Главные вкладки

    Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".
    статья по окружающему миру на тему

    Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально творческой деятельности, экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде. Поэтому в своей работе я ищу методы и приёмы, способствующие повышению мотиваций и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставлю перед собой следующую задачу:  как научить учиться младшего школьника в современных условиях?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_2.docx1003.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Серова Юлия Сергеевна

    учитель начальных классов МБОУ ООШ №3,

    I квалификационная категория

    Проектная деятельность

     на уроках окружающего мира в начальной школе.

    Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально творческой деятельности, экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде. Поэтому в своей работе я ищу методы и приёмы, способствующие повышению мотиваций и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставлю перед собой следующую задачу:  как научить учиться младшего школьника в современных условиях?

    Я работаю по программе УМК «Школа России». Обучение строится с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, ориентируется на формирование компонентов учебной деятельности, на развитие умения, и желание детей учится, на воспитание духовной и эмоциональной культуры школьника, развитие его эрудиции и творчества с самого начала своей педагогической деятельности основными методами работы по окружающему миру были рассказ учителя, беседы с учащимися и работа с учебниками. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили тексты. Эти методы работы убедили меня в том, что дети теряют интерес к такой чудесной дисциплине, как окружающий мир. Некоторое время я находилась в поиске, как  сделать обучение ребёнка радостным и интересным. Изучив большое количество педагогических источников, просмотрев ещё несколько раз курс по окружающему миру, я пришла к выводу, что отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир»- его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать эрудицию и творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и обществе, а ведущей идеей обновления методов работы на уроках окружающего мира- отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

    Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

    - существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

    - значимость предполагаемых результатов ( практическая, теоретическая, познавательная);

    - применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

    - структурирование этапов выполнения проектов;

    - самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

    Проекты в младших классах - это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования.

    Педагогическая ценность проекта определяется:

    - возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

    - содержание в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

    - навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

    - заинтересованностью ученика в работе.

    Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

    Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

    Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес.

    В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. С целью обучения такому виду деятельности был намечен специальный цикл уроков по программе А. А. Плешакова «Окружающий мир». Из цикла следует, что необходимо не оставить без внимания экологическое образование школьников, которое входит в программу «Окружающий мир». По- моему мнению педагогов данной школы, проектная деятельность может быть тесно связана с реализацией здоровье сберегающих технологий в учебном процессе, с экологическим образованием школьников.

    Цель  здоровье сберегающих технологий- формирование человека нового типа с новыми взглядами на жизнь и определённым багажом знаний о здоровье, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой и с самим собой.

    Проектная деятельность на моих уроках окружающего мира проходит в несколько этапов.

    Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Например. Группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы , испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо  детей пересадить  в соответствии с образовавшимися группами. Состав группы формируется с учётом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей».

    Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности.  Целеполагание (выделение цели с помощью учителя.)построение зависит от содержания урока.

    Третий этап является подготовительным.

    Разработка проекта ( план деятельности по достижению цели.) В ходе этой деятельности составляется план  деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план  лишь корректируется при необходимости. Далее определяются  основные  разделы проекта. Здесь необходимо уточнить,  что в нашем случае проектирование рассматривается как разработка  определённой темы, результатом которой является определённый продукт. Поэтому учитель может направить работу детей так, чтобы результатом стал выбор, близкий в выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль «аналитиков»,  которым предстоит откорректировать  предложения остальных детей.

     Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. Выполнение проекта (конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели.)

    Работа проводится в группах. Причем работа может быть организована  по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди.  Тогда результат оформление каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп.  Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идет обучение учащихся и необходимо руководящая роль учителя.   В дальнейшем можно  каждой  группе поручить разработку своего  раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью.

    Пятый этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям».  Но значение остальных групп, также остается важным. Группы внимательно следят за работой своей части проекта и при необходимости могут внести коррективы.

    Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. В ходе самоанализа дети получают положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

    Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом. Например (здоровье сберегающее направление проекта).

     Тема: «Здоровье - богатство на все времена».

    Учащиеся должны знать: органы чувств и их значение, правила здорового образа жизни, причины ухудшения здоровья, пословицы  о здоровье.

    Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы, составлять связные рассказы по материалам проведённой работы, работать в группах, пользоваться продуктами собственной деятельности.

    Оборудование: рабочая тетрадь А. А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть, раздаточный материал для выполнения заданий каждой группы, альбомные листы для оформления проекта, справочная литература, клей, фломастеры, цветные карандаши, иллюстрированный материал.

    ǀ. Организационный момент.

    - Распределение детей по группам.

    Организую несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта. В каждой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель. Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

    - Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

    ǁ. Формулирование темы и цели урока.

    Предлагаю детям принять участие в проекте «Здоровье - богатство на все времена».

    Дети перечисляют особенности проектной деятельности (выступление групп по плану, поочередное выступление в соответствии отведённой ролью, умение выслушивать докладчиков, анализировать сообщения, использовать в работе научные источники и ориентироваться в них, отстаивать свою точку зрения опираясь на научные источники, работать в проекте коллективно).

    На доске план действия.

    Действия в группе

    1. Обсуждение заданий (Коллективно)
    2. Выполнение практического задания («экспериментаторы»)
    3. Оформление  задания («иллюстраторы»)
    4. Формулирование выводов («аналитики»)
    5. Применение результатов («Исследователи»)

    На мой взгляд, этот метод работы позволяет  не только развивать знания, умения, навыки, но и индивидуальные способности каждого ребенка в своем классе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

    В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

    Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.

    Развитие общих  исследовательских  умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...

    "Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

    В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

    Урок окружающего мира УМК «Начальная школа 21 век» 1 класс Тема: «Где ты живешь?»

    Приходя в первый класс, дети осваивают новые для себя роли. Они теперь - ученики. Многим из них приходится уже самостоятельно добираться до школы. И очень важно, чтобы путь этот был безопасен для них....

    Развивающее обучение на уроках окружающего мира в начальной школе

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе....

    Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

    Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....