Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе
статья по окружающему миру (3, 4 класс)

В статье "Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе" рассматривается метод проектов как условие развития социального аспекта личности за счёт включения её в различные виды деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon butina_s.v.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе

Бутина Светлана Викторовна

учитель начальных классов,

г. Челябинск, МБОУ СОШ №105

Проектная деятельность на уроках окружающего мира в рамках ФГОС направлена на воспитание и развитие думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Для этого необходимо систематически и целенаправленно включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции.

Дети  младшего школьного возраста по  природе своей исследователи  и с большим интересом  участвуют в различных  проектах.  Успех исследования во многом зависит от его организации.  Организуя  проектную деятельность  младших школьников,  необходимо придерживаться следующих правил:  поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными  для ребенка,  работа  должна выполняться им добровольно  и быть обеспечена  необходимым  оборудованием,  средствами и материалами.

Проектная деятельность – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Метод проектов развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими. При создании проектов возникает потребность в  тесном сотрудничестве  с учителями – предметниками, работниками школьной и районной библиотек, родителями

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу. На уроках окружающего мира  использовать специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом – мотивацию. Для этого в начале работы над проектом необходимо сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5 человек.Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Например, в проекте «Красная книга» основополагающий вопрос – «Что такое Красная книга?». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом «Какие бывают книги?». Цель работы данной группы – определить, типологию книг. Другая группа работает с вопросом «Почему цвет лежит в названии книги?». Цель работы данной группы – провести опрос среди детей и взрослых на тему «Что означает красный цвет?». Третья группа работает с проблемным вопросом «О чем или о ком может быть эта книга?». В их задачу входит поиск объекта.

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, ИЗО, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить каталог комнатных растений, создать наглядное пособие, настольную игру и др.).Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Каталог комнатных растений» или «Атлас удивительных животных и растений», игра «Найди клад» и т.д.Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.

Вторая опасность – при выполнении проекта не превратить проект в реферат.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

Рекомендуемая литература по данной проблеме:

1.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

4.   Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. – 2004. - №2.

5.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

6.  Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2003. №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...

Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе.

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.

Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как  условие  развития  положительной мотивации  учащихся....

"Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе"

Статья " Проэктная  деятельность  на  уроках  окружающего  мира  в  начальной  школе"....