Урок Милосердия во 2 классе. Тема: Бережное отношение к растениям.
план-конспект урока по орксэ (2 класс)

Уланова Елена Анатольевна

Данный урок проводится в рамках дополнительного образования. Целью этого урока является привитие любви к родному краю и его природному богатству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok26_soprovozhdenie.docx86.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Милосердия во 2 классе

Тема: Бережное отношение к растениям.

 Цель: привитие любви к родному краю и его природному богатству. 
 Задачи:

1.Познакомить с правилами поведения в гостях у природы;

выяснить, почему нельзя уничтожать растения и животные.

2.Развиватьумения обсуждать, делать выводы, приводить примеры из жизненного  опыта.

3.Воспитывать бережное отношение к растениям, как к живым существам; сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.

Оборудование: презентация к этапам урока, маски стрекозы и подорожника к ролевому чтению, топографические  знаки для уголка природы ("Не шуметь!", "Не мусорить!" и др.),  карточки для работы в паре, карточки для рефлексии «Дерево добра» и слова-качества человека;  учебное пособие «Уроки милосердия во 2-х классах»

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД: развивать интерес к различным видам деятельности, осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;

-высказывать свою точку зрения и попытки её обоснования.

Познавательные УУД: определение причины возникших трудностей, выбирание пути преодоления ошибок; побуждать к анализу фактов, информации, находить связь между фактами.

I Эмоциональный настрой.  Мотивация к учебной деятельности.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

 Всё ль на месте? Всё ль в порядке:

 И учебник, и тетрадка?

Сегодня на занятии разрешается делать всё. А именно:

Слушать внимательно, обдумывать старательно, рассуждать и размышлять, доказывать и ,конечно, отвечать! Согласны? Да! Начнём тогда.

II Актуализация  знаний. Самоопределение к деятельности.

На слайде вы видите высказывания разных писателей и пословицу. Внимательно послушайте пословицы и высказывания писателей.

  • Любовь к родной стране начинается с любви к природе.                                        К.Паустовский 
  • Поведение человека в природе — это и зеркало его души.                                                                            К.Зелинский
  • Человек, который понимает и любит природу, не сделает дурного поступка.   Л.Леонов
  • Не жди от природы милости, сам садочек   вырасти.                                     Русская пословица

III  Постановка учебной задачи.

- Предположите, какова тема нашего занятия?

- Вспомните, с чем мы сравнивали нашу планету на уроке окружающего мира? (Вся планета Земля - огромный многоквартирный дом)

- Какое место занимает человек в этом доме? (Человек- сосед всему живому)

- Скажите, что угрожает природе сегодня?

На слайде – помощники-подсказки в виде рисунков (Загрязняются воздух, вода, почва, исчезают разные виды растений и животных, вырубаются леса)

- Как люди охраняют природу? (Ответы детей)

Вывод: не забывайте о том, что в огромном мире нет ничего лишнего, невидимыми нитями всё в природе взаимосвязано и оказывает помощь друг другу.

IV Работа над новым материалом. Т.Жданова «Быть нужным человеку» Отдать всего себя…

1.Отгадайте загадки.

  • На ромашку у ворот опустился вертолёт.

           Золотистые глаза, кто же это? …

 (Стрекоза)

  • Путнику он верный друг. Лечит ранки ног и рук.

           Маленький, но сил в нём много. Всем растёт он на подмогу.   (Подорожник)

Предлагаю вашему вниманию сказку «Быть нужным человеку»

2. Ролевое чтение текста (с.53)  Анализ произведения.

- Почему произведение имеет такое название?

- Красив ли подорожник внешне? (Неброский, невзрачный, неяркий)

- Где он растёт?

- Каков его характер?

- Обратите внимание на слова растения «Я буду ждать того, кто обо мне знает и отыщет, кому я подарю свой листок.  А если надо, то и всего себя отдам для больного»

- Почему так  сказал подорожник ?

- Кому адресованы его слова?

- Объясните второе название текста.  (Быть нужным…)

- Как, по-вашему, человек должен отвечать за любовь к нему со стороны живой природы?

3. Рефлексия. Работа в паре по карточке.

У вас на парте карточка для работы в паре. Вам необходимо внимательно прочитать предложения и дополнить эти предложения недостающими словами. Внизу слова для выбора.

КАРТОЧКА

Растения иногда проявляют удивительные качества.

Но они это делают _____________. Человек же – существо ______________.

Он всегда сознательно выбирает между _________ и _____________  и

несёт за это _________________________.

Слова для выбора: осознанно, разумное, неосознанно, неразумное, ответственность, злом, добром.

Проверка.

- Прочитайте полученные предложения.

- Сигналом покажите, у кого получились верные предложения? (Зелёный сигнал)

- Кто ошибся? (Красный сигнал)

Слайд «Ответственность»

V  Продолжение работы над темой.  В. Сухомлинский «Отломленная веточка» (с.54)

Чтение произведения хорошо читающими учениками (2 человека) по логически законченным частям. Анализ.

- Как развлекался мальчик в этот прекрасный день?

- Ребята, как вы считаете, серьёзный ли это проступок, подумаешь, веточку сломал, ведь дерево-то не погибло?

- Почему автор говорит, что меньше стало радости на свете?

- Почему же дедушка узнал среди деревьев липу, ведь это было так давно?

- Перечитайте последний абзац.

- Как вы думаете, какие мысли одолевали дедушку, когда он смотрел на мальчика?

- Что поразило вас в этом рассказе?

- Какой вывод сделали для себя?

Вывод-обобщение. Действительно, надо всегда отвечать за свои поступки, даже мелкие и маленькие на первый взгляд шалости.

VI Домашнее задание.

Дома вам предлагаю изменить окончание рассказа.

Ответьте на вопрос «Что скажет дедушка мальчику?»

VII Физкультминутка ( отдых под музыку) Слайд

Как мы хорошо отдохнули! Весело!

- Скажите, а можно ли вот так же весело отдохнуть на природе, например, в лесу?

– Почему?

- Сформулируйте задачу, которую надо решить на занятии

 

VШ Рефлексия

Игра «Доскажи словечко»  Стих. «Живой букварь» В.Орлов

Нас в любое время года  учит мудрая природа:

 Птицы учат пению. Паучок  …терпению.

 Пчелы в поле и в саду обучают нас …труду.

 И к тому же в их труде  всё по справедливости.

 Отражение в воде  учит нас …правдивости.

 Учит снег нас …чистоте.  Солнце учит… доброте:

Каждый день, зимой и летом, дарит нас теплом и светом.

 И взамен ни у кого не попросит ничего!

 У природы круглый год обучаться нужно.

 Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ

 Учат крепкой …дружбе.

Продолжение работы над темой. Работа в мини-группе.

Вам предстоит работа в четвёрке. Сядьте удобно. Перед каждой группой – рисунок дерева, вернее его ствола. Рядом – «ветви» - слова, обозначающие качества людей. Предлагаю «оживить» дерево словами-ветвями (Приклеить веточки с нужными на ваш взгляд словами,  характеризующими человека)

Чуткий, отзывчивый, добрый, терпеливый, щедрый, доброжелательный, милосердный, внимательный, любящий, бережливый;             злой, агрессивный,равнодушный,жестокий,безразличный.                                   https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/2e/a6/6d/2ea66d072da856544a759dd1654207d9.jpg

Проверка. Называйте по 2 слова, слушайте и не повторяйтесь.

- Какие слова не выбрали? Почему?

IX Работа над стихотворением Елены Михаленко «Веточки» (с.55) Анализ. Слайд

1 слайд читают хором девочки (1-2 четверостишие),

2 слайд читают хором мальчики (3-4 четверостишие).

- Как автор называет клейкие листочки? Перечитайте.

- Какие они?

- К кому обращается автор стихотворения?

- С какой просьбой-призывом? Зачитайте.

- Почему?

- Кто из вас согласен с призывом автора? Сигналы

Вывод-обобщение.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

X Правила поведения в природе. Слайды

Вам, ребята, было выдано задание – изобразить правила поведения людей в природе. Вот что из этого получилось. Рисунки – на выставке и слайдах.

1. Не шумите в лесу

Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать и громко музыку включать!

2. Не рвите редкие растения

Есть цветочки редкие, Белые и нежные:

Вам кивнут приветливо Ландыши, подснежники…

3. Не собирайте цветы в большие букеты!

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты…Погибнут цветы…И больше не будет такой красоты!

4. Не вырезайте надписи на деревьях

Стоят деревья – великаны. Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами слова на дереве – «на память!»

Но так жестоко поступать! Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут- добро и красоту несут…

5.  Не портите несъедобные грибы

В лесу грибов различных много… Ты несъедобные не трогай!

В корзинку их не собирай, но и ногами не сбивай…

6. Не оставляйте мусор!

Вы в поход пришли, ребята… Отдохнуть, конечно, надо.

Но вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки…

Мусор тут, в лесу, чужой, заберём его с собой!

7. Не разжигайте костёр в лесу!

В лесу очень сухо бывает порой, костёр обернётся серьёзной бедой! Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться, искриться –

Его потушить невозможно тогда… Пожары лесные – большая беда! 

 Вывод сделайте сами - БУДЬ природе ДРУГОМ!

XI Ролик озвучивают 3 ученицы

1. Хочу, чтоб в мире было много света, хочу, чтоб в мире было много лета.

 Цветы  в котором, солнце, дождик, птичьи голоса,

А на траве – зелёная роса.

Хочу, чтоб в мире было меньше плача, а больше смеха, радости, удачи.

Улыбок детских, как цветенье зыбких.

Цветов, сравнимых с детскою улыбкой!

2. Васильки срывать не стану и ромашки золотой.

Лучше сразу всю поляну увезу к себе домой.

Прихвачу тихонько поле и в росе блестящий луг.

Поселю их в нашей школе, подарю тебе, мой друг.

И когда чуть-чуть взгрустнётся, снег весь мир заполонит.

Одуванчик улыбнётся, колокольчик зазвенит.

Не завянет медуница, не погаснет мой букет.

Наше лето сохранится на рисунке много лет!

3. Берегите, Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики, на тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба, над пустыней тень от баобаба.

Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!

XII Итог.

Выразите своё отношение к занятию с помощью сигналов.

С каким настроением заканчиваем занятие?

Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме: "Бережное отношение к животным"

Эта презентация была составлена для урока по окружающему миру, а можно провести и как классное мероприятие  "Бережное отношение к животным"...

Урок окружаюжнго мира с использование ОЭР. 2 класс Тема: Дикорастущие и культурные растения

Цели  урока: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных      растений;      раскрыть их...

Конспект урока по самообслуживающему труду по теме: "Бережное отношение к энергоресурсам"

Конспект урока по самообслуживающему труду по теме: "Бережное отношение к энергоресурсам"...

Урок милосердия "Наши маленькие друзья. Доброе отношение к птицам."

Цели: - воспитание милосердного отношения к пернатым,            -развитие чувства сострадания к «маленьким друзьям»,...

Из серии уроков по математике по теме "Пространственные отношения. Геометрические фигуры ".2 класс

В серию уроков входят разработки 3 уроков по темам: 1.Углы.Виды углов.                                    ...

Технологическая карта урока по математике 1 класс. Тема "Пространственные отношения "вверху", "внизу". "слева", "справа". (УМК "Школа России")

Технологическая карта урока по математике 1 класс. Тема "Пространственные отношения "вверху", "внизу". "слева", "справа". (УМК "Школа России")...