Урок окружающего мира "Формы земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Гурова Елена Юрьевна

Урок окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_2_klass_formy_zemnoy_poverhnosti.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Гурова Елена Юрьевна

Предмет, класс: Окружающий  мир - 2  класс

УМК «Школа  России», автор – Плешаков А. А.

Тема  урока: « Формы земной поверхности»

Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)

Цель: сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме,  дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Развитие  познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.

Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике.

Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Умение слушать и понимать других.

Предметные:

Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.

Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, физическая карта мира, карточки с заданиями для групповой работы, мяч.

Приложение:  презентация в программе Power Point

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных  учебных  действий

1.Мотивация к учебной деятельности

(Слайд №1)- Добрый день, дорогие ребята!

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам много новых открытий, радость общения друг с другом.

Начинается  урок,

Он  пойдет  ребятам  впрок.

Постарайтесь   всё  понять,

Что-то  новое  узнать!

Личностные:

смыслообразование,

самоопределение

(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

Регулятивные:

 (управление своей деятельностью).

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем

2.Актуализация опорных знаний

- Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

- Зачем люди отправляются в путешествие?

- Сегодня и вас на уроке ждут открытия. У каждого свои: большие или маленькие. И вы будете делиться своими открытиями в течение всего урока. Работать будем сегодня по группам:

1 группа –

2 группа –

3 группа –

А чтобы не сбиться нам с пути, повторим ранее полученные знания.

У каждой команды на парте лежит конверт с заданиями. Откройте конверт и выполните задание.

Задание 1. Собери слово и объясни его значение.

Задание 2. Определи стороны горизонта:

1. Определите, в какую сторону идет группа туристов. Если по ходу движения они видят, что кора на отдельно стоящих в лесу деревьях суше, тверже, светлее, встречаются натеки и сгустки смолы.

2. Определите, в какую сторону движется машина. Если ей пришлось объезжать лежащий на дороге камень, покрытый лишайниками и мхами.

3. Определите сторону света. Здесь почти всегда расположен муравейник, его сторона более пологая, с этой стороны раньше тает снег и созревают ягоды и фрукты.

- Я думаю, что таким путешественникам никакая дорога не страшна, поэтому мы отправляемся в наше путешествие.

- Да, готовы.

-За открытиями.

1 группа – Горизонт – земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

2  группа – Компас – прибор для точного определения сторон горизонта.

3 группа – Стороны горизонта (основные: С, Ю, В, З. Промежуточные стороны горизонта: СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ).

1 группа - Так как все эти признаки показывают южную сторону, а группа движется в противоположном направлении, то туристы идут на север.

2 группа - Так как эти признаки показывают северную сторону, а машина направляется в противоположную сторону, то машина движется на юг.

3 группа -  Это Юг.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование,   волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

-Ступая на землю ногой, мы не проваливаемся. Значит, мы ходим по земной….

- Везде ли ровная поверхность? Что вам встречается по дороге в школу?

- Много на земле неровных поверхностей. Подумайте и скажите, как по-другому можно назвать ровные и неровные участки земной поверхности?

- Назовите  тему  нашего  урока.

-Какую цель вы можете поставить перед собой?

Поверхности.

Поверхность не везде ровная. На пути встречаются спуски и подъемы.

- Формы земной поверхности.

«Формы земной поверхности»

- Узнать, какие формы земной поверхности бывают

- Научиться различать формы земной поверхности

3.Открытие нового знания.

Работа в группах. Образуется 4 группы

Обучающиеся используют Карточку-помощницу. (Приложение1)

Объединитесь в группы, спланируйте свои действия в соответствии с поставленными задачами.

1 группа – Исследователи

2 группа -  Исследователи

3 группа – Картографы

4 группа – Научный отдел

Работают в группах

Познавательные:

формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение,

классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие.

Коммуникативные:

использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

4. Физкультминутка

Коммуникативные

5. Включение в систему знаний. Повторение.

Ребята, сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы кроссворда. (Приложение 2)

Отгадывают кроссворд.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные:

Добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке

7.Рефлексия учебной деятельности

Наше путешествие подошло к концу.

Что новое вы открыли для себя на уроке?

Какие цели ставили?

Удалось их достичь?

Где мы можем использовать знания, полученные сегодня на уроке?

Личностные:

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению)

8. Домашнее  задание

Стр.49 (рабочая тетрадь)

Личностные:

Развитие осознания необходимости в изучении данной темы

Приложение 1

Карточка-помощница

1 группа

1. Назовите основные формы земной поверхности.

2. Что такое равнины?

3. Какие бывают равнины?       (Равнины бывают плоские и холмистые)

4.Что такое холмы?

5.Что такое овраги?

6.Что такое горы?

7.Что такое горные хребты?

Основные формы земной поверхности -________________________________________.

Равнины - это  _____________________________________________________________.

Они бывают ______________________________________________________________.

Холмы – это _______________________________________________________________.

Овраги – это_______________________________________________________________.

Горы – это ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________.

Горные хребты – это ________________________________________________________.

                                             

Карточка-помощница

2 группа

1.Назовите одинаковые части холма и горы.

2.Что такое подошва холма (горы)?

3.Что такое вершина холма (горы)?

4.Где располагаются склоны?

5. Какие бывают склоны?

6.Как отличаются по  высоте холм и гора?

Основные части холма или горы:______________________________________________

______________________________________________________________________.

Подошва – это ________________________________________________________.

Вершина – это ________________________________________________________.

Склоны располагаются _________________________________________________.

Они бывают __________________________________________________________.

Холмы имеют высоту ______________________.

Горы имеют высоту _____________________________________________.

Карточка-помощница

3 группа

Используя карту учебника стр.90-91 и физическую карту в классе, найди и покажи:

  1. Кавказские горы
  2. Уральские горы
  3. Алтай и Саяны

-Каким цветом на карте показаны горы?

  1. Восточно-Европейская равнина
  2. Западно-Сибирская равнина
  3. Средне-Сибирское плоскогорье.

- Каким цветом показаны равнины и плоскогорья?

- Какая поверхность в нашем крае?

- На какой равнине располагается город Орел и Орловская область?

Карточка-помощница

4 группа

  1. Основная горная область Кавказа – Большой Кавказ – грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. На Южной стороне горного хребта возвышается знаменитая гора Эльбрус. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора.

  1. Уральские горы – это горная система на Урале, расположенная между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Высота Уральских гор не превышает 1895 метров. Урал — это сокровищница разнообразных полезных ископаемых. Это руды меди, хрома; россыпи золота, платины, серебра; залежи каменного угля, газа, нефти; драгоценные камни (изумруды, малахит, алмазы, ямша и другие.

  1. Орловская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. На Орловской земле расположено немало памятников природы. Одним из самых удивительных является национальный парк «Орловское полесье». Богатая историческими и культурными традициями Орловщина,  вдохновляла на творчество Тургенева, Лескова, Фета, Андреева, Бунина.

  1. Саяны — горная страна в Сибири. Различают Западный Саян, состоящий из выровненных хребтов без оледенений, и Восточный Саян с типичными среднегорными хребтами, несущими ледники. На склонах преобладает горная тайга, переходящая в горную тундру. Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таёжные елово-кедрово-пихтовые леса. Животный мир так же богат, как и растительный. Встречаются многочисленные звериные тропы. В тайге и горах можно увидеть медведяволкарысьмаралалосякабаргубелкубурундуказайца.
  2. Алтайские горы, или горная система в Азии, на юге Сибири и в Центральной Азии.  Алтайские горы – это гордость мира. В переводе из древнетюркского «Алтай» звучит как «золотая гора» или «гора золота». В Сибири это самый большой горный массив. В нем гармонично сочетаются заснеженные вершины и живописные зеленые склоны, молчаливые холмы и бурлящие горные реки с кристально чистой водой. Самой высокой горой  Алтайского края является двухконечная Белуха. Ее высота составляет 4500 метров.

Приложение 2.

3

о

1,р

а

4.в

н

и

н

а

а

е

р

2.п

5.о

д

о

ш

в

а

в

и

р

н

а

а

г

По горизонтали:

  1. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)
  2. Самая низкая часть холма. (Подошва)

По вертикали:

  1. Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)
  2. Самое высокое место холма. (Вершина)
  3. Извилистое резкое понижение местности. (Овраг)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру "Земная поверхность"1 класс

Данная презентация соотвтетствует содержанию урока окружающего мира  по системе Л.В.Занкова....

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" "Формы земной поверхности"

Комбинированный урок с использованием  ИКТ  Цели урока.: - формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли,  дать понятия «холм», «овраг», «гора...

технологическая карта урока по окружающему миру " Земная поверхность"1 класс

технологическая карта урока по теме "Земная поверхность"  УМК  Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 1 класс...

Технологическая карта урока изобразительного искусства. «Земная поверхность» (Осенний пейзаж. Пуантилизм.) 3 класс.

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о понятии «Пуантилизм» Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понят...