Страна городов . Окружающий мир, 4 класс. Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Окружающий мир . 4 класс. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isaeva_g.k._okr._mir._4g_strana_gorodov.docx47.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Конспект урока

Дата: 09.02.2021

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 «г»

Учитель: Исаева Г.К.

Тема: «Страна городов»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о городах 10– 11 веков Киеве и Новгороде.

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Образовательные

  • сформировать представление о городах Киеве и Новгороде;
  • сформировать умение работать по карте.

Предметные:

  • иметь представление, о том, как появились города.
  • Иметь представление о сооружениях, которые были воздвигнуты в Киеве и Новгороде.
  • Развивающие
  • развивать кругозор, речь, творческое мышление, воображение, фантазию.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к истории;
  • воспитывать взаимоуважение.

Метапредметные:

УУД

  • познавательные - самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы с помощью текстов учебника; извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника

регулятивные –определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • коммуникативные – формулировать собственное мнение, задавать вопросы, работать в парах.

личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс часть 2, рабочая тетрадь 4 класс часть 2, презентация PowerPoint.

Педагогические технологии: проблемное обучение, технология критического мышления.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

 Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Педагогическая деятельность учителя

Учебная деятельность обучающихся[a]

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Мы за парты тихо сели, и на доску посмотрели

  • Мотивация к учебной деятельности.

Объясните пословицу

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

.

ем больше человек знает, тем больше его кругозор, тем лучше он видит и воспринимает окружающий мир.

- Знания дают уверенность и помогают развитию. 

-Человек без знаний, как без света. 

  • Актуализация знаний

Ребята, сегодня мы совершим интересное путешествие и узнаем некоторые факты из истории Древнерусского государства.

        – Чтобы  определить тему путешествия, предлагаю разгадать кроссворд и проверить свои знания

1. Посуду древние славяне делали из:

а)глины        б)металла        в)дерева

2. Русский князь, который особенно прославился своими военными подвигами:

а) Владимир;        б) Юрий;         в) Олег.

3. Великий князь был

а) боярином;        б) богатырём в дружине;        в) главой Руси.

4. Человек очень большой силы, стойкости и отваги – это…

а) ремесленник;        б) купец;        в) богатырь.

5. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;        б) бортничеством;        в) рыболовством.

6. Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?

а) Князь Ярослав;        б) князь Владимир;        в) князь Олег.

Работа в парах

 

      1.   г

       2.   о

       3.   р

       4.   о

       5.   д

       6    а

- Самопроверка ( + -)

  • Самоопределение к деятельности

– Какое слово получилось?        

Верно. Речь пойдет о городах Древней Руси.

«Страна городов» – тема нашего путешествия.

        – А названия городов, о которых пойдет речь, вы узнаете, собрав буквы в правильном порядке.

евКи                вгоНород        авксМо                

 Ребята, о чем бы вы хотели сегодня узнать?

 У нас выстроился  план урока:                

  • выяснить, где и как строились города в Древней Руси;
  • узнать историю образования Киева, Новгорода и Москвы;
  • узнать о достопримечательностях великих городов;
  • выяснить, чем (кем) славились города Древней Руси; соприкоснуться с историей прошлых веков.

(Города)

Киев, Новгород Москва

Как образовались города в Древней Руси?

В каких местах они появились? Как жили люди?

 Кто правил городами?

 Какие были достопримечательности, чем славились города?

Формулируют тему урока , определяют задачи урока

  • Постановка проблемы, поиск путей решения, фиксирование новых знаний.

Где и как строились города в Древней Руси?

У славян было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости. Как вы думаете, где было самое лучшее место для строительства: на равнине, у берегов рек, на холмах?

А на самом деле?

Дети готовятся найти ответ на проблемный  вопрос.

        Спасибо. Проверим, внимательны ли вы были:         

-Где и как строились города в Древней Руси?

-Как стали называть крепости-поселки?

-Что находилось в центре города?

-Кто жил за пределами кремля (в посаде)?

-Работа с картой в группах

-Найдите на карте на с. 41 учебника города Киев и Новгород. Что вы можете о них рассказать?

-А теперь рассмотрите схемы этих городов. На с. 47-древний Киев, на с.49- древний Новгород.

Что теперь вы можете рассказать об этих городах?

2) – Чтобы путешествие в историю было продуктивным, нужно разделиться на группы-города. Вам предстоит самостоятельно узнать о нем, выбрать главное и поделиться со всеми интересными фактами и событиями того периода.

        – Вы работаете по страницам учебника, используете дополнительную информацию, которую заранее подобрали.        

 Сначала читаете, собираетесь, обговариваете ответы на листах-вопросах. А несколько ребят расскажут, что получилось.

-Повторим  правила работы в группе:

Исследовательская работа

Роли : историки, географы, журналисты-современники, эксперт.

        – На исследование города вам дается не более 5 минут. Читайте, обсуждайте, защищайте, дополняйте.                

1 город – Киев (Учебник с. 47 – 48 и дополнительная информация)

2 город – Новгород (Учебник с. 49 – 5)1 и дополнительная информация)

3 город – Москва (Учебник с. 53 – 54 и дополнительная информация)

Инсерт- метод активного чтения (технология критического мышления)

При работе с дополнительной информацией на полях поставьте знаки:

  • эта информация вам знакома,

     + узнали новое,

- новая информация противоречит тому, что вы уже знали,

? информация непонятна или вы хотели бы получить подробные сведения по этому вопросу

3) - Приступайте.

Проблема: столкновение мнений

-На равнине, потому что удобно было заниматься земледелием и животноводством.

-У берегов рек, потому что рядом вода, жизненно-необходимая в хозяйстве.

- На холмистой поверхности неудобно строить жилища.

Сообщение подготовленного ученика

Было у славян много врагов, и для своей защиты они строили крепости. Сначала выбиралось подходящее место. Таким местом обычно был высокий берег реки. Река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны, не защищённой рекой, выкапывали широкую и глубокую канаву - ров, заполняли её водой. Получался остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, ставили крепкую ограду из заострённых дубовых брёвен.                                Такие посёлки- крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», «огораживать» Центр древнего русского города был укреплен и назывался Кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома богатых. Рядом стояла главная городская церковь. За пределами кремля, в посаде, жили ремесленники, купцы и другой городской люд.        

Ответы детей.

Физкультминутка

Работа с картой в группах

Рассказы детей о местоположении  городов

  • громко не разговаривать;
  • не говорить всем вместе;
  • при ответе внимательно слушать говорящего;
  • если в конце ответа вы возражаете или хотите дополнить, поднимите руку.

Работа в группах (3-5 минут)

  • Систематизация знаний

1) – Итак, первая остановка и мы оказались в Древнем Киеве.        

-Давайте проверим, что вы запомнили:

-Спасибо!                

Продолжаем наш путь. Мы отправляемся в Новгород.

Продолжаем путешествие. Мы отправляемся в Москву.

Проверим, что вы запомнили.

2 группа готовится задать 3 группе вопросы по содержанию выступления.

Сообщение обучающихся о Древнем Киеве.

Киев – стольный град Великих князей. Первые упоминания появляются в 860 году. Город был основан приблизительно в 6-7 веках.

По легенде говорится, что в древние времена на этой земле жили поляне. Трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь заметили самое красивое место у реки Днепр и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.

Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Город был хорошо защищен. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы.                

Позже Киевом стал управлять новгородский князь Олег. Он смог объединить вокруг себя большинство племен. Так возникло Древнерусское государство.                        

При князе Владимире – Красном Солнышке самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы, ее называют как Десятинная. Ее так назвали потому, что князь Владимир, повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками.

Так же князь Владимир первым велел чеканить русские монеты. Так появились сребреники и златники.                        

А расцвел город при князе Ярославе Мудром. При нем были построены Софийский собор и Золотые ворота. Главный храм города – Софийский собор (с 13 куполами), был построен греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. В соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь была одна из первых библиотек на Руси.                        (Слайд 15)

Золотые ворота – это главные ворота Киева. Они покрыты золоченой медью и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Они считали Киев не хуже Византийского Константинополя.

Горожане называли Киев – «мать городов русских».

Вопросы 2 группы для 3 группы

-На берегах какой реки стоит Киев?

-В честь кого назвали город Киев?    

- Почему главные ворота Киева названы Золотыми?  

Ответы 3 группы

Рассказ 2 группы по « цепочке».

3 группа готовится задать 1 группе вопросы по содержанию выступления.

Один из крупнейших и богатых городов того времени – это Новгород. Первое упоминание о городе появилось в 859 году. Сначала он стоял на берегу Ильмень-озера. Потом жители облюбовали новое место у берегов реки Волхов. Так и возник город, который стали называть Новым Новгородом.

 Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь. На торговой площади торговали разные мастера-ремесленники, которые славились своими знатными изделиями.                                (Слайд 18)

Новгородом управлял посадник. Главную роль играло вече. Вече – это собрание богатых жителей, которое решало важные вопросы. Это была Новгородская республика. Она управлялась по-особенному. На вече выбирали посадника. Посадник, вместе с князем судил, собирал налоги и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.                (Слайд 19)

Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав громкий, особенный звон, спешили на площадь.

На левом берегу возвышался Новгородский Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.                (Слайд 20)

Рядом с Новгородским Кремлем стоял Собор с золотыми куполами. Его назвали, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Это главный храм, символ Новгорода.                        (Слайд 21)

Горожане свой город называли второй столицей Руси. Ведь здесь хорошо шла торговля с иноземными странами. Деньгами были пушнина, сребреники и златники. Появились гривны. Это были простые рубленые куски серебра.

В народе город называли – «господин великий Новгород».

 Вопросы 1 группы для 3 группы

-На какой реке стоит Новгород? (Река Волхов)

-Кто правил городом? (Городом управлял посадник. Принимали участие князь и вече)

-Главный храм города Новгород? (Софийский Собор)

Сообщение учащихся о Древней Москве.

Рассказ 3 группы по « цепочке».

1 группа готовитья задать 2 группе вопросы по содержанию выступления.

Город Москва был основан князем Юрием Долгоруким в 1147 году. Город занимал малые земли, был хорошо укреплен, хорошо была развита торговля.

Перед своей смертью князь Ярослав Мудрый разделил русскую землю между своими сыновьями и внуками. В 1054 году князь умирает. Самым сильным среди княжеств было Владимиро-Суздальское, где правит князь Юрий, внук Ярослава Мудрого. Он стремился укреплять и расширять свои земли, за что получил прозвище Долгорукий.        

С его именем связана одна легенда…

«Ехал как-то Долгорукий со своей дружиною по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком громким с дерева слетала. Туман белый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трех головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало….

Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град»…..

Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки.

«Эй, боярин! – грозно прикрикнул Долгорукий. – Земля сия отныне под град новый отведена!»

        Так по приказу князя место на зеленом мысе, при слиянии двух рек Москвы и Неглинки стало называться Москвой. Это был простой, хорошо укрепленный город. В городе  жили постоянно князья.

В те времена многие горожане называли свой город не Москвою, а по старинке – Кучковом или Московия.                (Слайд 25)

В 1156 году была построена деревянная крепостная стена – Московский Кремль. А в 1331 году Юрий долгорукий построил деревянную крепость, названную Кремлем.

Вопросы 1 группы для   2 группе вопросы по содержанию выступления.

-Кто основал город Москва? (Князь Юрий Долгорукий)

-Возле каких рек построили город? (Возле слияния рек Москвы и Неглинки)

-Как в народе называли город? (Московия, Кучковом)

Физкультминутка – упражнения для глаз

  • Самостоятельная работа и оценивание

Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Задание № 3 на стр. 18.

-Работа в парах, выполните задание № 4 с.18

Самопроверка и самооценка

Правильно все ответы

 6 – оценка «5»

 5 – оценка «4»

 4 – оценка «3»

      менее 3 – оценка «2»  

-На какой реке стоит город Киев?

-Назовите главные архитектурные постройки в Киеве.

-Схема какого города изображена на втором рисунке?

-На какой реке стоит город Новгород?

-Назовите главные архитектурные постройки в Новгороде?

-Выполняют задание.

1-да; 2-нет; 3-да; 4-нет; 5-да; 6-да.

Работа  в парах.

На первом рисунке схема города Киева. На Днепре.

 Золотые ворота, Софийский собор, Львовские ворота, Софийские ворота.

-Новгород.

-На реке Волхов.

- Кремль, Никольский монастырь, Духов монастырь, Зверин монастырь, Торг, Павлов монастырь.

  • Рефлексия.

Мне очень понравилось общение с вами. Я хочу поблагодарить вас ребята за работу на уроке. Давайте в заключение построим свой город с красивыми домиками, которые лежат у вас на столах. Каждый из вас, если вам понравился урок прикрепляет на доску - оранжевый домик, если вам было скучновато – желтый, а если вам совсем не понравилось наше путешествие – сиреневый.

Учитель: Какой замечательный город у нас получился! Ребята, вы молодцы! Работали слаженно, дружно, полностью соответствовали девизу: «Дружба любому поможет в беде, с преданным другом не страшно нигде!»

 Наш урок подошёл к концу, я предлагаю вам продолжить предложения. (Слайд)

Сегодня я узнал (а)…

Мне захотелось…

Дома я хотел (а) бы рассказать…

Дети прикрепляют домики к доске.

Продолжают предложенные предложения.

-Сегодня я узнала, как появились города и т.д.

-Узнать больше о городах Киев и Новгород и т.д.

-Дома я хотел бы рассказать…

  • Домашнее задание.

-Домашнее задание.

Задания по выбору.

Уч:   с. 46 – 54 . 53 «Проверь себя» .

Р.т. : с. 17 №1,2

или подготовить дополнительную информацию по теме глазами историка-современника.

- Урок окончен, спасибо.

-Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир Школа 2100 1 класс конспекты уроков

Окружающий мир Школа 2100 1 класс конспекты уроков...

Окружающий мир, 2 класс. Конспект урока "Солнце и его значение для всего живого на Земле""

Данный урок является первым в разделе "Мы жители Земли". Урок построен на основе игровой технологии, с использованием современных методов и приёмов обучения. Дети в игровой форме узнают, что такое Сол...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

3 класс. Конспект урока по ИЗО на тему: "Праздник в городе"

Технологическая карта по  изобразительному искусству Класс: 3Тема урока: Праздник в городе. Изображение праздничного города.Цели урока: познакомить с изображениями праздничного города; созда...

УМК "Школа России" 2 класс. Конспект урока «Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились."

Конспект урока «Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились."...

Окружающий мир. План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России

План-конспект урока  окружающего мира в 4 классе по программе  А. Плешакова - УМК Школа России...