Главные вкладки

    УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Зона Арктических пустынь. Особенности природы. Виды растений и животных, внесённых в Красную книгу»
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Цель урока: сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь; познакомить с особенностями природы( условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование; развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на изученный материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_arktika.docx956.79 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    УРОК

    ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    «Зона Арктических пустынь. Особенности природы. Виды растений и  животных, внесённых в Красную книгу»

    МБОУ ООШ № 16

    Учитель    О. А. Байкова

    4 «А» класс

    Армавир, 2014г.

    Тема: Зона Арктических пустынь. Особенности природы. Виды растений и  животных, внесённых в Красную книгу.

            Цель урока: сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь; познакомить с особенностями природы( условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование; развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на изученный материал.

          Оборудование:

            Карта « Природные зоны России», слайды, картины, рисунки детей, раздаточный материал, рабочие печатные тетради, сочинение, тестовые задания.

          Ход урока. 1. Организационный момент. Сообщение темы  и целей урока.

            -Где-то на белом свете

            Там, где всегда мороз,

            Трутся спиной медведи

            О земную ось.

            Мы отправляемся с вами туда,

            Где царство холода, снега и льда!

      - Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут – возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправляется за Полярный круг, в зону  арктических пустынь.

       2.Проверка  знаний и умений.

        Конкурс сочинений: « Какой я представляю себе Россию, глядя на карту».

      На первом этапе заслушиваются сочинения, а  потом  выбирается лучшее в классе.

       Тест « Моря, озёра и реки России».(2 человека на месте).

       

    Выполнение заданий в рабочей тетради стр.34  (2 человека на месте).

       Индивидуальный опрос:

            -Покажите на карте и расскажите о Дальневосточном морском заповеднике.(1 человек у доски).

               - Назовите и покажите на карте моря Северного Ледовитого океана. Расскажите об одном из них.(1 человек  у доски).

       3. Работа над новой темой.

        К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи. (Работа ведётся в группах. Каждой группе даётся раздаточный материал.)

      1.   Арктика- это огромное пространство ….(                                            ) океана, с …(                 ) и ..(                        ). Солнце направляет на это пространство ..(                ) лучи. Оно ..(                ), но не ..(                ). Зимой в Арктике …(                        ). Темноту освещают: луна, звёзды и ..(                        ). Дуют ..(                ), бушует ..(                ).  Температура опускается до ..(                        ) градусов. Летом в Арктике ..(                        ), но ..(                ) тоже нет. Это зависит от географического …(                        ) арктической зоны. Температура лишь на ..(                                ) градусов выше ..(        ).

       2.  На островах  прямо на голых …(                ) встречаются …(                        ), они очень ..(                ). Также приспособились к жизни на камнях ..(                )и …(                                ).  В  толще воды, не покрытой ..(                    ), большое количество…(                        ).

      3.  Животных арктической зоны кормит …(        ).  Морскими водорослями питаются …(                ), а ими ..(                ). Основная пища птиц и животных – это ..(                ). На скалистых берегах  собираются .. (                ), ..(                ) и ..(                ), здесь они выводят ..(                        ). Птиц с необычными клювами называют ..(                ).  Все звери -  прекрасные ..(                ).  От холода их защищает  слой..(                ). Это ..(        ) и ..(                ).  На тюленей  охотятся ..(                        ).  У  них длинная  густая шерсть ..(                ) цвета и ..(                        ) лапы, чтобы удобнее было.. (                                ) по льду и снегу.

       - Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь. Назовите острова, которые относятся к этой зоне.( Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, остров Врангеля.) При ответе используется карта в учебнике на стр.64-65и стр.77.

       Нашей экспедиции предстоит выяснить: почему здесь такие суровые зимы?(задача для географов); какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников); какие животные населяют  арктическую пустыню? ( задача для зоологов).

      Каждая группа получает раздаточный материал и карточку – «помогайку».

      Раздаточный материал для географов: картины «Северное сияние» и «Ледяная пустыня». Рекомендации в учебнике на стр.78, 79.

       Раздаточный материал для ботаников: карточки с изображением растений. Рекомендации в учебнике на стр.79, 80, 81.

        Раздаточный материал для зоологов: карточки с изображением птиц и животных. Рекомендации в учебнике на стр.79 – 82.

      Ребята группой вставляют пропущенные слова, готовят рисунки  и озвучивают рассказ с показом рисунков.

       Итак, ребята, все научные группы хорошо  поработали.  Можно ли назвать арктическую зону пустынной? ( В Арктике не совсем пусто. Там растут растения, живут животные  и птицы и даже выращивают детёнышей, несмотря на суровые условия.)

        4.Давайте вместе с медведем погреемся. Физминутка.

                    Топай, Мишка,

                    Хлопай, Мишка,

                    Приседай со мной, братишка.

                    Руки вверх, вперёд и вниз.

                    Улыбайся и садись.

      5.Продолжение новой темы. Фронтальный опрос.

      - Какой вы представляете себе Арктику?

      -Где находится ледяная зона? Давайте на карте покажем её границы. ( Нанесите границы Арктики в своих контурных картах.)

      - Какие явления природы можно наблюдать в Арктике? Почему они возникают?

            Отгадайте загадку:

        Что за чудо – чудеса:

        Загорелись небеса!

        Ой, горит- пылает пламя

        Над  сверкающими льдами!

        Кто зажёг огонь чудесный,

        Золотой костёр небесный?

        Никого за тучей нет.

        Это с неба льётся свет. ( Северное  сияние.)

       -Какие растения могут расти  в полярных районах? Как вы думаете, в суровых условиях , да ещё с загрязнением воды и берегов, легко выжить итак небогатому растительному миру  в Арктике?

     -   Пребывание человека в Арктике приносит пользу или вред живой природе ледяной зоны?

     -   Да, ребята, в результате неумеренной охоты людей  белые медведи и моржи стали редкими. Они внесены в Красную книгу России.

        Просмотр  всей презентации  с  отгадыванием  кроссворда  с  ключевым словом  « Арктика».

       6. Подведение  итогов.

         По ходу работы над новой темой на доске заполнялась таблица: Арктика – царство льда и снега.

       7. Оценивание работы всего класса и отдельных детей.

       8. Домашнее задание: стр.78- 86.»Проверь себя»: Вариант – 1 задание №1; Вариант – 2 задание №2. Оформить  работу  на  альбомном  листе.

    Используемые источники:

    1. Учебник А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» - 4 класс 1 часть М. –Просвещение школа Росиии.

    2. Рабочая тетрадь А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» - 4 класс 1 часть М. –Просвещение школа Росиии.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира: Зона Арктических пустынь.

    Урок окружающего мира 4 класс, УМК  "Школа России", А. Плешаков по теме: Зона Арктических пустынь. Представлен конспект урока. Цель урока: познакомить детей с зоной Арктических пустынь, географ...

    Тест по окружающему миру "Зона Арктических пустынь", 4 класс

    Материал может быть использован для закрепления пройденного или для проверки домашнего задания....

    Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)

    АННОТАЦИЯ:Цели урока:·         сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...

    Презентация к уроку окружающего мира "Зона арктических пустынь" 4 класс

    Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; познакомить учащихся с особенностями (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной...