Растения и животные пустыни, как они приспособлены к условиям жизни в пустыне, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.
видеоурок по окружающему миру (4 класс) по теме

Зубкова Татьтяна Ивановна

Задачи урока:   предметные - формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с  географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем; метапредметные - развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, расширять кругозор учащихся.


 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Явление природы, удобряющее почву и придающее ей рыхлость. 2. Природная зона с много- численными озерцами и болотцами. 3. Отличительная особенность зоны степей. 4. Зона, богатая перегноем и чернозёмом. 5. Главная беда лесной зоны. 6. Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах. 7. Растительность, преобладающая в зоне степей. 2. 1. 3. 4. 5. 6. 7. Л И С Т О П А Д Т У Н Д Р А Б Е З Л Е С Ь Е С Т Е П Ь П О Ж А Р Ы Л И Ш А Й Н И К И Т Р А В Я Н И С Т А Я

Слайд 2

Зона Пустынь

Слайд 4

Стр. 148-149 Стр. 150-152 Стр. 152-154 Стр. 155-156 Зона Пустынь

Слайд 5

Географическое положение Пустыня – это огромное почти безжизненное пространство около ____________ моря и в низовье реки ______ . Каспийского Волги

Слайд 6

глинистые Два вида Пустынь песчаные

Слайд 7

– песчаные холмы, наметённые ветром . Барханы – места с довольно пышной растительностью. Оазисы ? ? ? Особенности климата

Слайд 8

Страна Солнца В Пустыне Солнце поднимается ________ над горизонтом и почти никогда ______ _____________ облаками. Пасмурный день –________ явление. высоко закрывается не редкое

Слайд 9

Зима в Пустыне Осадков в Пустыне выпадает ______ . Снеговой покров ___________ и часто __________ ветрами. Зима __________ (2-3 мес.) и _________ (до – 20ºс). мало небольшой сметается короткая суровая

Слайд 10

Лето в пустыне Лето _______ и _______ (до + 45ºс). Песок прогревается до ______. В Пустыне всего два времени года _______ и ______. жаркое долгое + 80ºс зима лето

Слайд 11

Растительный мир Пустыни саксаул осока колючка мятлик

Слайд 12

Особенности растений Растения (по высоте) _____________. Поскольку в Пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни. Листья растений похожи на _________. Появляются растения только во время ________. низкорослые длинные мало колючки дождей

Слайд 13

Животный мир Пустыни Жаворонок Газель Варан Скорпион Суслик Верблюд Змея Черепаха Тарантул

Слайд 14

Особенности животных Животные (по размерам) ___________. Передвигаются ________. Окраска ___________ цвета. Ведут ________ образ жизни. некрупные быстро защитного ночной

Слайд 15

Деятельность человека в Пустыне Добыча воды Выращивание винограда Добыча ископаемых Перевозка грузов Животноводство Выращивание хлопка Кочевники Строительство каналов

Слайд 16

ПУСТЫНЯ Географи-ческое положение Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. До юга Восточной Сибири. На территории Казахстана – пустыни Каракумы и Кызылкумы. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы. Климат Зима Лето Короткая (2-3 мес.) и суровая (-20) Осадков мало, снег сметается ветрами. Долгое и жаркое (+45). Песок прогревается до +80. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней. Раститель-ный мир Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Животный мир Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передви-гаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, сус-лики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд. Деятель-ность человека Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие, животноводство, перевозка грузов, добыча воды и строительство каналов.

Слайд 17

Интернет – ресурсы: Музыка: Sting «Desert Rose» http://dancelist.net/get/23028/



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Пустыни»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить детей с природной зоной пустынь.

Задачи урока:                                                                                                                                               предметные - формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с                                         географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем;                                                                                                                      метапредметные - развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, расширять кругозор учащихся.

Планируемый результат: знать особенности зоны пустынь, научиться находить зону пустынь на географической карте, приводить примеры растений и животных пустыни, научиться объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.

Ход урока.

Этапы урока

Предметные универсальные

учебные действия

Формирование

универсальных учебных действий

Организационный момент.

Регулятивные УУД

Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Проверка домашнего задания.

Личностные УУД, коммуникативные УУД

- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной степей ).

- Какие особенности климата в этой природной зоне?

- Как приспособились животные и растения к жизни в условиях этой природной зоны?

- Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.

- Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу степей?

- Какие экологические проблемы с этим связаны?

(При ответах детей используется карта, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома)

Актуализация знаний учащихся.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация  индивидуального затруднения

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий

2)актуализацию соответствующих  мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного

действия или его обосновании

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

- Иллюстрации каких природных зон вам представлены?

- На какой из иллюстраций известная вам природная зона?

- Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?

- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей?

- Почему вы так решили? Докажите.

- Сегодня мы поговорим об этой природной зоне.    

А как она называется, узнаете, разгадав ребус.

Работа с картой  природных зон России. Определение расположения зоны пустынь относительно зоны степей.

Исследовательская работа. Постановка проблемы.

Познавательные УУД, регулятивные УУД

анализ, синтез, сравнение, (П);

– подведение под понятие (П);

– определение основной и второстепенной информации (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей. Раздача инструкционных карт.

- Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт.

- По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от зоны степей.

«Открытие» новых знаний

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

анализ, синтез, сравнение, , классификация (П);

– извлечение из  текстов необходимой информации (П);

– моделирование и преобразование моделей разных типов  (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– подведение под понятие (П);

– установление причинно-следственных связей (П); 

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

Работа в микрогруппах:

  1. Географы
  2. Ботаники
  3. Зоологи
  4. Экологи

В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова,; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкционные карты.

- Как будете работать в группе?

- С чего начнете?

- Есть ли необходимость разделить обязанности?

Физминутка

Регулятивные УУД

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Подведение итогов исследования.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется  презентация, иллюстрирующая их рассказ.

Отчет представителей микрогрупп.

1)Географы рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата пустынь.

2)Ботаники представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.

3)Зоологи рассказывают о животном мире пустынь, о приспособлении к жизни представителей животного мира.

4)Экологи освещают экологические проблемы пустынь, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия

Закрепление изученного материала.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Составление экологической пирамиды и цепей питания.  Используется магнитный плакат «Зона пустынь».

- О чем свидетельствуют составленные вами цепи питания?

Подведение итогов урока.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в

которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий

Познавательные УУД, регулятивные УУД

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– подведение под понятие (П);

– моделирование, преобразование модели (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Каковы особенности её климата?

- Назовите типичных представителей растительного  и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях пустынь?

-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в пустыне?

Рефлексия.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

 

Познавательные:

Коммуникативные: Регулятивные

 рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

На доске вывешивается заранее заготовленное изображение пустыни. Дети берут изображения и слова , связанные с темой урока и закрепляют на иллюстрации.

Домашнее задание.

Регулятивные УУД

Страницы учебника -отвечать на вопросы.

Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира пустынь.

- Для чего выполняем задания дома?

-Как будете выполнять, расскажите.

- Посмотрите на задания «Проверь себя». Что нужно сделать, чтобы их выполнить?

Материалы для ботаников

Рисунки с изображением растений, атлас-определитель, учебник Карточка-помогайка:

  1. Общая особенность растений.
  2. Индивидуальное приспособление  к природным условиям (корень, стебель, лист).
  3. Значение в природе.

Материалы для зоологов

Рисунки различных животных, населяющих пустыни, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника Карточка-помогайка:

  1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
  2. Значение в природе.

Материалы для экологов

Учебник Карточка-помогайка:

  1. Труд людей.
  2. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
  3. Охрана редких растений и животных,

Материалы для географов

Учебник ,энциклопедия «Я познаю мир. География». Карточка-помогайка:

  1. Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.
  2. В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
  3. Поверхность земли в пустыне.

     В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

     Так личностные  УУД  формируются  во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в пустыни.

    Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при подготовке    выступлений по инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения);  при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

     Регулятивные УУД  формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

        коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.

        На уроке рефлексия учебной деятельности ,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей. Формирование элементов экологической культуры».

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе... - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и...

Бережное отношение к природе

В процессе урока решаются задачи развития речи, интеллектуального и творческого мышления, развивается память, внимание, воспитываются нравственные качества и отношение к природе. Использованы экологич...

БУКЛЕТ "Правила бережного отношения к природе "

Творческий проект. Составили учащиеся  3 класса. Обобщение по теме "Жизнь растений"...

Ослепительная улыбка на всю жизнь. Бережное отношение к зубам

На этом занятии дети узнают как необходимо правильно себя вести, чтобы не повредить зубы, а также какие вредные при­вычки могут помешать правильному росту зубов. Полученные знания дети закрепят в ...

Презентация к уроку по теме: "Бережное отношение к животным"

Эта презентация была составлена для урока по окружающему миру, а можно провести и как классное мероприятие  "Бережное отношение к животным"...

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Зона Арктических пустынь. Особенности природы. Виды растений и животных, внесённых в Красную книгу»

Цель урока: сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь; познакомить с особенностями природы( условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе...

Урок Милосердия во 2 классе. Тема: Бережное отношение к растениям.

Данный урок проводится в рамках дополнительного образования. Целью этого урока является привитие любви к родному краю и его природному богатству....