Жизнь древних славян 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кононова Татьяна Николаевна

Конспект  к уроку окружающего мира в 4 классе. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_drevnih_slavyan.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 2

Кононова Татьяна Николаевна- учитель начальных классов.

Предмет :окружающий мир, УМК «Школа России»,  4 класс

Тема урока: Жизнь древних славян.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: ИКТ, словесный, практический, наглядный.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о жизни древних славян.

Задачи урока:

  1. образовательные: сформировать представление о жизни древних славян;

познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян.

2) развивать  мышление, устную речь, умение работать с картой,

3) воспитывать умение слушать товарища, прививать интерес к истории Отечества

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;
  2. компьютер, экран, презентация PowerPoint.
  3. карта «Расселение древних славян», контурные карты.
  4. толковые словари русского языка С.И. Ожегова, справочное пособие «Полный школьный курс», энциклопедия «Все обо всем»
  5. Учебники;
  6. Карточки для «Кластера»,   разрезные карточки для работ по группам, маршрут урока (поэтапная самооценка)
  7. Клей , цветные карандаши.

Технологии: приемы  технологии активизации и интенсификации интеллектуальной

                      деятельности,  разноуровневая дифференциация.

                                            Ход урока

№                      

Содержание урока

Вид работы

Время

№ слайда

1

 Орг. момент.

-Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, в течение урока сами будете оценивать  свою работу на маршрутных листах.

-Сядьте правильно, проверьте готовность учебных принадлежностей к уроку.

Фронталь

ная

№1

2.

Повторение изученного материала.

-Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». - Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, истории развития человечества.

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени)  

Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время. Пятая - Новейшее время.  

- Назовите предположительные отрезки времени каждой эпохи.

 - На прошлом уроке, вы получили задание

 - Найти значение слов: ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ 

- Объясните значения этих слов:

Предки – это люди, которые жили перед нами.

Современники  - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

Потомки -  это люди, которые будут жить после нас.

 

Выберите истинное высказывание.

Наши предки живут в далеком будущем.

Наши потомки жили в далеком прошлом.

Наши предки жили в далеком прошлом.

- Почему  опять зашёл разговор о прошлом? Как вы думаете?

 - Да, мы сегодня действительно вернемся в прошлое, чтобы

начать изучать большой раздел «История Отечества» , а вот к какому  народу мы отправляемся, необходимо разгадать кроссворд, в котором спрятано его название.

  1. Наука, которая изучает жизнь человека в прошлом.
  2. Имя богини - покровительницы этой науки.
  3. Большое животное, на которое охотились древние люди.
  4. Отрезок времени в сто лет.
  5. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.
  6. Название учебного предмета, на котором будем читать исторические тексты.
  7. Наука, которую иногда называют “наукой лопаты. ”

Фронталь

ная

Работа со словарем в группе

Мозговой штурм

№2

№3

№4

3

Сообщение темы и  цели урока.

- Прочтите ключевое слово (славяне), объявление темы урока.

Какая будет тема урока?

- СЛАВЯНЕ - крупнейшая в Европе группа родственных народов.

- Прежде чем отправиться в прошлое , нам нужно составить план изучения жизни древних славян.

- Перед вами вопросительные слова, используя их составьте вопросы по данной теме.

  • Где жили древние славяне.
  • Чем занимались
  • Во что верили древние славяне

Практическая работа

Составление кластера

на экране и в группах (дети пишут вопросы и наклеивают на

лист)

№5

4

Изучение новой темы.

- Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки.

- Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

- Перед вами на столе лежат письменные исторические источники. Прочитайте текст №1, библейскую легенду о расселении людей на земле из летописи Нестора

КАРТОЧКА № 1, с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка №1)

 Карточка № 1

 - Подчеркните названия племен в тексте.

 Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

 - Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полчане, словени, северяне)

  Работа с картой.

 - Рассмотрите карту (с. 35 учебника)

 Посмотрите на условные обозначения и скажите:

 - На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

 - К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточным славянам).

Работа с контурной картой

Раскрасьте на контурной карте территорию ,которую заселили восточные славяне. По берегам каких рек поселились восточные славяне) Подпишите название рек так, как показано на карте в учебнике (печатными буквами по направлению течения реки).

-Как думаете предки какого народа жили по берегам реки Волги, Дона? (русские)

-Что может вам сказать географическое понятие «Киев»? ( столица, Украина )- Какой народ населяет эту территорию? (украинцы)

- Севернее Украины находится какое государство? (Беларусь) Как назовёте народ, который живет на территории этого государства? (Белорусы)

Вывод: Восточные славяне были предками … (русских, украинцев и белорусов)

IV. Физминутка 

- Ребята мы отправимся в лес , в котором жили восточные славяне.

 Руки подняли и помахали

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули-

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем-

 Это к нам птицы летят.

 Как они сядут, тоже покажем-

 Крылья сложили назад.

Рассказ учителя

Индивидуальная работа

по тексту

Индивидуальная работа

Летопись

Нестора

Практичес

кая работа с картой и

контурной картой

слайд №7

Слайд № 8

Слайд №9

№6

5

Работа в группах. ( Информационные карты у каждой группы, работа с учебником и дополнительным материалом)

( 1-я группа) Поселение

 Славяне жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери.

    Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

 

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.

ЗАНЯТИЕ СЛАВЯН

 (2-я группа)

 Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.

ЯЗЫЧЕСТВО

 -3-я группа расскажет, во что верили др. славяне

 До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники – это люди, верящие во множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, – отсюда и само слово «язычество». Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния – славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю – мать всего живого, и солнце – источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи – низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб.

Духи, божества природы.

 Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.

 Сообщения о домовом, лешем, водяном.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств.

Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников

Учитель 

-  Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

 Многие из них сохранились до наших дней.

 - Как вы думаете, какие это праздники?

Дети распределяют

отвечающих в своей группе, готовятся к ответу.

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

6

Закрепление, проверка полученных знаний.

3-4 человека–выполнит задание теста.

ТЕСТ (У каждого на столе тест)

 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

 а) восточных славян;

 б) западных славян;

 в) южных славян.

 2. Древние славяне жили:

 а) в одиночку;

 б) семьями;

 в) племенами.

 3. Богом грома и молнии у древних славян был:

 а) Зевс;

 б) Перун;

 в) Марс.

 4. Свои дома славяне строили:

 а) из камня;

 б) кирпича;

 в) столбов деревьев.

 5. Славяне носили одежду из:

 а) льна и шерсти;

 б) хлопка;

 в) шёлка.

Самопроверка  по   контрольной карточке. 1 а, 2 в,  3 б,  4 в,  5 а.

3-4 человека. Определить части поселения славян

3-4 человека  Задание по карточке «Найди неверное высказывание»

3 -4 человека  Заполните таблицу, распределив  слова в столбики

3-4 человека  Соедини стрелками занятие и его продукт деятельности.

3-4 человека Заполнить таблицу сравнения.

Дети восточных славя и дети современного мира.

Индивидуальная работа. Написать мини-сочинение по теме Древние славяне.( Читает свою работу самым последним)

                                    Проверка по слайдам

Итог

- Кто такие восточные славяне?

- С чем были жизнь, занятия, верования славян.

Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

Разноуровневая дифференциация.

Индивидуаль-

ная или в парах взаимопомощи

Слайд №20

№21

№22

№23

№24

7

Рефлексия.

Я   повторил

      узнал

      задумался

      удивился

Фронтальная

8.

Домашнее задание.

С.34-39, Задание 1,3, контурные карты доделать, приготовить к сдаче на оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"

Цели: воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;развивать  устную речь, воображе...

урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"

Урок  с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...

Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс

Урок составлен на основе системно-деятельностного подхода в рамках программы "Школа России"....

Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс УМК Школа России

Открытый урок и презентация по теме "Жизнь древних славян" .  4 класс. Используется технология РКМЧП. Часть 1....

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...