Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе.
статья по окружающему миру на тему

Зуева Екатерина Анатольевна

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально творческой деятельности, экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде. Поэтому в своей работе я ищу методы и приёмы, способствующие повышению мотиваций и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставлю перед собой следующую задачу: как научить учиться младшего школьника в современных условиях?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zueva_e._a.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Зуева Екатерина Анатольевна,

учитель начальных классов МКОУ  АСОШ №6,

Iквалификационная категория

Проектная деятельность

 на уроках окружающего мира в начальной школе.

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально творческой деятельности, экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде. Поэтому в своей работе я ищу методы и приёмы, способствующие повышению мотиваций и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставлю перед собой следующую задачу: как научить учиться младшего школьника в современных условиях?

Я работаю по программе УМК «Школа России». Обучение строится с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, ориентируется на формирование компонентов учебной деятельности, на развитие умения, и желание детей учится, на воспитание духовной и эмоциональной культуры школьника, развитие его эрудиции и творчества с самого начала своей педагогической деятельности основными методами работы по окружающему миру были рассказ учителя, беседы с учащимися и работа с учебниками. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили тексты. Эти методы работы убедили меня в том, что дети теряют интерес к такой чудесной дисциплине, как окружающий мир. Некоторое время я находилась в поиске, как  сделать обучение ребёнка радостным и интересным. Изучив большое количество педагогических источников, просмотрев ещё несколько раз курс по окружающему миру, я пришла к выводу, что отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир»- его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать эрудицию и творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и обществе, а ведущей идеей обновления методов работы на уроках окружающего мира- отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

- существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

- значимость предполагаемых результатов ( практическая, теоретическая, познавательная);

- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

- структурирование этапов выполнения проектов;

- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в младших классах - это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования.

Педагогическая ценность проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержание в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

- заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта. Как это может выглядеть практически,  представлено на примере учебного занятия по курсу А.А.Плешакова «Окружающий мир», которое прошло в 1 классе.

        Тип проектной деятельности: исследовательский.

        Тема звучит следующим образом: «Откуда в снежках грязь?». Она  не надумана, она вытекает из требования программы по этому курсу. И как видно из названия, уже предполагает проблему и нацеливает учащихся на выдвижение гипотез и поиск ответа. А задача учителя - быть помощником на всех этапах урока.

        В ходе учебного занятия были определены следующие задачи:

        - организация деятельности учащихся для знакомства

        - способствовать формированию умения учащихся исследовать практически природные объекты; развитию умения систематизировать и классифицировать, умения устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды;

        - воспитание интереса к изучаемому предмету.

        Была проведена подготовительная работа: с прогулки принесены снежки, положены в стаканы для таяния.

         Потребовалось оборудование: стаканы с тающим снегом (4), стакан с воронкой и фильтром (4), фишки, учебник 1 класс и рабочая тетрадь для 1 класса.

        Занятие проходило по плану:

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы.

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности.  Выделение цели с помощью учителя.

Третий этап является подготовительным.

Разработка проекта( план деятельности по достижению цели.) В ходе этой деятельности составляется план  деятельности по разработке проекта.  Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. Выполнение проекта (конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели.)

Работа проводится в группах. Причем работа может быть организована  по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди.  На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью.

Пятый этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям».  Но значение остальных групп, также остается важным. Группы внимательно следят за работой своей части проекта и при необходимости могут внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. В ходе самоанализа дети получают положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

На доске план действия.

Действия в группе

  1. Обсуждение заданий (Коллективно)
  2. Выполнение практического задания («экспериментаторы»)
  3. Оформление  задания («иллюстраторы»)
  4. Формулирование выводов («аналитики»)
  5. Применение результатов («Исследователи»)

На мой взгляд, этот метод работы позволяет  не только развивать знания, умения, навыки, но и индивидуальные способности каждого ребенка в своем классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.

Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как  условие  развития  положительной мотивации  учащихся....

Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе

В статье "Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе" рассматривается метод проектов как условие развития социального аспекта личности за счёт включени...

"Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе"

Статья " Проэктная  деятельность  на  уроках  окружающего  мира  в  начальной  школе"....