Предметные результаты образовательной деятельности школьника и пути их достижения на уроке окружающего мира в начальной школе.
статья по окружающему миру

Нечаева Анна Александровна

Предварительный просмотр:

Нечаева А.А., учитель начальных классов

ЧОУ «Школа экономики и права» Красносельского района

Санкт-Петербурга

Предметные результаты образовательной деятельности школьника и пути их достижения на уроке окружающего мира в начальной школе.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

(Древняя китайская мудрость.) 

Курс «Окружающий мир» в начальной школе имеет огромное значение. Формируется целостная картина мира, осознаётся место человека в ней. Дети приобретают опыт общения с людьми, обществом, природой.

В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения.

Для достижения предметных результатов деятельности младших школьников в роли главного метода выступает наблюдение, как кратковременное, так и более длительное.

Свойства объектов изучаются через опыты. Используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней.

Экспериментирование – один из важнейших способов приобретения знаний. Ученики наблюдают происходящие в течение  эксперимента явления, делают выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: растениями и животными, твердыми телами, жидкостями и газами.

Учащимся предлагаются практические работы с объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами, планами и картами, приборами и моделями. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: договариваться, распределять работу, делать выводы.

В младшем школьном возрасте в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются дидактические и ролевые игры.

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка, и прежде всего его интеллекта. Школьники становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения.

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Можно использовать следующие типы уроков окружающего мира: урок-наблюдение, урок-поиск, урок-дискуссия, урок-практикум, урок-игра, урок творчества.

Данные уроки позволяют учащимся усвоить изучаемый материал. Развивается познавательный интерес. Появляются вопросы, на которые им хочется найти ответ.

Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира у младших школьников происходит при использовании в учебном процессе методов и приемов, способствующих этому.

Например: при прохождении темы «Планеты солнечной системы», учащиеся сами создают модели планет (лепят их из пластилина или вырезают из бумаги, ищут интересный материал в учебнике и дополнительной литературе. В классе выполняют коллективную аппликацию и рассказывают о планетах.

В процессе изучения окружающего мира на уроках и во неурочной деятельности, в школе и вне школы обучающиеся:

- овладевают навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

- знакомятся с основами экологической культуры;

- осваивают азы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- учатся понимать роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни, места своей семьи в прошлом и настоящем, своего края, в истории и культуре России, особой роли нашей страны в мировой истории и культуре;

- испытывают чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- усваивают государственную символику и достопримечательности России;

- знакомятся с этическими нормами и правилами поведения в природе и среди людей;

- усваивают первоначальные сведения о природном разнообразии, особенностях растительного и животного мира;

- устанавливают причинно-следственные связи между температурой и сезонными изменениями в жизни растений, животных, трудовой деятельности человека;

Полученные знания учащиеся используют не только в учебной деятельности, но и повседневной жизни. Это позволяет расширить кругозор и культурный опыт, формирует умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...

«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Общество стоит перед проблемой экологического  воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...

Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе.

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...

мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"

В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....

"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс

Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....

Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира в начальной школе

Несмотря на то, что экология как наука появилась почти 2 века назад, интересовались ею только учёные, и долгое время экологическому воспитанию не уделялось должного внимание, и люди не задумывались о ...