно сделать?

9. Заполнить карточку для отчёта группы.

Вывод: Знаки  представляют собой  __________________________________ _____________ каймой. Есть знаки, на которых перечёркивающая линия Эти знаки что-либо ____________________________ водителю.  

 

3 группа: (предписывающие знаки)

1. Рассмотреть дорожные знаки.

2. Определить, что общего у этих знаков?

3. Какая форма у знака?

4. Какой цвет?

5. Что изображено на знаке?

6. Подумать, что могут обозначать эти знаки? (если трудно, смотри информацию в учебнике на стр. 15)

7. Как можно назвать эту группу знаков?

8. Какой вывод можно сделать?

9. Заполнить карточку для отчёта группы.

Вывод: Знаки  представляют собой  ________________________ круги с _____________

рисунком. Эти знаки  ____________________________ водителю, в какую сторону можно двигаться по дороге.  

4 группа: (информационно-указательные знаки)

1. Рассмотреть дорожные знаки.

2. Определить, что общего у этих знаков?

3. Какая форма у знака?

4. Какой цвет?

5. Что изображено на знаке?

6. Подумать, что могут обозначать эти знаки? (если трудно, смотри информацию в учебнике на стр. 15)

7. Как можно назвать эту группу знаков?

8. Какой вывод можно сделать?

9. Заполнить карточку для отчёта группы.

Вывод: Знаки  представляют собой  ________________________ прямоугольники  или квадраты с различными рисунками. Эти знаки  ____________________________, где ____________________________________________________________________ и т. д.

 

5 группа: (знаки сервиса)

1. Рассмотреть дорожные знаки.

2. Определить, что общего у этих знаков?

3. Какая форма у знака?

4. Какой цвет?

5. Что изображено на знаке?

6. Подумать, что могут обозначать эти знаки? (если трудно, смотри информацию в учебнике на стр. 16)

7. Как можно назвать эту группу знаков?

8. Какой вывод можно сделать?

9. Заполнить карточку для отчёта группы.

Вывод: Знаки  представляют собой  ________________________ прямоугольники   различными рисунками на ___________________ (белом) фоне. Эти знаки подсказывают водителю, где можно   ________________________________________________________________________________ и т. д.

 ( Отчёт групп - выступление групп во время отчёта каждой группы, оставшиеся группы делают пометки о знаках, на своих карточках)  

- Как проверить верность наших выводов?

- Что поможет вам убедиться в правильности определения?

- Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику.

 Организует работа по учебнику:

- Откройте учебник, найдите информацию на странице 14. Прочитайте её самостоятельно.  

- Есть ли дополнения к нашему рассуждению?

- Какое открытие вы для себя сделали?

Организует работу на закрепление материала.

Первичное закрепление.

В классе развешаны на стенах знаки? Назовите их и ответьте, к какой группе относятся.

- Какие дорожные знаки встречаются вам по пути от дома до школы?

(организует работу в учебнике: стр. 16)

- Чем  похожи  и  чем  отличаются  эти  два  знака?

- Какой  из  этих  знаков  важен  именно  для  вас - пешеходов?

Игра “Да - нет” 

- Прочитайте задание.

- Как бы вам хотелось выполнить это упражнение: индивидуально или в паре

1. Дорожные знаки разные в каждой стране.

Да; Нет.

2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.

Да; Нет.

3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

Да; Нет.

4. Сервис – это обслуживание.

Да; Нет.

5. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса?

Да; Нет.

6. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека.

Да; Нет.

7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах.

Да; Нет.

-  Для чего нам нужна информация, полученная на сегодняшнем уроке, зачем надо знать дорожные знаки? Для чего они нужны?

Отвечают на вопрос учителя, опираясь на личный опыт и знания.

Определяют тему и цели урока.

 

- Познакомиться … дорожными знаками;

- Учиться … делить дорожные знаки на группы и называть эти группы…

Наблюдают, рассуждают, планируют свою деятельность. Составляют предложения.

- Прочитать в учебнике, спросить учителя, вывести самим правило, лучше запоминается…

(дети выполняют движения под музыку)

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Работают в группах: рассуждают, высказывают своё мнение, доказывают свою точке зрения, определяют последовательность своих действий.

Надо обратиться к научной информации.

(учебник)

(работают с учебником, читают текст о дорожных знаках, приходят к выводу, что мы думали так же  и самостоятельно …)

Дети называют знак, определяют к какой группе его можно отнести, доказывают свой выбор.

Выполняют тест, выбирая правильный ответ

Чтобы обеспечить свою безопасность на дороге.

                                                                                           Подведение итогов. Рефлексия.

Проводит беседу по вопросам 

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги.

Продолжите фразу:

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

- Какие чувства вас переполняют? Попробуйте выразить это в своих «информационно-указательных знаках».  Напишите, что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке, кого вам захотелось поблагодарить и прикрепите свои дорожные знаки на доску магнитиком…

 

Анализируют содержание урока и собственную деятельность. Уч-ся дают оценку свой работы.

Дополнительный материал: правила работы в парах, группах

Диагностика достижения планируемых результатов: 

Дополнительное творческое задание: попробовать придумать знаки для нашей классной жизни. Нарисовать знак, соблюдая форму, цвет (запрещающий, информационно-указательный, предупреждающий…). Расскажите, какое правило классной жизни он обозначает, и где его можно разместить в классе?


 

«Дорожные ситуации»

Ситуация 1.

Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?

(Три девочки. Безопаснее всего дожидаться следующего зеленого сигнала.)

Ситуация 2.

Из автобуса вышли шесть человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступило  правильно?

(Один.  Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только потом переходить дорогу.)

Ситуация 3.

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги.  Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?

(Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.)

Тест.       Поставь V около правильного ответа

Как называется этот знак

Как называется этот знак

162776_w640_h640_542

Место остановки автобуса

25_4

Скользкая дорога

Место остановки трамвая

Движение запрещено

Железная дорога

Обгон запрещен

168

Пешеходный переход

o0lqkylijt

Неровная дорога

Подземный переход

Дорожные работы

Переход запрещён

Прочие опасности

Знак 3.2 - Движение запрещено

Въезд запрещен

105015764_570_900

Движение прямо

Движение запрещено

Движение запрещено

Стоянка запрещена

Въезд запрещён

Как называется этот знак

Как называется этот знак

162776_w640_h640_542

Место остановки автобуса

25_4

Скользкая дорога

Место остановки трамвая

Движение запрещено

Железная дорога

Обгон запрещен

168

Пешеходный переход

o0lqkylijt

Неровная дорога

Подземный переход

Дорожные работы

Переход запрещён

Прочие опасности

Знак 3.2 - Движение запрещено

Въезд запрещен

105015764_570_900

Движение прямо

Движение запрещено

Движение запрещено

Стоянка запрещена

Въезд запрещён


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России

Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....

конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение

конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...

Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....