Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Вологдина Надежда Григорьевна

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе:   - Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесёнными Федеральными законами от 14.06.2014 №145-ФЗ, от 06.04.2015 №68-ФЗ, от 02.05.2015 №122-ФЗ);  - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009 № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241,от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060,от 29.12.2014 N 1643);-  Авторская программа «окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой,  в рамках проекта «Начальная школа 21 века», под редакцией  Н.Ф. Виноградовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okr.mir_nsh_21_vek.docx94.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Н.Д. Лицмана»

МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана»

РАССМОТРЕНО

 Зав.кафедрой_____________ Литовских Е.В.

 Протокол № 5 от «1» июня 2020 г.

              СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора  по УВР

_________________ Куликова О.С.

 

 УТВЕРЖДЕНА

 приказом  директора

 № 33 от  «31» августа 2020г.

Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»

 
 1-4 классы

Составитель: Вологдина Н.Г.,  

учитель высшей категории

Срок реализации: период обучения

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе:   - Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесёнными Федеральными законами от 14.06.2014 №145-ФЗ, от 06.04.2015 №68-ФЗ, от 02.05.2015 №122-ФЗ);  - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009 № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241,от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060,от 29.12.2014 N 1643);-  Авторская программа «окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой,  в рамках проекта «Начальная школа 21 века», под редакцией  Н.Ф. Виноградовой

Программа предмету «Окружающий мир» в рамках УМК «Начальная школа XXI века» обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 частях/ Н.Ф.Виноградова. – М. Вентана –Граф, 2011.
  2. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. - 3 изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).
  3. Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/. - 3 изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2013. - Начальная школа XXI века.
  4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : 4 класс : учебник для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания.

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры начального образования;
  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
  • выявить в содержании предметных линий  универсальные учебные действия  и  определить условия формирования  в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа  формирования универсальных учебных действий содержит:

  • формирование общей культуры, духовно­нравственное,
  • гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
  • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми учащимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  • использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • предоставление учащимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
  • включение учащихсяв процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).

  1. Планируемые результаты обучения по предмету «Окружающий мир».

Личностные представлены двумя группами. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:

•  готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

•  достаточно  высокий  уровень  учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

•  формирование личностных качеств, позволяющих успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

•  формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;

•  понимание особой роли России в мировой истории; воспитание чувства гордости за национальные достижения;

•  воспитание уважительного отношения к своей стране и ее истории, любви к родному краю и своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

•  понимание роли человека в обществе; принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

•  формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение  правил индивидуальной  безопасной  жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

          В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание  уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных  результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

     Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

   К концу обучения в первом классе учащиеся научатся (предметные результаты):

  • воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
  • ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
  • различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  • описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
  • сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся получат возможность  научиться (метапредметные результаты):

  • анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
  • различать основные нравственно-этические понятия;
  • рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
  • участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка

природы.

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся (предметные результаты):

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; 
  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; 
  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности; 
  • различать (соотносить) прошлое – настоящее — будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой; 
  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет; · называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа; 
  • моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания; 
  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
  • описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ; 
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу обучения во втором классе учащиеся получат возможность  научиться (метапредметные результаты):

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
  • проводить несложные опыты и наблюдения(в соответствии с программой);
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России(на примере своей местности).

К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся (предметные результаты):

  • характеризовать условия жизни на Земле;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха);
  • различать растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • объяснять отличия грибов от растений;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; составлять описательный рассказ о животном;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
  • называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся получат возможность  научиться (метапредметные результаты):

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
  • различать географическую и историческую карты;
  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

 К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся (предметные результаты):

  • выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные, из худо-жественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
  • составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
  • различать год, век; узнавать арабские и римские цифры; пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
  • соотносить события, персоналии и конкретные исторические эпохи;
  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и культуры;
  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя президента России;
  • описывать основные события культурной жизни России в разные исторические эпохи, называть их даты (в рамках изученного);
  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в третьем классе учащиеся получат возможность  научиться (метапредметные результаты):

  • применять в житейской практике правила здорового образа жизни; соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны: войны, изменения государственного устройства, события  в  культурной  жизни (в рамках изученного).

К концу изучения курса «Окружающего мира» начальной школы учащиеся обретут следующий круг УУД:

Регулятивные УУД:

•  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

•  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

•  составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

•  работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этого действия служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

•  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этого действия служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

•  ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

•  отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

•  добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

•  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

•  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

•  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

•  преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

•  доносить собственную позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта;

•  доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

•  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

•  Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

•  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

•  учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

  1. Содержание учебного предмета «Окружающий мир».

  • Первый класс
  1. Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Младший школьник. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Грибы: съедобные и ядовитые. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

  1. Человек и общество

 Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации

  1. Правила безопасной жизни

Составление режима дня в школе, на уроке. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения в природе. Правила пользования транспортом. 

  • 2 класс
  1. Человек и природа

Неживая и живая природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Система органов чувств их роль в жизнедеятельности организма. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

  1. Человек и общество

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта.

 Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.  Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города России. Города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Родной край – частица России. История Отечества. Счет лет в истории. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия родных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.

  1. Правила безопасной жизни

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья окружающих его людей. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Первая помощь при легких травмах, обморожении, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

  • 3 класс
  1. Человек и природа

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд). Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

  1. Человек и общество

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей.

3.        Правила безопасной жизни

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила безопасного поведения в природе. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

  • 4 класс
  1. Человек и природа

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

  1. Человек и общество

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры.

  1. Правила безопасной жизни

Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Правила безопасного поведения в природе. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

3.Тематическое планирование (курсивом обозначены темы Стандарта)

1 класс

№ п/п

Содержание урока

Кол-во часов

Введение – 1 ч

1

Этот удивительный мир. Природные объекты и предметы, созданные человеком.

1

Мы – школьники – 3 ч

2

Давай познакомимся.  Младший школьник.

1

3

Мы – школьники.  Классный, школьный коллектив. Стартовая диагностическая работа

1

4

Правила поведения в школе. Правила поведения в школе, на уроке.

1

Родная природа - 3 ч.

5

Сентябрь - первый месяц осени. Смена времен года

1

6

Что нам осень подарила. Примеры явлений природы.

1

7

Грибная пора. Грибы: съедобные и ядовитые.

1

Семья  - 3 ч.

8

Семья.  Семья – самое близкое окружение человека.

1

9

Любимые занятия. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.

1

10

Воскресный день.  Оказание посильной помощи взрослым. Урок здорового питания. Готовим диетические блюда для всей семьи.

1

Родная  природа - 5 ч.

11

Как из зерна получилась булка. Зависимость жизни человека от природы.

1

12

Человек и домашние животные.  Роль животных в природе и жизни людей

1

13

Октябрь уж наступил.  Времена года, их особенности.

1

14

Птицы осенью.  Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

1

15

Явления природы Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц

1

Ты – первоклассник – 2 ч

16

Где ты живешь? Дорога от дома до школы. Дорога от дома до школы. правила безопасного поведения на дорогах

1

17

Правила поведения на дорогах.  Правила безопасного поведения на дорогах. 

1

Труд людей - 2 ч.

18

Ты и вещи.  Значение труда в жизни человека и общества.

1

19

Кто работает ночью.  Профессии людей. Урок здорового питания. Познавательная информация о том , когда лучше всего принимать пищу

1

Твоё    здоровьё  - 3 ч.

20

Что такое здоровье? Твои помощники органы чувств. Органы чувств их роль в жизнедеятельности организма

1

21

Правила гигиены  Урок в спортивном зале. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена

1

22

О режиме дня.   Режим дня школьника

1

Родная   природа -  4 ч.

23

Ноябрь - зиме родной брат. Времена года, их особенности

1

24

Дикие животные. Животные, их разнообразие.

1

25

Звери – млекопитающие.  Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

1

26

Что мы знаем о птицах?). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Промежуточная диагностическая работа

1

Наша страна - Россия. Родной край - 2 ч

27

Родной край.  Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

1

28

Дом, в котором ты живешь.  Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

1

Труд людей - 2 ч

29

Зачем люди трудятся? Значение труда в жизни человека и общества.

1

30

В декабре, в декабре все деревья в серебре. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

1

Родная  природа - 2 ч.

31

Экскурсия в зимний парк. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

1

32

Какая бывает вода? Проведем опыты. Состояния воды, ее распространение в природе

1

Я и другие люди -  3 ч.

33

Поговорим о дружбе. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

1

34

 «Идем в гости». Диагностическая работа.  Взаимоотношения человека с другими людьми.

1

35

С наступающим Новым годом!

1

Родная  природа - 3 ч.

36

Январь - году начало, зиме –середина. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).

1

37

Хвойные деревья.  Деревья, кустарники, травы.

1

38

Жизнь птиц. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

1

Родная  страна  - 4 ч

39

Наша страна – Россия. О гербе, о флаге и гимне.  Государственная символика России

1

40

Богата природа России. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны

1

41

Мы - россияне! Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».

1

42

Народная сказка

1

Родная  природа - 4 ч.

43

Февраль-месяц метелей и вьюг. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).

1

44

Звери – млекопитающие.  Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

1

45

Наш  уголок природы.  Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

1

46

Животные и растения уголка природы. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

1

Родная  страна -  4ч.

47

Мы - граждане России. Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

1

48

О правилах поведения.

1

49

23 февраля – день защитника отечества. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками.

1

50

8 марта - праздник всех женщин

1

Родная  природа -  2ч.

51

Март-капельник

1

52

Птичьи разговоры

1

Твоё  здоровье - 3 ч

53

Если хочешь быть здоров, закаляйся! Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

1

54

Здоровая пища.  Ценность здоровья и здорового образа жизни.

1

55

Какое бывает настроение? Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.

1

Родная природа -  3ч.

56

Апрель-водолей. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

1

57

Экскурсия в весенний  парк.  Наблюдение за погодой своего края.

1

58

Жизнь насекомых весной.  Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

1

Труд людей – 2 ч

59

Весенние работы.  Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.

1

60

Кто работает на транспорте. Общественный транспорт. Транспорт города или села.

1

Родная страна - 1 ч

62

Май весну завершает, лето начинает.  Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

1

63

Жизнь земноводных весной. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

1

64

Животное – живое существо. Животные, их разнообразие.

1

65

Природе нужны все!  Неживая и живая природа.

1

66

Ты – пешеход.  Дорога от дома до школы.  Итоговая комплексная работа

1

2 класс

№ п/п

Содержание урока

Кол-во часов

Введение. Что окружает человека (1 ч)

1

Что окружает человека? Бывают ли на свете чудеса? Неживая и живая природа.

1

Кто ты такой (14 ч)

2

Я, ты, он, она…  Человек – член общества, носитель и создатель культуры. 

1

3

Все мы люди.

1

4

Наши помощники – органы чувств. Органы чувств. Урок здорового питания. Тренинг по выработке продуктов сбалансированного питания.

1

5

Органы чувств. Кожа.

1

6

Поговорим о здоровье.  Чтобы меньше болеть  Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена

1

7

Режим дня. Чтобы не уставать.

1

8

Физическая культура. Быть сильным и выносливым…Урок здорового питания. Какую пищу нужно употреблять, чтобы нарастить мышечную массу.

1

9

Закаляться может каждый.

1

10

Способы закаливания.

1

11

Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища?

1

12

Почему нужно правильно питаться. О витаминах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

1

13

Умеем ли мы есть? Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.

1

14

Почему нужно быть осторожным? Правила безопасности на железной дороге, при переходе по железнодорожным путям. Правила безопасности на дорогах

1

15

Можно ли изменить себя?

Проверочная работа по разделу «Кто ты такой?»

1

Кто живет рядом с тобой (6 ч)

16

Что такое семья? Семья – самое близкое окружение человека. 

1

17

Кто занимается домашним хозяйством. Хозяйство семьи.

1

18

Чем семья занимается в свободное время. Семейные традиции.

1

19

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила поведения в общественном транспорте

1

20

Умеешь ли ты дружить? Правила безопасности при играх на детских площадках

1

21

Могут ли обидеть жесты и мимика. Правила безопасного общения.

Проверочная работа по разделу «Кто живет рядом с тобой?»

1

Россия – твоя Родина (13 ч)

22

Родина – что это значит? Наша Родина – Россия, Российская Федерация. 

1

23

Прошлое, настоящее, будущее. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя  

1

24

Как Русь начиналась?

1

25

Москва – столица России. Москва – столица России.

1

26

Как Москва строилась

1

27

Города России. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).

1

28

Родной край – частица Родины. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.

1

29

Зачем человек трудится? Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира

1

30

О занятиях наших предков.  Особенности труда людей родного края, их профессии.

1

31

Все профессии важны. Профессии людей.

1

32

Мы – граждане России. Права граждан России. Конституция – Основной закон Российской Федерации.

1

33

Мы граждане России. Права детей – граждан России. Права ребенка.

1

34

Россия – многонациональная страна. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Проверочная работа по разделу «Россия – творя Родина».

1

Мы - жители Земли (9 ч)

35

Твоё первое знакомство со звёздами. Звезды и планеты. 

1

36

Звезда по имени Солнце Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

1

37

Чем земля отличается от других планет? Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

1

38

Глобус – модель земли. Глобус как модель Земли.

1

39

Царства природы. Бактерии. Безопасность при заражении гриппом. Правила профилактики.

1

40

Царства природы. Грибы. Грибы: съедобные и ядовитые.

1

41

Какие животные живут на Земле. Безопасность при общении с дикими и домашними животными.

1

42

Разнообразие растений.

1

43

Условия роста и развития растений. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Проверочная работа по разделу «Мы-жители Земли».

1

Природные сообщества (23 ч)

44

Среда обитания – что это такое? Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

1

45

Лес и его обитатели. Деревья, кустарники, травы.

1

46

Деревья леса. Деревья, кустарники, травы.

1

47

Кустарники леса. Деревья, Деревья, кустарники, травы.  кустарники, травы.

1

48

Травянистые растения леса.

1

49

Лесная аптека.

1

50

Животные леса. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

1

51

Птицы – лесные жители.

1

52

Пресмыкающиеся леса. 

1

53

Насекомые леса.

1

54

Правила поведения в лесу. Правила безопасного поведения в природе.

1

55

Повторение. Проверочная работа по разделу «Природные сообщества - лес».

1

56

Что мы знаем о воде. Правила безопасности на воде

1

57

Путешествие капельки. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

1

58

Какие бывают водоёмы? Болото –естественный водоем.

1

59

Что такое река.

1

60

Обитатели пресных вод.

1

61

Растения, животные пресных водоемов

1

62

Обитатели солёных водоёмов.

Проверочная работа по разделу «Природные сообщества – водоем».

1

63

Растения луга.  Растения, их разнообразие. Животные, их разнообразие.

1

64

Животные луга. Животные, их разнообразие.

1

65

Растения и животные поля. Растения, их разнообразие.  Животные, их разнообразие.

1

66

Растения и животные сада. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.

1

Природа и человек (2 ч)

67

Человек – часть природы. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы

1

68

Животные – друзья человека.

Итоговая проверочная работа.

1

3 класс

№ п/п

Содержание урока

Кол-во часов

Земля наш общий дом (7 ч)

1

Введение. Где и когда ты живешь. Звезды и планеты.

1

2

Солнечная система. Тест №1 Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

1

3

Земля- планета Солнечной системы. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

1

4

Земля – планета Солнечной системы.

1

5

Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света.

1

6

Условия жизни на Земле. Вода – условие жизни на Земле.  Тест №2

1

7

Условия жизни на Земле. Воздух – условие жизни на Земле. Значение воздуха для растений, животных, человека.

1

Человек изучает Землю (4 ч)

8

Изображение Земли. Глобус как модель Земли.

1

9

Глобус. Создатели глобуса. Части.

1

10

План.

1

11

Карта.

1

Царство природы (26 ч)

12

Бактерии. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

1

11

Грибы. Грибы: съедобные и ядовитые. Урок здорового питания. Польза и вред грибов в цепи питания человека и животных.

1

12

Растительный мир Земли. Если бы на Земле не было растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. .

1

13

Разнообразие растений на Земле. Растения, их разнообразие.

1

14

Растение – живой организм. Органы растения и их значение для его жизни. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

1

15

Размножение растений.

1

16

Какие бывают плоды. Распространение плодов и семян. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

1

17

Проверь себя. Тест №3. «Растительный мир Земли»

1

18

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. Дикорастущие и культурные растения

1

19

Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова.

1

20

Красная книга России.  Контрольная работа «Земля – наш общий дом» Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

1

21

Животные – часть природы. Роль животных в природе. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

1

22

Разнообразие животных. Животные, их разнообразие.

1

23

Животное – живой организм. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

1

24

Животное – живой организм. Как животные передвигаются, дышат. Кровеносная система животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

1

25

Животное – живой организм. Размножение животных. Приспособление животных к условиям жизни. Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).  

1

26

Поведение животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

1

27

Беспозвоночные животные.

1

28

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

1

29

Позвоночные животные: птицы и звери.

1

30

Беспозвоночные и позвоночные животные.

1

31

Природное сообщество. Цепи питания.  Контрольная работа «Царства природы» Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Урок здорового питания. Экология нужна всем. Что такое ГМО

1

32

Человек и животное. Почему люди приручали диких животных.

1

33

Заповедники. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

1

34

Проверь себя. Тест №4 «Животный мир Земли»

1

Наша Родина: от Руси до России (11 ч)

35

Древняя Русь. Восточнославянские племена.

1

36

Древнерусское государство.

1

37

Великие князья в Древней Руси.

1

38

Московская Русь. Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

1

39

Петр I Великий - император России. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

1

40

Екатерина II Великая.

1

41

Император Николай II.

1

42

Советская Россия. Контрольная работа «От Руси до России» Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

1

Как люди жили в старину (12 ч)

43

Из истории имен. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

1

44

Как выглядели наши предки.

1

45

Как в старину трудились наши предки. Особенности труда людей родного края, их профессии.

1

46

Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки.

1

47

Какие предметы окружали русских людей.

1

48

Какие предметы окружали русских людей.

1

49

Русская трапеза. Урок здорового питания. Что ели наши предки.

1

50

Во что верили наши предки славяне.  Контрольная работа «Как трудились в старину»

1

51

Принятие христианства на Руси.

1

52

Проверь себя.  Тест №5 «Человек в разные исторические времена»

1

53

Что создавалось трудом крестьянина. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

1

54

Труд крепостных крестьян.

1

55

Что такое ремесло. Профессии людей

1

56

Игрушечных дел мастер.

1

57

Маленькие мастера. Что создавалось трудом ремесленника.

1

58

О гончарном ремесле.

1

59

О труде ткачей. О веретене, прялке и ткацком станке. Значение труда в жизни человека и общества.

1

60

Русские оружейники.

1

Как трудились в старину (7 ч)

61

Первые российские мануфактуры.

1

62

Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.

1

63

Железные дороги в России.

1

64

Первые пароходы и пароходство в России.

1

65

Автомобилестроение в России.

1

66

Самолетостроение в России.

1

67

Время космических полетов.

1

68

Проверь себя. Итоговая комплексная работа.

1

4 класс

 п/п

Содержание урока

Кол-во часов

Человек – живое существо (организм) (16 ч)

1

Общее строение организма человека. Общее представление о строении тела человека.

1

2

Нервная система. Головной и спинной мозг. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

1

3

Двигательная система организма человека

1

4

Пищеварительная система. Как пища переваривается? 

1

5

Пищеварительная система. Как беречь зубы. Урок здорового питания. Какую роль играют зубы в процессе питания. Тренинг по уходу за зубами.

1

6

Дыхательная система

1

7

Кровеносная система. Кровь и ее значение. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

1

8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

1

9

Кожа, ее строение и значение.

1

10

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение .

1

11

Слух. Гигиена слуха. Гигиена систем органов.

1

12

Как человек воспринимает окружающий мир.

1

13

Обоняние, вкус, осязание.

1

14

Мир чувств. Учимся владеть собой

1

15

Внимание, его роль в жизни человека

1

16

Память, её значение в жизни человека.

1

Твое здоровье (12 ч)

17

Режим дня  и здоровье человека.  Режим дня. Урок здорового питания. Для чего нужно употреблять пищу чаще.

1

18

Практическая работа «Составление режима дня четвероклассника»

1

19

Правила закаливания.

1

20

Можно ли снять усталость

1

21

Поговорим о вредных привычках. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Урок здорового питания. Чем вредно переедание.

1

22

Что вносят в жизнь человека вредные привычки.

1

23

Когда дом становится опасным. Правила пожарной безопасности

1

24

Огонь – друг и враг человека.

1

25

Улица полна неожиданностей. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах

1

26

Улица полна неожиданностей.  Правила дорожного движения.

1

27

Если случилась беда. Помощь при травме. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. 

1

28

Если случилась беда. Ядовитые грибы и растения. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

1

Человек – часть природы (2 ч)

29

Чем человек отличается от животного? 

1

30

От рождения до старости

1

Человек среди людей (5 ч)

31

Поговорим о доброте. Взаимоотношения человека с другими людьми.

1

32

Что такое справедливость Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

1

33

О смелости (построение системы знаний).

1

34

Умеешь ли ты общаться? Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

1

35

Правила общения с незнакомыми людьми.

1

Родная страна: от края до края (10 ч)

36

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

1

37

Природные зоны России. Тайга  и зона смешанных лесов

1

38

Природные зоны России. Степи и пустыни. Субтропики

1

39

Почвы России. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

1

40

Рельеф России. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

1

41

Особенности поверхности территории России.  

1

42

Как возникали и строились  города. Города России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

1

43

Россия и ее соседи. Япония Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

1

44

Россия и ее соседи. Китай

1

45

Россия и ее соседи. Финляндия. Королевство Дания

1

Человек – творец культурных ценностей (12 ч)

46

Что такое культура. Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. 

1

47

Из истории письменности

1

48

О первых школах и книгах.

1

49

Первая печатная азбука.

1

50

Чему и как учились  при Петре I  

1

51

Русское искусство до XVIII века. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена..

1

52

Художественные ремесла и музыка в Древней Руси. 

1

53

Искусство России XVIII века. Архитектура. Охрана памятников истории и культуры

1

54

Искусство России XVIII века. Живопись. Государственный публичный театр.

1

55

«Золотой век» русской культуры  (XIX век) Поэты и писатели XIX  века. «Золотой век» русской культуры  (XIX век). Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

1

56

Композиторы и художники XIX  века.

1

57

Искусство России XX века. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

1

Человек – защитник своего Отечества (5 ч)

58

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. История Отечества

1

59

Куликовская битва.

1

60

Отечественная война  1812  

1

61

Великая Отечественная война 1941–1945 годов.  

1

62

Великая Отечественная война 1941–1945 годов.   Главные битвы советской армии с фашистами.

1

Гражданин и государство (3 ч)

63

Гражданин и государство. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. 

1

64

Права и обязанности граждан.

1

65

Символика России. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации.

1

66

Итоговая контрольная работа за год.

1

67

Повторение и обобщение. Древняя и Московская Русь. Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

1

68

Повторение и обобщение. Россия XVII-XX веков.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...