Сообщение Пустыни
статья по окружающему миру (3 класс)

Нуриева Айгузаль Минсабировна

Дополнительный материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_pustyni.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пустыни.

Пустыни

 Пустыней называют любое место, очень – очень сухо и нет, или почти нет плодородной почвы.

Самая большая пустыня в мире – Сахара. Она находится на севере-западе Африки. Когда-то там были луга, росли травы и часто выпадали дожди. Но климат стал суше, и постепенно Сахара превратилась в песчаную пустыню.

В России пустыни занимают небольшую площадь: часть их находится в Прикаспии, к западу и востоку от низовьев Волги, часть – в восточном Предкавказье.

Это самая засушливая зона России. Летом температура воздуха в тени до +40, +50C. Осадков выпадает ничтожно мало. Поверхность днём накаливается до +50, +70C.

Жаркий летний день сменяется очень холодной ночью. Зима короткая, средняя температура в Января -10C, в отдельные годы бывают сильные морозы                

 -30C.

 Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи.

Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом. В низменных участках появляются ровные, сухие, твёрдые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники – это такыры. 

 На самую большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни: одну пятую нашей планеты.

(12) Здесь образуются подвижные скопление песка – Барханы, возникают пыльные бури.

   

  1. Растительный мир

В пустыне есть группа растений (суккуленты), которые запасают воду в своей надземной части. У одних из них сильно утолщены стебли, у других листья.

Кактусы  выживают в пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях. Вместо листьев у них острые колючки!

Эфемерами называют ещё мелкие растение пустыни. Чего только не увидишь ранней весной.

В зоне пустынь есть интересный тип растений – растение насосы. Даже в самый жестокий зной они стоят с зелёными листьями, потому что корни их проникают в почву очень глубоко. Одно из таких растений пустыни – Верблюжья колючка. 

Существует ещё одно растение в пустыни, называется – Саксаул. Различают два вида саксаулов: Чёрный саксаул, Белый саксаул. 

В пустынях вода глубоко под землёй, но есть места, где она поднимается к поверхности. Здесь – обилие растений. Такие участки называются оазисами. 

Приспособление растений к условием жизни в пустыне:

       1) Маленькие листья

       2) Недоразвитые листья (крохотные чешуйки)

       3) Сбрасывание листьев и даже молодых побегов с наступлением жары

       4) Толстая плёнка из водонепроницаемого вещества на поверхности листьев

       5) Растение насосы (корни 20-30 м)

       6) Утолщенные стебли и листья

       7) Низкорослые растение

2. Животный мир

 

Животный мир пустынь богат и разнообразен. Животные ведут преимущественно наземный, а в песчаной пустыне – подземный образ жизни.

Из домашних животных в зоне пустыня на 1 месте (Верблюд).

Посмотрим ещё на других животных

Она может в одну секунду зарыться в песок. (Ящерка – круглоголовка)

 Он может ползать под песком так же легко, как рыба – плавать в воде.

Кобра пользуются самой дурной славой. Яда одной змеи достаточно, чтобы лишить жизни 10, а то и 15 человек. Но случаев укусов людей и гибели скота не так много, потому что кобра предупреждает о грозящейся опасности, принимая характерную позу.

Эфа – змея красивая, но злая и ядовитая. К эфе близко не подходите. Ползает эфа не головой, как все другие змеи, а боком.

Варан самая крупная ящерица нашей фауны. Длина 150 см, поэтому варана зовут пустынным крокодилом. Варан – сильное животное, и гюрза, и кобра, и эфа избегают встречи с ним: взрослый варан в единоборстве победит любую змею.

Приспособление животных:

       1) Ночной образ жизни

       2) Некрупные животные

       3) Защитная окраска

       4) Быстро передвигаются

       5) Впадают в спячку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица - памятка "Сообщение - отзыв" для учащихся 3-4 класса

Эта таблица-памятка очень помогает моим ученикам на первых стадиях написания сообщения-отзыва по прочитанному произведению. Нашла памятку в книге Е. И. Матвеевой "Учим младшего школьника понимать текс...

сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"

Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...

Сообщение на родительском собрании "Домашние задания школьников и отношения семьи и школы"

Цели домашних заданий, типы домашних заданий. Обязанности учеников, родителей и учителя. Рекомендации СанПин. Советы родителям...

Факторы формирования личности (сообщение)

Личностное развитиеребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально - психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, ха...

От ледяной пустыни к пустыне песчаной

Открытый урок "Природные зоны России"...

Растения и животные пустыни, как они приспособлены к условиям жизни в пустыне, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.

Задачи урока:   предметные - формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с  географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, дея...

Сообщение на тему:"Растения пустынь и полупустынь России".

Данный материал предназначен  для изучения природных зон в 4 классе....