"Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе"
статья по окружающему миру (1 класс)

Бочарова Елена Александровна

Окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе

В последние годы Россия сменила курс обучения, это обуславливается различными факторами, например, развитие научно-технического прогресса, уровень жизни граждан, изменение психологического аспекта самих детей. В связи с этим и пересмотрели методы и способы обучения, поэтому урок в традиционным формате сейчас как никогда неактуален.

К сожалению, сейчас мы можем наблюдать снижение мотивационного фона учеников, поэтому учителя стараются разнообразить уроки, сделать их как можно интереснее: игровые технологии, в том числе с применением компьютерных технологий, метод кейсов, «Мозговой штурм», метод гиперболизации, метод образной картины и так далее. Но в этой статье мы остановимся на одном из самых использованных методов для обучения в школе – методе проектов и как эффективно интегрировать данный способ в предмет «Окружающий мир».

Для начала, мы должны понимать, что под собой подразумевает понятие «метод проектов». Доктор педагогических наук, профессор Евгения Семеновна Полат считает: «Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности». Т.е. решая какую-то проблему, учащиеся должны прийти «осязаемым» знаниям. По своей сути ученики самостоятельно или в группах в течение определенного времени ставят задачи, ищут необходимую информацию, структурируют полученную информацию, формулируют определенные выводы, а затем готовят отчет о ходе выполнения проекта, с готовностью объяснить результаты, которые они получили или не получили и причины этого.  На этапе представления возможны варианты, это может быть устный вид, устная защита проекта с демонстрацией каких-то материалов или этапов или иметь письменную форму. Более того, проблема, которая ставится перед ребенком знакома и значима. Таким образом, основной принцип понимания, что же такое «метод проектов», можно сформулировать следующим образом: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».  

Несмотря на то, что технология, активно начала использоваться в России лишь не так давно, сам метод не нов. Первым, кто заговорил о нем, был амереканский философ Дж. Дьюи, а в России в XX  веке, заинтересовавшись работами американских ученых, С. Т. Шацкий с группой исследователей пытались активно реализовать их в преподавании уже в нашей стране. Позже в школы пытались включать данный метод обучения, но он не давал своих результатов, так как делали это непоследовательно, в следствии чего, в начале 1930-х  годов, метод был раскритикован и забыт на долгие годы.

Сегодня в начальной школе применяются следующие методы, чья форма  адаптируются специально для учащихся 1-х – 4-х классов:

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • обсуждение результатов с выведением последующих выводов и рекомендаций.

Согласно УМК «Школа России», использование проектов на уроках окружающего мира осуществляется, начиная с 1 класса. Конечно, есть и некоторые особенности данного метода, связанные с применением именно на уроках окружающего мира, например, изучение в первую очередь региона проживания ребенка, его историко-культурные особенности и природу. Во-вторых, в связи с возрастными психологическими особенностями учащихся, проекты обладают краткосрочным характером. Кроме того, место выполнения проекта не ограничено, это может быть как непосредственно класс, территория школы, музей, который ребенок посетил с классом или родителями, дом, где проживает ребенок и так далее. Отсюда вытекает, что подготовить проект ребенок может непосредственно в классе на уроке или дома самостоятельно.

 Первоклассники  готовят рассказы с демонстрацией материала по таким темам, как «Моя малая Родина» (раздел «Кто и что»), «Моя семья» (раздел «Как, откуда и куда?»), «Мой класс и моя школа» (раздел «Где и когда?»), «Мои домашние питомцы» (раздел «Почему и зачем?»).

Во втором классе темы  проектов усложняются и углубляются: «Родной город», «Родословная», «Профессии», «Красная книга», «Города России», «Страны мира». В третьем классе, ученикам предлагаются следующие темы: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защитит?», «Экономика родного края», «Музей путешествий», а в 4-м классе: «Всемирное наследие», «Где мы были», «Природа родного края», «Павел I – император-рыцарь», «Святой князь Александр Невский», «Великие победы России», «Я – гражданин России».

Темы, которые предполагаются для изучения с помощью проектной деятельности в УМК «Новая школа» могут быть сложны для ребенка, и может потребоваться помощь старших, но благодаря именно этой технологии, ученик лучше запомнит материал, будут развиваться творческие способности, мыслительные функции, а также ребенок сможет самовыразиться через свою работу.  

Литература

  1. Плешаков А. А.  Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.– 95 с.
  2. Плешаков А. А.  Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений  в 2-х частях с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2021.– 96 с.
  3. Плешаков А. А.  Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений  в 2-х частях с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2020.– 160 с.
  4. Плешаков А. А.  Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений  в 2-х частях с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2021.– 160 с.
  5. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М.В.,. Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Учебное пособие. М., 2005. 58 c.
  6. Романовская М. Метод проектов в начальной школе // Издательство : Педагогический поиск, 2014 г.
  7. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для учителей начальной школы. - М.: Просвещение, 2011.– 528 с.
  8. Карачев А.А. , Каплин Р. Е. «Категория опыта в педагогической философии Дж. Дьюи и проектный метод обучения школьников» // Преподаватель XXI века. – 2007 – № 1.
  9. Трубачева А. И. «формирование основных компетенций в ходе реализации проекта на уроках окружающего мира» // Пректирование. Опыт. Результат. – 2018 – № 1.
  10. Педагогика Дьюи // Первое сентября. – 2000 – № 53.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...

Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе.

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.

Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как  условие  развития  положительной мотивации  учащихся....

Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе

В статье "Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе" рассматривается метод проектов как условие развития социального аспекта личности за счёт включени...

"Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе"

Статья " Проэктная  деятельность  на  уроках  окружающего  мира  в  начальной  школе"....