Урок окружающего мира 1 класс "Где зимуют птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Сафронова Ирина Владимировна

В данной разработке урока представлены новые образовательные технологии, формы и методы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 1класс

Тема: Где зимуют птицы?

Цели деятельности учителя: закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами; воспитывать любовь к природе.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Где зимуют птицы?

                                                     Ход урока

I. Организационно-мотивационный момент

- Ребята, посмотрите на доску, прочтите данное высказывание. Как вы понимаете его смысл.(Слайд 1)

КРАСНА ПТИЦА ОПЕРЕНИЕМ, А ЧЕЛОВЕК-УЧЕНИЕМ.

-Надеюсь, что  вам сегодня на уроке удастся блеснуть своими знаниями, узнать что-то новое  и сделать хотя бы одно открытие.

-Ведь  «Очень интересно
Все то, что неизвестно!
-

II. Самоопределение  учебной деятельности. Постановка задач урока.

«Корзинка идей»

-Ребята, как вы думаете, почему для нашего урока я выбрала именно эту пословицу.  Озвучьте свои гипотезы. О чем пойдет речь на нашем уроке.

-Рассмотрите картинки и попробуйте отгадать тему нашего урока.

(Слайд2)

- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!

http://festival.1september.ru/articles/626010/img1.jpg

- Откуда же пришло письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).

- Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам, Курской  школы №28). Давайте посмотрим, а что там в конверте? (Открываю конверт)

- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?

                                                                   

                                             Здравствуйте, дорогие ребята!

Я, Лебедь, из сказки Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю, что в Курской  области, там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птицы никуда не улетели.

Ребята, подскажите,

  1. Какие птицы остались зимовать в вашей местности?
  2. Где они укрываются от мороза, чем питаются?
  3. Помогаете ли вы им пережить холода?
  4. Какие птицы улетели на зиму в теплые края и почему?

Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Ваш друг – Лебедь

На эти серьезные вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.

-Какие задачи мы поставим перед собой?

III. Актуализация знаний

- По теме «Птицы» мы с вами провели 2 урока. Что же вы можете рассказать про птиц? (Птицы-животные, тело которых покрыто перьями).

-Зимой птицам приходится трудно, поэтому им надо помогать-подкармливать, чтобы они смогли перезимовать.

Работа в группах. Составление Синквейна «Птицы»

-Составьте, пожалуйста, Синквейн по теме «Птицы»

Птицы

Красивые, изящные, легкие

Летают, поют

Тело покрыто перьями

Животные

IV. Открытие новых знаний

  1. Работа в парах. Игра «Третий лишний»

-Найдите в каждой группе третьего лишнего. Обоснуйте свой выбор.

1)ворона, соловей, сорока

2)кукушка, воробей, синица

3) поползень, журавль, голубь

4) галка, свиристель, ласточка

2. Проблемная ситуация

-Как можно назвать две группы этих птиц?

3. Работа в парах. Исследовательская работа

- Работа с текстом с.16

-Прочитайте текст. Найдите ответы на вопросы:

-Каких  птиц называют зимующими?

-Каких птиц называют перелетными?

-Выполните задания в тетради с. 14

-Проверка по эталону (Слайд)

4. Корзинка идей

Корзинка идей

-Прочтите слово- Орнитолог. 

-Как вы думаете, как это слово связано с нашей темой урока?

-Кто такие орнитологи? Выскажите свои предположения.

Орнитологи-ученые, которые занимаются изучением птиц: разделяют их на виды, исследуют их места обитания, изучают строение тела

5.Работа в парах. Исследовательская работа

Работа с  текстом с.17

-Где зимуют птицы? Выскажите свои предположения.

-Как люди смогли об этом узнать?

Работа с текстом  в технологии критического мышления

-- Внимательно прочтите текст на с. 85 с карандашом в руках

-Сделайте пометки, согласно ключу:

! – это интересно, стоит запомнить

+- это я знаю

-Скажите, что интересного вы узнали из текста. Какие открытия вы сделали для себя?

Работа в тетради с.14 задание 2 (Слайд)

-Проверка по эталону. Посмотрите на слайд, проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Физминутка

-Ребята, как еще называют наш Курский край? (Соловьиный)

-Правильно. Сейчас я вам предлагаю послушать пение соловья и пофантазировать, о чем он может нам рассказать в своей песне

6.Работа в группах. Исследовательская работа

Работа в группах. Краеведческий материал

-Найдите карту Курской области. Разместите на ней птиц, которые, по-вашему, мнению зимуют в наших краях.

- Проверка по эталону.

-Проверьте работу вашей группы.

V.Актуализация знаний

1. Работа в группах. Творческая работа. Составление стихотворения

-Возьмите части стихотворения, расположите их в нужном порядке так, чтобы получился текст на тему:

1. Зимующие птицы

2. Перелетные птицы

Перелетные птицы

Бывают птицы разные  -

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг

Зимующие птицы

Другие – те народ иной

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с Родиной

Страшнее лютой стужи.

  1. Творческая работа. Составление коллажа в технике скрапбукинг. Работа в группах

-Возьмите конверт с заготовками. Составьте коллаж по предложенным темам, используйте свои стихотворения.

1. Зимующие птицы

2. Перелетные птицы

3. Выставка творческих проектов.

VI. Итог урока

-Ребята, вы не забыли, что Лебедь ждет от нас ответов на свои вопросы. Что же мы ему ответим.

  1. - Какие птицы остались зимовать в нашей местности?
  2. Где они укрываются от мороза, чем питаются?
  3. Помогаете ли вы им пережить холода?
  4. Какие птицы улетели на зиму в теплые края и почему?

Каких птиц называют зимующими?

-Перелетными?

-Кто такие орнитологи?

VII. Рефлексия

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами говорили о птицах, актуализировали полученные ранее знания, сделали много открытий для себя. Теперь я предлагаю вам выразить свои ощущения от урока и своей работы.

-Оцените свою работу и чувства, которые вызвал урок и возьмите перышко:

-голубое- мне было интересно, я со всем справился

-желтое – я справился частично, но было интересно

-красное – я не справился с заданиями, было неинтересно

-Посмотрите, ребята, кто у нас получился. На какую птичку похож этот силуэт? (Сказочная птица)

- Я вам предлагаю к следующему уроку найти и прочитать сказку о птицах или найти загадки про них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира"Звери зимы"

-обобщить знания детей о зимующих птицах;-раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой;-дать представление о том, как зимуют звери: заяц, белка, лиса, медведь;Вести ...

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...

Урок окружающего мира: День зимующих птиц России

В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...

Урок окружающего мира "Где зимуют птицы"? 1 класс

Урок окружающего мира по программе "Школа России" А.А. Плешаков с использованием атласа-определителя.Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.Задачи:расширить знания дет...