Конспект урока "С севера на юг"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)

Тема урока 

: "С севера на юг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_v_4v_klasse.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающий мир в 4В классе.

УМК «Перспектива»

Тема урока: С севера на юг.

Цели: способствовать формированию представлений о природных зонах России, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информацией и анализа полученной информации, со значением природных зон для человека, с понятием высотная вертикальная поясность, развивать познавательную активность, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

Планируемые результаты

Предметные: овладеть способностью понимать и формулировать учебную

задачу урока; знать и уметь называть основные природные зоны России, пользоваться картой природных зон и физической картой, как источником информации, дать ответ, почему происходит смена природных зон, причины смены зон в области высотной поясности.

Метапредметные: добывать новые знания. отвечать на вопросы. обобщать

полученные знания и формулировать выводы из изученного материала, взаимодействовать в паре при выполнение учебных заданий, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: осознавать уникальность природного многообразия России и его ценность как нашего общего достояния.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративная, частично- поисковая, индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, карта физическая, карта

«Природные зоны России»/

Ход урока:

I. Организационный момент.  

Учитель: Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока, открытия новых знаний и отличных отметок.

- На прошлом уроке с какой темой познакомились?

(«Путешествие по морским просторам»)

- Правильно, мы путешествовали по морям, которые омывают нашу страну.

Незаменимой нашей помощницей была…(карта).

-А что такое карта?

(Это уменьшенное изображение земной поверхности)

-Нужны ли путешественнику знания природы?(…)

Давайте узнаем, достаточно ли у вас знаний для дальнейшего «путешествия».

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

- Проведем небольшую проверку ваших знаний с помощью теста. Вы

ответите на вопросы (5 мин дается).

Взаимопроверка. (Учитель читает, дети проверяют, из данных 4-х ответов должен быть выбран правильный ответ, если правильно, рядом ставят +)

- Критерии оценивания на доске. (Оценивают). Слайд 1

2. Работа с картой.

-Попрошу выйти от каждой группы по 1 ученику. Нужно выбрать себе

задание ( задания в конвертах).

1 конверт

Показать на карте моря Тихого океана, которые омывают нашу страну.

2 конверт

Показать на карте моря Атлантического океана, которые омывают нашу

страну.

3 конверт

Показать на карте моря Северно-Ледовитого океана, которые омывают

нашу страну.

Доп. вопросы классу:

- А Каспийское море? ( Это не море, т.к. оно не соединено с океаном).

- Сколько всего морей омывают берега России? (12 морей).

-Почему так много? ( Страна очень большая, просторная.)

-Да, наша страна так широко раскинулась, вот об этом Арина прочитает

нам стихотворение, мы сейчас дадим ей слово.

III. Самоопределение к деятельности.

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса, и горы.

И север есть у нас, и юг

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг

Там холода и вьюги.

В Москве спать ложатся сейчас.

Луна глядит в оконце

Дальневосточник в тот же час

Встает, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.                                      

                                                                                Н.Забила.

-Какие картины природы увидел автор на севере нашей страны? На юге?

- Действительно, настолько природа отличается, что формируется много

природных зон в нашей стране. Я вам предлагаю совместными усилиями

определить какие природные зоны существуют в России с помощью

карты природных зон.

IV. Изучение темы.  

1. Какая тема сегодняшнего урока? Кто догадается? Сформулируйте задачи

урока. ( Знакомство с природными зонами, знакомство с новым видом

карты, сравнение карт) Слайд 2

1 группа- Познакомьтесь с картой природных зон России (стр. 76-77). Сравните её с физической картой нашей страны (стр. 52-53). Что обозначают разные цвета на карте природных зон? (Приложение 1)

Ответы учащихся

2 группа - Определите по карте «Природные зоны России» (стр. 76-77), какие природные зоны есть в России. (Приложение 2)

Ответы учащихся (Слайд 4)

V. Гимнастика для глаз

3 группа- Проследите, почему происходит смена природных зон с севера на юг? Учебник стр.78 (Приложение 3)

Ответы учащихся (Слайды 5,6,7,8)

(Лучи солнца падают отвесно. Отвесно- прямо или под прямым углом

когда падают нагревается земля. Чем сильнее нагревается земля, тем

сильнее нагревается воздух и выше температура. )

- Угол, под каким падают на поверхность лучи, меняется постепенно,

поэтому как будет меняться природа? (Постепенно).

-Поэтому и есть основные природные зоны и промежуточные- (переходные).

4 группа - Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?

Что такое высотная поясность? (учебник стр. 78) (Приложение 4)

Ответы учащихся (Слайд 9)

- Высотная поясность - это закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания высоты(высоты над уровнем моря). Между широтными поясами и высотными зонами есть частичное сходство в климатических особенностях, размещении растительности и почв. Высотная поясность объясняется изменением климата с высотой: при подъеме на 1 км температура воздуха снижается в среднем на 6 С, уменьшается давление воздуха, его запыленность, возрастает интенсивность солнечных ультрафиолетовых лучей, до высоты 2-3 км увеличиваются облачность и количество осадков. В результате t воздуха снижается по мере роста высоты. Кроме того, происходит уменьшение количества осадков из-за барьерного эффекта- горы создают барьер при продвижении облаков.

- Как вы поняли, почему в горах происходит смена поясов? ( Понижается t-

ра, давление воздуха, мало кислорода, больше ультрафиолетовых лучей)

- Как вы думайте. в каких горах природа разнообразнее: в высоких или

низких?

- Верно, чем выше горы, тем больше набор природных зон. А первая

природная зона у подножия та, в которой находятся горы.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Игра Соотнеси животное и растения с природной зоной (Слайды 10 и 11)

2. Выполнение задания № 3 в рабочей тетради стр. 44. Проверочная

работа с последующей взаимопроверкой .

VII. Подведение итога урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Почему происходит смена природных зон?

-Чем объясните смену природных зон в области высотной поясности?

VIII. Рефлексия

На уроке я:

узнал

удивился

было трудно

было интересно

IX. Домашнее задание.

Прочитать статью на стр.76-79, пересказ ответить на вопросы на стр.79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Животные севера".

Данный материал может использоваться в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного и младшего школьного возраста. Основное внимание на уроке уделяется употреблению грамматических форм....

конспект урока окружающего мира 4 класс На севере Европы

Данный конспект соответсует УМК "Школа России"...

П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Тропинка в природу Севера»

Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...

Конспект "На севере Европы"

Конспект и проекты....

Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"...